Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:26, контрольная работа
Организации окружают современного человека на протяжении всей его жизни. В многочисленных организациях - детских садах, школах, университетах, предприятиях, спортивных клубах - большинство людей проводит большую часть своего времени.
Понятие ''организация'' произошло от французского ''organisation; organiser'' - устраивать, создавать; объединить, сплотить; упорядочивать.
Этим словом можно определять:
- строение чего-либо. Обычно в этом значении слово употребляется в естественных науках (физике, химии и т.д.);
Понятия «организация» и «организационная структура»: сущность понятий и формы проявления. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в организации.
Мотивация как функция менеджмента: сущность и проявления. Содержательные теории и концепции мотивации: А. Маслоу, Д. Мак Клелланда, Ф. Герцберга.
По мнению Герцберга, все эти
элементы могут вызвать у человека
ощущение недовольства или неудовлетворенности
трудом. При этом хорошее состояние
всех этих факторов не будет приводить
к высокой мотивации
Другой ряд потребностей связан
с уникальной человеческой характеристикой
– способностью к самоактуализации,
к достижениям и
- Достижения. Фактор достижения (решение
трудных задач, внедрение
- Признанные достижения. Источниками признания могут быть: руководители, коллеги, клиенты или подчиненные.
- Содержание работы. Творческий характер работы, сложность, разнообразие и возможность выполнять одно задание от начала до конца.
- Ответственность. Возможность
работать без постоянного
- Продвижение по служебной
Герцберг показал, что из всех факторов, вносящих свой вклад в удовлетворенность работой, 81% являлся мотиваторами, а из всех остальных факторов, вносящих вклад в неудовлетворенность работниками своей работой, 69% представляли собой гигиенические факторы. Картина факторов вызывающих удовлетворенность и неудовлетворенность работой, полученная на основе многочисленных исследований, проведенных по методике Герцберга, представлена на рисунке 2.3.
Рис. 2.3.
Обобщая результаты своих исследований, Герцберг сделал ряд выводов:
В отличие от теории Маслоу, двухфакторная теория Герцберга не предполагает иерархической организации мотивов (потребностей), то есть истинная (внутренняя) мотивация, желание работника трудиться с полной отдачей сил по Герцбергу, не зависит от удовлетворения гигиенических потребностей.
Правда, следует отметить, что рядом экспериментальных исследований было показано, что внешние («гигиенические») факторы могут мотивировать к высокому уровню производительности так же, как и внутренние факторы [3, с.109].
Подход Мак Клелланда (Потребность в достижении и власти).
Американский ученый Дэвид Мак Клелланд заинтересовался, чем отличаются люди, добившиеся высоких результатов в своей сфере деятельности. Он и его коллеги выявили, что таких людей отличает высокий уровень развития следующих потребностей:
- потребность в достижениях;
- потребность
в аффилации (потребность
- потребность во власти.
Потребность во власти проявляется в том, что человек стремится контролировать людей, ресурсы и процессы, протекающие в его окружении.
Лица с высокой мотивацией к власти (доминированию) могут быть подразделены на две группы.
Первую группу составляют те, кто стремится к власти ради самой власти. Их привлекает возможность оказывать влияние на других людей. Интересы организации для них часто отходят на второй план. К о второй группе относятся те лица, которые стремятся реализовать свой лидерский потенциал в интересах дела, ради решения организационных задач. Такие люди преданы своей организации, увлечены делом и работают, не считаясь со временем.
Потребность в аффилации в основном соответствует социальным потребностям и потребностям в уважении пирамиды Маслоу.
Потребность в достижении успеха (высокого результата) имеет большое значение для понимания рабочего поведения. Люди с высокой потребностью в достижениях готовы принимать на себя ответственность при решении проблем, стремятся быть успешными, предпочитают самостоятельную, разнообразную работу. Работники с низкой потребностью в достижениях предпочитают наоборот иметь дело со стабильными, надежными, предсказуемыми ситуациями.
Исследования Дэвид Мак Клелланда показали что люди , обладающие сильной потребностью в достижении, характеризуются рядом специфических черт:
- склонность к средней степени риска, к рассчитанному риску;
- потребность в немедленной обратной связи;
- удовлетворение от самого процесса работы;
- захваченность заданием.
Руководители
могут влиять на силу потребности
в достижениях своих
Изучение различных профессий показало что для предпринимателей характерна мотивация достижения выше среднего уровня и мотивация в социальных связях ниже среднего уровня.
Высшие руководители имеют более высокую потребность во власти и стремятся реализовать эту власть, заставляя других людей принимать и достигать цели организации [3, с.125].
Критика содержательных теорий. Содержательные теории делают акцент на содержании ведущих потребностей, заставляющих человека действовать определенным образом. На первый взгляд он простой. Достаточно руководителю определить основные потребности подчиненного – и он сможет предсказать тот тип задач, такие факторы и условия, которые наилучшим образом будут мотивировать работника. Однако на практике это наиболее сложная задача. Так как:
1-потребности могут меняться,
2-формы
выражения потребностей в
3-даже
если потребности у работника
остаются постоянными,
4-реакция разных людей на препятствия на пути удовлетворения тех или иных потребностей тоже может быть различной (один – бросит, другой- удвоит усилия).
Содержательные теории помогают руководителю понять, что трудовая мотивация у разных людей может быть разной. Руководители должны стремиться к более точному пониманию индивидуальных потребностей работников и вырабатывать управленческие воздействия, которые полно учитывают особенности мотивации работников и специфику рабочих условий.
[3, с.135]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента с приложением схем: учебник.-М., ЭЛИТ, 2004.-552 с.
2. Лабунский Л.В. Основы менеджмента: учебное пособие/ Лабунский Л.В., Галкина Н.В., Тролль А.В.-Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2007.-340 с.
3. Магура М., Курбатова М. Секреты мотивации или мотивация без секретов. // Журнал. Управление персоналом. 2007 №13-14.-653 с.
4. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента.-М., Дело, 1998.-799 с.
5. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: учебник.-М., ИНФРА-М, 2008.-330 с.
6. Полукарпов В.Л. Основы менеджмента.-М., КНОРУС, 2008.-240 с.