Организация как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:46, реферат

Описание

Цель данного реферата – исследование организации как объекта управления.
Для достижения данной цели следует решить поставленные задачи:
- рассмотреть понятие «организации» при различных подходах
- изучить типологии организаций и выявить новые тенденции развития организационных форм.

Работа состоит из  1 файл

самый.docx

— 68.56 Кб (Скачать документ)

Решения на этом уровне принимают  менеджеры низового звена (мастер в  цехе, руководитель подотдела, в вузах  — заведующие кафедрой и т. д.), а  их деятельность изучается оперативным  менеджментом.

Задачи, которые призваны решать руководители разных уровней, существенно  отличаются друг от друга. Эти отличия  обусловлены в первую очередь  тем, что руководители каждого уровня должны управлять разными видами работ. Любой человек, стремящийся  стать руководителем, должен хорошо представлять себе особенности деятельности руководителя в зависимости от уровня, на котором он осуществляет свои функции.

Не следует думать, что  руководители какого-то уровня важнее для предприятия, чем руководители другого уровня. занятие руководителя любого уровня управления важна для нормального функционирования организации. Высшее звено управления будет беспомощным, если оно не будет опираться на низшее и среднее звено, то же справедливо и для всех остальных уровней.  
На руководителей высшего звена возлагается задача принятия жизненно важных для организации или ее крупного подразделения решений. Как правило, такие решения являются стратегическими: они, в отличие от решений тактических, определяют не способы достижения целей, а сами цели, к которым должна стремиться организация. 

Как правило, руководители высшего  звена не имеют большого числа  контактов с людьми: их коммуникации внутри организации ограничиваются общением с другими руководителями высшего звена, а также общением с небольшим количеством подчиненных. Однако это не обозначает , что их работа проще или легче, чем работа руководителей других уровней. Во-первых, они несут огромную ответственность. Если неправильное решение, принятое руководителем среднего или низшего звена, сказывается на некоторых аспектах деятельности организации, то есть приводит к локальным нарушениям, то ошибка руководителя высшего звена может привести к гибели организации. По этой фактору одна из наиболее важных способностей, необходимых для руководителя высшего звена, — это умение рисковать. Далеко не каждый человек способен на это. 

Руководители среднего звена, как исправляло , занимаются координированием и контролем деятельности руководителей низшего звена, а также оказывают помощь руководителям высшего звена в принятии решений. Кроме того, они играют роль посредников между руководителями высшего звена и руководителями низшего звена. Рассмотрим их функции подробнее.  
Руководители среднего звена нередко привлекаются для принятия решений, совершаемого руководителями высшего звена. Их участие в этом движении может заключаться как в предложении конкретных нововведений, так и в сборе информации, значимой с точки зрения проблемы, или в экспертизе принятого решения.

Руководители высшего  звена располагают едва самой  общей информацией о деятельности организации; нередко они могут  не осознавать тех проблем, которые  либо существуют в организации, либо возникают в результате принятия неправильного решения. Естественно, начальники среднего звена обладают более полной информацией о жизни  предприятия; по крайней мере, они  лучше знают о том, как функционирует  то подразделение организации, деятельностью которой они управляют. отличие между руководителями высшего звена и руководителями низшего звена состоит в том, что первые имеют дело с организацией в целом, тогда как руководители среднего звена лучше осведомлены относительно некоторой количества деятельности организации. С этой точки зрения, руководители низшего звена располагают слишком частной информацией о деятельности организации.  
Еще одна задача, стоящая перед руководителями среднего звена, заключается в посредничестве между высшим и низшим звеном управления. Обычно оптимальная интерпретация принятого на высшем уровне решения ложится именно на них. И это совершенно естественно, поскольку они обычно могут сообщить этим решениям форму, оптимальную с точки зрения низшего звена управления. В этом случае руководители среднего звена распределяют конкретные задания, назначают сроки, в которые они могут быть осуществлены. Стоящие перед ними задачи можно определить как конкретизацию решений, принятых на высшем уровне. 

Руководителю среднего звена  приходится крайне много общаться, и это обусловлено прежде всего  предметом , что они выполняют функции посредников между другими уровнями управления. По этой причине они должны уметь выделять значимую информацию и отбрасывать то, что не важно. 

Если система состоит  из большого числа работников, в  среднем звене управления могут  выделяться дополнительные уровни. В  частности, нередко можно столкнуться  с ситуацией, когда одни руководители среднего звена координируют занятие  руководителей низшего звена, а  другие координируют деятельность руководителей  среднего звена. Последних нередко называют руководителями верхнего звена: они занимают более высокое положение, чем обычные руководители среднего звена, однако не принадлежат к высшему звену управления, так как подчиняются ему.

Необходимо отметить, что  технологический прогресс, а также  некоторые другие причины привели  к тому, что количество среднего звена управления постепенно снижается. Однако это не означает, что в руководителях среднего звена нет необходимости. Дело лишь в том, что функции, возлагаемые на этих начальников, подвержены наиболее сильным изменениям. 

Главная особенность работы руководителей низшего звена  заключается в том, что они  обязаны контролировать производственный процесс: решать проблемы, связанные  с использованием ресурсов в конкретной ситуации, контролировать качество и  сроки выполнения производственных операций. Основная трудность, с которой  приходится сталкиваться руководителю низшего звена, состоит в том, что ему приходится весьма быстро переключаться с одной работы на другую. По этой причине руководитель низшего звена должен уметь быстро принимать решения, поскольку времени  для обдумывания решения обычно нет. 

У начальника низшего звена  по-особому складываются отношения  с подчиненными. Ему приходится не только принимать решения и осуществлять контроль за их деятельностью, но и выступать в роли наставника, лидера. И действительно, именно на этих руководителей осознанно или неосознанно возлагается задача обучать молодых и/или новых сотрудников. Руководители других уровней выполняют такие функции гораздо реже.

 

 

 

2. КЛАССИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1 Типологии организаций по различным критериям

Огромное многообразие и  разнохарактерность организаций создают  существенные трудности для их классификации. Для чего же нужно классифицировать организации? Составление любой  типологии– это способ лучше исследовать окружающий нас мир, в данном случае – мир организаций. Для менеджера или человека, занимающегося исследованиями в области управления, типология организаций играет роль своеобразного путеводителя, помогающего создать определенный образ окружающей реальности в результате разбиения огромного целого на составляющие для более точного и эффективного изучения. Существует множество классификаций организаций по организационно-формальным критериям, по функциональному подходу, по социально-психологическому и многим другим. Рассмотрим наиболее значимую и универсальную классификацию.

Организационно-формальные критерии.

Американский исследователь  Чарльз Уорринер называл такие классификации традиционными, народными или «типологиями здравого смысла». Действительно, это самые явные и очевидные классификации.

На основании критерия формализации:

  • формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;
  • неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

Предметом нашего изучения являются формальные хозяйственные организации, которые в соответствии со ст. 48 (п. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.

Типы организации по форме собственности (кому они принадлежат):

  • частные
  • государственные
  • муниципальные
  • смешанные

По отношению к прибыли:

  • коммерческие организации – у них получение и распределение прибыли между учредителями (акционерами) является уставной целью деятельности
  • некоммерческие – основная цель состоит в удовлетворении неких общественных потребностей, а прибыль (если вдруг она появляется) может быть направлена только на развитие самой организации.

По организационно-правовым формам выделяют: товарищества (с разновидностями), кооперативы, акционерные общества (с различными степенями ответственности), дочерние и зависимые общества; фонды, ассоциации, учреждения, некоммерческие партнерства и т.д. Все они отличаются особенностями создания, регистрации, осуществления полномочий руководством, формами отчетности и ведения документации и т.д. Здесь же выделяют организации с образованием юридического лица и без такового (ПБОЮЛ). Подробнее Приложение Схема.

По участию в различных  секторах производства организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

    • отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;
    • отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например, машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т. д.;
    • отрасли третичного цикла, предприятия и организации которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.;
    • к четвертому сектору относят все организации и институты, которые занимаются такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении большими и сложными системами.

По содержанию деятельности организации подразделяются на добывающие, обрабатывающие, сборочные (например, в промышленности и сельском хозяйстве); исследовательские, проектные, обучающие, просветительские (музеи) и т.п.

По размерам организации группируются на крупные, средние и малые. В качестве классификационных признаков такого деления чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость активов. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для отнесения организации к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев.

В рамках этого же подхода  выделяются так называемые «надорганизации»4 – объединения, имеющие в своем составе несколько полностью или относительно юридически самостоятельных организаций, часто – функционирующих в различных сферах и выпускающих разнообразную продукцию (услуги). К таким организациям можно отнести холдинги, концерны, тресты, консорциумы, конгломераты. Они могут строиться для решения различных задач, иметь постоянный или временный характер, сильно различаться по способам построения и структуре и т.д. Главное, что их всех объединяет, – все они, являясь тоже организациями, состоят из организаций в рассматриваемом данной работой смысле слова.

2.2 Новые организационно-правовые формы

Структура экономики, т. е. количественное и качественное соотношение предприятий  и организаций разного типа и  назначения, имеет большое значение для ее эффективного функционирования и развития. В связи с переходом  к рыночным отношениям  в структуре  бизнеса нашей страны  происходят постоянные изменения. Приватизация предприятий, начавшаяся в начале 90-х годов  с таких отраслей, как торговля, общественное питание и бытовое  обслуживание населения, и дальнейшее развитие частного сектора привели  к доминирующей доле частных организаций  в распределении их по формам собственности.

По данным Росстата на 2009 год, из 79313 зарегистрированных физических лиц (кроме мелких организаций), находящихся в российской собственности 40156(более 51%) являются частными, 9951 – в государственной собственности,17565- в муниципальной собственности и в смешанной собственности остаются 5726 организаций.5

Преобладающей формой стали  общества с ограниченной ответственностью, составляющие 44% (35875 единиц) от всех хозяйствующих  коммерческих субъектов(81309 единиц), и  около29% составляют акционерные общества, 24% - унитарные предприятия, 2% -  производственные кооперативы и малые доли товарищества на  вере и полные товарищества.6

Информация о работе Организация как объект управления