Организационные структуры управления на транспортном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание

Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Содержание

Понятия организационной структуры управления и их виды……….3
Основные виды организационной структуры управления…………...8
а) Линейная структура управления………………………………….8
б) Функциональная структура управления…………………………9
в) Смешанная (линейно-функциональная) структура управления.10
г) Матричная структура управления………………………………..11
3. Типы структур управления организацией……………………………...13
а) Механистическая…………………………………………………...13
б) Органическая……………………………………………………….17
4. Построение оптимальной структуры управления на транспортном
предприятии ………………………………………………………………..19
а) Задачи отделов и служб транспортного предприятия………………20
5. Заключение…………………………………………………………………22
6. Список используемой литературы……………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агенство по образованию.docx

— 54.76 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

  1. Понятия организационной структуры управления и их виды……….3
  2. Основные виды организационной структуры управления…………...8

а) Линейная структура управления………………………………….8

б) Функциональная структура управления…………………………9

в) Смешанная (линейно-функциональная) структура управления.10

г) Матричная структура управления………………………………..11

     3. Типы структур управления организацией……………………………...13

               а) Механистическая…………………………………………………...13

б) Органическая……………………………………………………….17

     4. Построение оптимальной структуры  управления на транспортном

        предприятии ………………………………………………………………..19

         а) Задачи отделов и служб  транспортного предприятия………………20

     5. Заключение…………………………………………………………………22

     6. Список используемой литературы……………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

Понятие организационной структуры управления и их виды

Организационная структура  управления – одно из ключевых понятий  менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Таким образом, под организационной структурой управления необходимо

понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой

соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

     Многообразие функциональных связей  и возможных способов их распределения  между подразделениями и работниками  определяет разнообразие возможных  видов организационных структур  управления. Все эти виды сводятся  в основном к четырём типам  организационных структур:

  1. линейный
  2. функциональный
  3. линейно-функциональный (смешанный)
  4. матричный

 

К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих ее

ключевое для менеджмента  значение. Главные из этих требований к

организационной структуре могут быть сформулированы следующим образом:

1.      Оптимальность. Структура управления признается оптимальной,

если между звеньями и  ступенями управления на всех уровнях  устанавливаются

рациональные связи при  наименьшем числе уровней управления.

2.      Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы

за время от принятия решения  до его исполнения в управляемой  системе не успели

произойти необратимые отрицательные  изменения, делающие ненужной реализацию

принятых решений.

3.      Надежность. Структура аппарата управления должна

гарантировать достоверность  передачи информации, не допускать  искажений

управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность

связи в системе управления.

4.      Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от

управления достигался при  минимальных затратах на управленческий аппарат.

Критерием этого может  служить соотношение между затратами  ресурсов и полезным

результатом.

5.      Гибкость. Способность изменяться в соответствии с

изменениями внешней среды.

6.      Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных

свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования

системы управления и ее элементов.

Совершенство организационной  структуры управления во многом зависит  от того,

насколько при ее построении соблюдались принципы построения:

1)     Целесообразное  число звеньев управления и  максимальное сокращение

времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;

2)     Четкое обособление  составных частей организационной  структуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.);

3)     Обеспечение  способности к быстрой реакции  на изменения в управляемой

системе;

4)     Предоставление  полномочий на решение вопросов  тому подразделению,

которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;

5)     Приспособление  отдельных подразделений аппарата  управления ко всей

системе управления организацией в целом и к внешней среде  в частности.

     Основными инструментами формирования организационной структуры управления

предприятия являются:

1)      Анализ и разделение управленческих и инновационных процессов на

отдельные составляющие функции, задания;

2)      Синтез и группировка заданий в однородные группы достаточно

устойчивые на протяжении длительности периода деятельности предприятия;

3)      Создание специализированных подразделений и служб путем закрепления

за ними однородных групп  заданий, объектов, функций управления, состава

работников и оборудования;

4)      Разработка должностных инструкций и положений об отделах, службах,

подразделениях для документального фиксирования принятой организационной структуры управления.

Наиболее часто при  формировании организационной структуры  предприятия 

задания группируются по определенным признакам:

1.      Вид деятельности;

2.      Функции  управления;

3.      Вид продукции;

4.      Стадии  производственного процесса;

5.      Иерархический   уровень;

6.      Территориальное  расположение.

 

Также существует еще несколько типов организационных структур, которые пока не получили большого развития в современном российском менеджменте:

    • Проектная структура управления;
    • Девизионная структура управления;

Проектная структура используется при создании нового предприятия, при освоении инновационных продуктов, учреждении дочерних фирм и филиалов, проведении масштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках.

Схема проектной  структуры управления

 

Достоинства данной системы:

    • высокая гибкость и адаптивность системы;
    • снижение риска ошибочных решений;
    • профессиональная специализация руководителей функциональных подразделений;
    • возможность учета специфических условий региона;
    • разграничение сфер ответственности;
    • целевое руководство проекта на основе принципа единоначалия;

Недостатки  системы:

    • сложность осуществления единой инновационной политики;
    • сложность контроля работ по проекту в целом;
    • ответственность по определенному проекту размыта;
    • возможность конфликтов из-за двойного подчинения;
    • сложные механизмы координации, что порождает дифференцированный контроль по функциям и проектам;

Дивизионная структура управления применяется на предприятиях многопрофильного типа или расположенных в отдельных регионах. Область применения также на предприятиях, которые занимаются и ведут инновационную политику.

Схема дивизионной структуры управления

 


 

Достоинства данной системы:

  • четкое разграничение ответственности;
  • высокая гибкость и адаптированность;
  • высокая степень самостоятельности структурных единиц;
  • разгрузка высшего руководства;
  • простота коммуникационных связей;
  • кадровая автономия, высокая мотивация;

Недостатки  системы:

  • сложная координация;
  • повышение затрат за счет дублирования функций;
  • разобщенность персонала;
  • сложность осуществления единой политики;

 

Основные  виды организационной структуры  управления

Линейная  структура управления

Линейная  организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Данная система используется в организации с однородной продукцией и простыми технологиями. Для нее характерны простые иерархические коммуникации.

Эта система  достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых  вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.

Схема линейной структуры управления


Преимуществами  такой структуры можно назвать:

  • единство власти, распорядительности, ответственности за весь комплекс задач;
  • простое построение;

Недостатки:

  • высокие профессиональные требования руководителя;
  • у руководителя большой диапазон выполняемых функций;
  • ярко выраженный авторитарный тип руководства (все вопросы решает руководитель);
  • перегрузка руководителя;

 

Функциональная структура управления

Функциональная организационная  структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи. Система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т.п.

Характерные черты – углубление функционального разделения управленческого  труда, обособление функций и  специализация подразделений управления. Практически не используется, т.к. нарушается принцип единства управления, снижается  ответственность исполнителей. В  этом случае указания поступают более  квалифицированные. Однако подчиненные  подразделения не всегда знают, как  согласовать полученные указания, в  какой очередности их выполнять. В чистом виде эта система используется очень редко.

 

 

 

 

Схема функциональной структуры управления

 

 

К преимуществам такой структуры  можно отнести:

  • Характерна высокая специализация по отдельным функциям, группирование власти, распорядительства, ответственности по осуществлению отдельных функций;

К недостаткам:

  • нарушение принципа единоначалия, т.е. отсутствие единого руководства, дублирование распоряжений;
  • отсутствие контроля;

 

Смешанная (линейно-функциональная) структура  управления

Информация о работе Организационные структуры управления на транспортном предприятии