Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:27, реферат
Структура управления организацией, или организационная структура управления (ОСУ), — одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий.
В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Централизация — это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Централизация является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления.
Децентрализация — это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующие этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией. [3-c.356]
Понятия
«централизация» и «
Проблема выбора между централизацией и децентрализацией — это проблема выбора оптимальной конструкции организации. Поэтому децентрализация не может рассматриваться вне связи с централизацией. Она существует лишь по отношению к централизации, и в этом их диалектическое единство. [3-c.356]
Степень централизации
или децентрализации в
• число решений, принимаемых на каждом из уровней управления;
• важность решения для организации в целом;
• степень контроля исполнения принятого решения.
Организации развиваются, делая постоянный выбор между централизацией и децентрализацией. Р. Акофф объясняет тягу к централизации желанием координировать работу нижестоящих уровней и использовать потенциальную синергию, а также стремление предотвратить серьезные ошибки на нижних уровнях управления, последствия действий которых для организации в целом не всегда видны и предсказуемы. Давление в сторону децентрализации, по его мнению, обусловлено желанием облегчить проявление быстрых и эффективных инициатив и реакций на изменения с тех уровней, на которых потребности, опасности и возможности проявляются раньше всего, и обогатить труд руководителей нижестоящих уровней управления путем расширения их ответственности. [3-c.357]
Приобретенные организацией с момента ее создания ценностные ориентации, нормы и образцы поведения носят, как правило, устойчивый характер и не могут быть игнорированы при выборе проектируемой системы.
Отмечено, что децентрализация обладает рядом преимуществ. Она увеличивает скорость и повышает объективность принятия решений, делает организацию гибкой и своевременно реагирующей на внешние изменения, создает для работников определенные удобства и удешевляет делопроизводство, развивает способности руководителей и творческое, доверительное начало в их деятельности. Однако отмечено также и то, что децентрализация имеет и негативную сторону. Она может увести в сторону от главных целей организации, ослабить контроль и единство действий и, наконец, может привести к тому, что решение вовсе не будет принято.
К структуре
управления предъявляется множество
требований, отражающих ее ключевое для
менеджмента значение. Они учитываются
в принципах формирования ОСУ, разработке
которых было посвящено немало работ
отечественных авторов в
1. Организационная
структура управления прежде
всего отражает цели и задачи
организации, а следовательно,
должна быть подчиненной
2. Следует
предусматривать оптимальное
3. Формирование
структуры управления следует
связывать с определением
4. Между функциями
и обязанностями, с одной
5. Организационная
структура управления призвана
быть адекватной социально-
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная;
- множественная (смешанная).
Линейная организация
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие, ответственность, установленные обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочия; оперативный процесс принятия решений; простота в понимании и использовании, возможность поддерживать необходимую дисциплину. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.
Основной
недостаток - высокие требования
к квалификации руководителей.
В числе недостатков линейного
построения организации —
негибкость, жесткость,
Примером линейной структуры является организационная структура ФАС (федеральной антимонопольной службы) России.
Рис.1 Структура управления ФАС России
Линейная организационная структура основана на единоличном управлении предприятием руководителем.
Сейчас практически не используется.
Распределение должностных обязанностей осуществлено таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации. Все полномочия — прямые (линейные) — идут от высшего звена управления к низшему.
Функциональная структура
Функциональная
Д- директор; ФН - функциональные начальники; И – исполнители
Рис.2 Функциональная структура управления
В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. [2-c.222.]
Функциональная организация представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления — технические, плановые, финансовые и т.п. В этом случае указания поступают от компетентных специалистов, групп специалистов. Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять. В чистом виде эта система используется очень редко.
Рис.3 Функциональная организационная структура отеля
Достоинства
структуры: освобождение руководителей
производственных подразделений от
необходимости решения
Недостатки структуры: усложнение взаимосвязей, затруднение координации действий по управлению, проявление тенденций к чрезмерной координации.
Линейно-функциональная структура.
Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко.
Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные
подразделения; ОП - подразделения основного производства.
Рис. 4. Линейно-функциональная структура управления
Среди недостатков
линейно-функционального
Многие учебники называют линейно-функциональное построение функциональным. Это связано с тем, что функциональное построение организации в своем чистом виде — довольно редкое явление.
Дивизиональная структура
Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рис. 3. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.
Рис. 5 Дивизиональная структура управления
Дивизиональные структуры
При этом обеспечивается:
- относительно большая самостоятельность
руководителей дивизионов,
- организация директивных связей по линейному
принципу,
- относительно мощное использование инструмента
координации с технической поддержкой,
- быстрая реакция на изменения рынка,
- освобождение высших руководителей фирмы
от оперативных и рутинных решений,
- снижение конфликтных ситуаций вследствие
гомогенности целей в дивизионе.
К числу недостатков этой структуры
относят:
- относительно высокие затраты на координацию
ввиду децентрализации вплоть до отдельного
финансирования из бюджета и системы расчетных
цен,
- при децентрализации теряются преимущества
кооперации, что часто требует централизации
выполнения отдельных функций (НИОКР,
снабжение и т.д.). [12-c.131]
Рис. 6 Дивизиональная структура небольшого завода
Матричная структура управления
Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.
Рис. 7. Матричная структура управления, ориентированная на продукт
Преимущества матричной
Недостатки матричных структур: