Организация плановой работы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:30, реферат

Описание

Общество всегда ставит перед собой задачу дальнейшего самосовершенствования, повышения уровня жизни. Постановка целей и их реализация требуют организованной деятельности, а последняя - ее планирования. Механизмы реализации планов, формы и методы планирования могут быть различными и сами оказывать влияние на характер производственных отношений.

Работа состоит из  1 файл

производственный менеджмент.docx

— 56.74 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Курганский государственный университет

Кафедра «сервиса транспортных и технологических  машин и оборудования» 
 

Реферат

по курсу: Производственный менеджмент 

на  тему: «Организация плановой работы на предприятии» 
 
 
 
 
 

                                                       Выполнила:

                                                       студентка группы ТС-1671

                                                       Кацай В.В. 

                                                       Проверил:

                                                       Трубин Л.А. 
 
 

Курган 2011

Введение

Общество всегда ставит перед собой задачу дальнейшего  самосовершенствования, повышения  уровня жизни. Постановка целей и  их реализация требуют организованной деятельности, а последняя - ее планирования. Механизмы реализации планов, формы  и методы планирования могут быть различными и сами оказывать влияние  на характер производственных отношений. Сложившаяся на предприятиях методика планирования не в полной мере соответствует  хозяйственному рыночному механизму. Основные недостатки действующей в  наше время системы планирования сводятся к следующему. Предприятия  необоснованно отказываются от перспективного планирования, мотивируя это неопределенностью  условий хозяйствования и динамизмом внешней среды, хотя опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более  успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение  степени удовлетворенности работой  специалистов и рабочих. Но на сегодняшнее  время в действующих организациях принимаемые плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы разрабатываются на квартал  с разбивкой заданий по месяцам. Составляемые планы носят фрагментарный  характер, не содержат необходимых  разделов и показателей, что не способствует целостности и комплексности  планирования и снижает эффект от его применения в производственно-хозяйственной  деятельности. Различные разделы  текущих планов разрабатываются  на разной исходной информационной базе, что приводит к рассогласованности плановых заданий по различным областям производственно-хозяйственной деятельности и структурным подразделениям предприятия. Составляемые планы, будучи по свое форме  директивными, не содержат механизма  корректировки в процессе их реализации. Не выполняются, что вносит определенную дезорганизацию в работу структурных  подразделений предприятия и  подрывает доверие исполнителей к возможностям средств и методов  планирования, снижает исполнительскую  и финансовую дисциплину и ответственность  за конечные результаты деятельности предприятия.

Создать организационный  и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей указанные недостатки, нельзя. Однако построение такой системы - достаточно сложный процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.

Можно привести основной аргумент в пользу планирования: оно заставляет собственника сначала  думать, а потом действовать. В  любой организации, крупной или  мелкой, отдельные решения принимаются  с налета. Если у организации нет  четких, понятных, изложенных в письменном виде целей, то эта организация будет  в лучшем случае бесцельно плыть  по течению. Актуальность проблемы исследования связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования деятельности предприятий, сколько восстановления бизнес - процессов с учетом реальных экономических условий, проблем и возможностей предприятий.

Организация плановой работы на предприятиях

Сущность, назначение и цели планирования

Планирование - особая форма деятельности направленная на разработку и обоснование программ экономического развития предприятия  в соответствии с целями и задачами его функционирования.

Основное назначение планирования максимально учесть все  внутренние и внешние факторы, не использованные резервы и получить максимальную прибыль. Планирование служит для подготовки решений, и всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие субъекта хозяйствования в  перспективе. Для планирования важным элементом является достоверность данных.

В условиях жесткой  конкуренции планирование производственно - хозяйственной и финансовой деятельности является важнейшим условием их выживания  экономического роста и процветания. Планирование позволяет оптимально увязать имеющиеся возможности  по выпуску продукции со сложившимся  на рынке спросом и предложением.

Сущность планирования проявляется в том, что:

1. Имеет дело  с выбором из множества возможностей  альтернативы развития предприятия  в будущем.

2. Реализация  выбранной альтернативы осуществляется  на основе решения, принимаемых сегодня, поэтому всегда существует вероятность ошибки.

3. Планирование  есть непрерывный процесс принятия  решения в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются по времени цели и задачи развития предприятия, определяются стратегии и политика по их достижению; разрабатываются долгосрочные планы, в которых скоординировано выполнение показателей, отражающих различные стороны ведения экономики предприятия

4. Исходной посылкой  планирования должен стать принцип,  согласно которому функционирование  предприятия должно быть рентабельно  и обеспечивать денежные поступления  и прибыль в объеме, удовлетворяющем  заинтересованные в результатах  работы предприятия, группы лиц  (собственников, учредителей, коллективов  акционеров, государства и т.д.)

5. В самой  сущности и характере проявления  факторов производства и задач,  вытекающих из отдельных направлений  деятельности предприятия, планировании  подразделяется на долгосрочные и краткосрочные. В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, т.е. применение результатов прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период. Текущее обеспечение предприятия сырьем и материалами, плата за энергию, воду нуждается в анализе краткосрочного периода.

Сущность планирования наиболее ярко проявляется в принципах  планирования, которые в совокупности отражают содержание планирования.

В качестве эффективности  планирования выступают несколько  принципов;

· Научность  планирования;

· Полнота и  точность планирования;

· Непрерывность  и гибкость планирования;

· Экономичность  планирования;

· Возможность  контроля планов;

· Возможность  оперативной корректировки планов.

В процессе планирования преследуется основные типы целей, задачи, к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода, которые  могут быть достигнуты позднее, которые  не считаются достижимыми, но к которым  предусматривается приближение  в планируемом периоде или  за его пределами.

Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия, например распределение выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим руководством. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Например, тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных целей в будущем.

Стратегическое  планирование призвано определять цели предприятия и их стратегию на длительный период времени (до 10 лет). Поэтому  стратегическое планирование часто  определяют как процесс моделирования  и изучение будущего. Сущность планирования проявляется в конкретизации  целей развития предприятия на установленный  период времени; выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, определение  хозяйственных задач и средств  их достижения, необходимых для решения  поставленных задач. Стратегическое планирование представляет собой долгосрочный прогноз. В процессе стратегического планирования определяются цели, долгосрочные и  краткосрочные стратегические ориентиры  вырабатывается стратегия поведения  на рынке и стратегический план.

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного  выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В  таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.

Рассмотренные четыре вида планирования по типам  целей имеют весьма широкое распространение, как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных фирмах. Оперативное планирование осуществляется в основных подразделениях предприятия самостоятельно. Тактическое охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри подсистем или цехов, а также между подразделениями и предприятием в целом. Стратегическое учитывает существующие взаимоотношения не только внутри предприятия, но и различные отношения между организацией как целой системой и ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которым она непосредственно взаимодействует и на которое сама оказывает определенное влияние. Нормативное планирование распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения, включая связи между предприятием и его фоновым окружением, на какое оно не оказывает влияния, но которое само на него воздействует. Все эти виды планирования позволяют учитывать внутренние и внешние изменения в производственной деятельности предприятия и способствуют повышению уровня развития его экономического потенциала и качества жизни работников.

Конечно, иногда факторы, оказывающие влияние на процесс планирования на предприятии, зависят от специфики деятельности, от региональной принадлежности, но при  наличии квалифицированного кадрового  состава и компетентного руководства  все недостатки могут быть ликвидированы  в короткие сроки.

Виды  планов, их характеристика

Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ним и его отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов. План тесно связан с конкретностью, т.е. выражается конкретными показателями, определенной величины или параметрами. В плане разрабатываются задания для всех видов деятельности, для каждого звена или на один вид работы.

Стратегический  план, в котором формулируются  задачи, цели и общая стратегия  их достижения. Стратегические планы  должны быть разработаны так, что бы не только оставаться целостными в течение длительных периодов (пяти лет и более), но и достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Функции и стратегического и оперативного финансового планирования выполняет финансовый менеджмент. Чем выгодно заняться, как минимизировать издержки и максимизировать прибыль, избежать конкуренции, получить дешевые кредиты, выгодно продать продукцию, дешево купить сырье — все это предмет заботы финансового менеджмента. Практика менеджмента выявила эффективные способы достижения финансового благополучия, например: выбирать самые дешевые источники финансирования; использовать заемный капитал лишь в случае, если он повышает общую рентабельность, и только в установленные сроки; рисковые инвестиции осуществлять за счет собственных средств; не приобретать в собственность то, что можно арендовать или взять в долг; применять оптимальные схемы налоговых и других платежей с учетом возможностей, предоставляемых действующим законодательством. 
 
Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия организации, стратегия сбыта, финансовая стратегия и т.п. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели. В нем приводятся детальные сведения о продуктах, капиталовложениях, источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях. Основным видом среднесрочных планов является бизнес-план, который имеет ряд особенностей.

Информация о работе Организация плановой работы на предприятии