Организация как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:46, реферат

Описание

Цель данного реферата – исследование организации как объекта управления.
Для достижения данной цели следует решить поставленные задачи:
- рассмотреть понятие «организации» при различных подходах
- изучить типологии организаций и выявить новые тенденции развития организационных форм.

Работа состоит из  1 файл

самый.docx

— 68.56 Кб (Скачать документ)

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

По мнению многих известных  ученых в области менеджмента, современный  мир представляется  как мир самых разных организаций, которые представляют собой «форма устойчивого объединения людей для их совместной целенаправленной деятельности в рамках определенной структуры»1.

Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики. Одни организации, конечной целью которых не является получение прибыли (позднее будут названы некоммерческими организациями), создаются для достижений социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций; разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а так же в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Другие хозяйственные организации создаются с целью удовлетворения материальных потребностей и получение предпринимательской прибыли.

Это играет большую роль при рассмотрении организаций как  объектов управления. Многообразие целей и задач организаций приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников. Сейчас в современной российской экономике после соответствующих рыночных реформ существуют различные организационные формы: товарищества, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, предпринимательские союзы и другие.

В новой среде, при новых  правилах бизнеса необходима новая  форма организации и не только для того, чтобы успешно конкурировать  за ограниченные ресурсы и деньги клиентов, сколько для того, чтобы  успевать за происходящими изменениями, а, главное, успеть реализовать возникающие  возможности. Цель организационных  изменений, в свою очередь, состоит  в повышении конкурентоспособности, преодолении неопределенности, вызванной  стремительными изменениями во всех сферах экономической, технологической, инфраструктуры.

Цель данного реферата – исследование организации как  объекта управления.

Для достижения данной цели следует решить поставленные задачи:

- рассмотреть понятие  «организации» при различных  подходах

- изучить типологии организаций  и выявить новые тенденции  развития организационных форм.

 

1.  ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Общество состоит из множества  организаций, с которыми связаны  все аспекты и проявления человеческой жизни, — экономика, культура, наука,  оборона, образование и даже личная жизнь.

Организация — сложный организм. В нем уживаются и переплетаются интересы личности и групп, ограничения и стимулы, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, неформальные инициативы и нормативные требования. У организаций есть свой облик, организационная культура, репутация и традиции. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.

    1. Содержание понятия «организация»

В теории управления и организации  существует множество научных школ, представители которых предлагали разнообразные варианты определений, более или менее точно отражающих ее специфику. Но на современном этапе развития организационной науки более популярным и часто используемым является определение, которое принадлежит американскому теоретику и бизнесмену Честеру Барнарду, Оно, по-моему, в наибольшей степени отражает общие аспекты понятия «организация» как субъекта человеческой деятельности и объекта управления.

Организация – это объединение людей, чья совместная деятельность сознательно координируется ради достижения общей цели или совокупности целей.2

Современные справочники  и специализированные словари дают такое определение: «Организация (франц. оrganisation, от ср.-век. лат. оrganizo –сообщаю стройный вид, устраиваю) – 1) внутренняя согласованность, упорядоченность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением. 2) Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. 3) Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.»3

Сам термин «организация» присутствует сразу в нескольких элементах схемы управления, и это отражает тот факт, что «организация» в теории управления рассматривается в нескольких аспектах.

Во-первых, это средства управления, которые обычно разделены на три группы. Механизмы управления (координации) – это основные способы, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие менеджера: власть, полномочия, структуры, правила. Вторая группа включает в себя организацию и технологию управления. Здесь категория «организация» рассматривается как «совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого» – во втором смысле приведенной выше словарной статьи.

Во-вторых,  организация как нечто, чем управляют менеджеры, используя разнообразные вариации механизмов, технологий и инструментов управления, иными словами – как объект управления, или как «объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур».

Таким образом, организация как объект управления представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» - понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из отдельных людей и групп, взаимодействующих между собой.

1.2 Признаки организаций, ее структура

Существует также целый  ряд признаков, являющихся возможными, но не обязательными признаками организаций.

1. A priori заданный правовой статус. Принятие решения о государственной регистрации организации как юридического лица приводит к следующим основным результатам:

  • формируется легитимная система управления собственностью юридического лица и ее суррогатами (например, ценными бумагами);
  • договорные отношения между учредителями, а также между организацией и контрагентами (в первую очередь кредиторами) становятся юридически значимыми;
  • сама организация как юридическое лицо становится объектом правоотношений.

Таким образом, факт государственной  регистрации накладывает целый  ряд нормативных ограничений  на деятельность организации. Стремясь уменьшить ограничения, хозяйствующие  субъекты, как правило, создают конгломераты, состоящие из нескольких юридических  и физических лиц. Отсюда говорить о  неком едином правовом статусе организации не всегда возможно. Речь должна идти скорее об установлении юридически значимых отношений между конкретными физическими и юридическими лицами.

2. Наличие совокупности  целей. Организация функционирует до тех пор, пока у нее есть хотя бы одна объединяющая всех членов цель. Все организационные цели выстроены в определенной системе, которую называют «древом целей».

3. Управление - сознательная координация усилий и организационной деятельности для достижения целей.

4. Коллектив, команда - особая система организационных  отношений. До последнего времени наличие коллектива или даже команды работников считалось неотъемлемым свойством организации. При этом особое внимание всегда придавалось наличию и важности межличностных отношений между членами коллектива, собственно и превращающих множество индивидов в команду. Однако целый ряд новых тенденций, получивших развитие в мировой практике, позволяет усомниться в корректности данного положения. К подобным тенденциям относятся:

  • создание распределенных групп работников, взаимодействующих исключительно в «цифровом пространстве» и не знающих друг друга лично;
  • аутсорсинг (англ. outsourcing), т.е. передача функций по реализации отдельных бизнес-процессов сторонним организациям (группам исполнителей);
  • практика неполной занятости, субподряда.

5.Технологичность. Деятельность людей в организации связана с преобразованием определенных ресурсов.

6.Организационная культура. Закрепление и объективизация определенных действий и символики, формирование на этой основе организационной структуры - специфичного для организации набора норм и моделей поведения людей, ценностей идеологии.

Предложенная трактовка  термина «организация» является универсальной.

Кроме того, организацию характеризуют  определенная организационная культура и возможность, в необходимых  пределах, осуществлять саморегулирование  своей деятельности, считаю необходимым  отметить внутренние переменные организации и ее отношения с внешним окружением.

Внутренние  переменные организации. Состояние  организации не является чем-то неизменным и застывшим. Изменения внутреннего  содержания ее происходят под влиянием времени и в результате управленческих действий людей. В каждый определенный отрезок времени внутренний фактор организации есть нечто «данное», что менеджеры должны изменять в  ходе достижения поставленных целей. К  основным внутренним переменным относятся сами цели и задачи, структура, кадры, техника и технология и другие составляющие организации.

Цели  и задачи организации многообразны и зависят от разных обстоятельств. Торговые организации ставят своей  целью реализацию товаров и получение  торговой прибыли; промышленные организации - производство необходимых товаров, при этом решают задачи повышения  производительности труда, достижения рентабельности; государственные учебные  заведения - подготовку специалистов для  народного хозяйства и совсем не нацелены на получение прибыли, но в их задачи входят: оптимизация  затрат на обучение, повышение его  научного уровня и приобретение практических навыков учащимися и др. От целей  организации зависит ее структура.

Структура организации это внутренняя переменная, показывающая взаимодействие уровней  управления и функциональных областей организации (подразделений, занятых  маркетингом, производством, финансами, НИОКР и т.д.). В зависимости  от конкретных условий и обстановки, материальных, финансовых и кадровых возможностей руководство организации  перестраивает ее для более эффективного достижения целей и решения конкретных задач. Это связано с пересмотром  уже сложившейся системы специализированного  разделения труда.

Взаимодействие  организации с внешней средой. Успешная деятельность организации  в достижении поставленных целей  и задач во многом зависит от внешнего окружения. Так, например, на производственном предприятии всегда возникает ряд  вопросов, относящихся к внешней  среде: каковы источники сырья, материалов, энергии? Имеются ли соответствующие  специалисты? У кого приобрести машины, механизмы, инструменты и т.д.? Есть ли подрядчик на строительство объекта? Каковы удаленность и объемы рынков сбыта? Какие существуют экологические  ограничения? Как поведут себя местные  власти? И так далее.

Внешняя среда может воздействовать или  прямо и непосредственно, или  скрыто, косвенным образом.

Среда прямого воздействия включает: государственные  организации, регулирующие хозяйственную  деятельность (налоговая инспекция, разрешительная система, таможенная служба, правоохранительные органы, государственное  страхование и др.); потребителей, чьи интересы защищает общество охраны прав потребителя, соответствующий  спрос на рынке; конкурентов с  их стремлением завоевать потребителя  при помощи лучшего качества, сервиса или более приемлемой цены; поставщиков сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др. Менеджеру в своей работе необходимо все знать и учитывать.

Среда косвенного воздействия включает факторы, которые влияют на предприятие не прямо и немедленно, а опосредованно, через сложную систему экономической  конъюктуры, достижения технического прогресса, социально-политические и культурные изменения, микрохозяйственные связи, отношения и др. Данные факторы проявляются не все сразу и не с одинаковой силой.

Учет воздействия внешней  среды требует от менеджеров знания, как быстро могут проявлять себя факторы внутренней и внешней  среды, ведь в современных условиях их влияние может стремительно возрастать. Однако скорость воздействия факторов внешнего окружения неодинакова  для различных организаций.

В структуре организации  принято выделять следующие уровни управления:

  1. Институциональный уровень – уровень высшего звена управления, на котором осуществляется планирование на длительный период, начинают решения, имеющие очень важные для организации последствия, происходит реагирование на перемены, которые уже начались или ожидаются в ближайшем будущем и т. д. Еще одна отличительная свойство этого уровня состоит в том, что именно на нем принимаются решения, касающиеся взаимодействия организации с ее внешней средой — конкурентами, государством, общественными объединениями и т. д. На этом уровне принимают решения менеджеры высшего звена (так называемые топ-менеджеры: директора, президенты, вице-президенты предприятий, ректоры университетов); 
  2. Управленческий уровень – уровень управления среднего звена менеджмента, на котором осуществляется координирование действий различных работников и подразделений для достижения стоящих перед организацией целей. На этом уровне принимают решения менеджеры среднего звена (руководители автономных подразделений и отделов, директора филиалов, в университетах — деканы); 
  3. Технический уровень – уровень управления низового звена, на котором выполняются стандартные трудовые операции; этот ватерпас можно соотнести с повседневной работой, которая имеется в любой организации.

Информация о работе Организация как объект управления