Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:30, реферат
Общество всегда ставит перед собой задачу дальнейшего самосовершенствования, повышения уровня жизни. Постановка целей и их реализация требуют организованной деятельности, а последняя - ее планирования. Механизмы реализации планов, формы и методы планирования могут быть различными и сами оказывать влияние на характер производственных отношений.
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Курганский государственный университет
Кафедра «сервиса
транспортных и технологических
машин и оборудования»
Реферат
по курсу:
Производственный менеджмент
на
тему: «Организация
плановой работы на
предприятии»
Курган 2011
Введение
Общество всегда
ставит перед собой задачу дальнейшего
самосовершенствования, повышения
уровня жизни. Постановка целей и
их реализация требуют организованной
деятельности, а последняя - ее планирования.
Механизмы реализации планов, формы
и методы планирования могут быть
различными и сами оказывать влияние
на характер производственных отношений.
Сложившаяся на предприятиях методика
планирования не в полной мере соответствует
хозяйственному рыночному механизму.
Основные недостатки действующей в
наше время системы планирования
сводятся к следующему. Предприятия
необоснованно отказываются от перспективного
планирования, мотивируя это
Создать организационный и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей указанные недостатки, нельзя. Однако построение такой системы - достаточно сложный процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.
Можно привести основной аргумент в пользу планирования: оно заставляет собственника сначала думать, а потом действовать. В любой организации, крупной или мелкой, отдельные решения принимаются с налета. Если у организации нет четких, понятных, изложенных в письменном виде целей, то эта организация будет в лучшем случае бесцельно плыть по течению. Актуальность проблемы исследования связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования деятельности предприятий, сколько восстановления бизнес - процессов с учетом реальных экономических условий, проблем и возможностей предприятий.
Организация плановой работы на предприятиях
Сущность, назначение и цели планирования
Планирование - особая форма деятельности направленная на разработку и обоснование программ экономического развития предприятия в соответствии с целями и задачами его функционирования.
Основное назначение планирования максимально учесть все внутренние и внешние факторы, не использованные резервы и получить максимальную прибыль. Планирование служит для подготовки решений, и всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие субъекта хозяйствования в перспективе. Для планирования важным элементом является достоверность данных.
В условиях жесткой конкуренции планирование производственно - хозяйственной и финансовой деятельности является важнейшим условием их выживания экономического роста и процветания. Планирование позволяет оптимально увязать имеющиеся возможности по выпуску продукции со сложившимся на рынке спросом и предложением.
Сущность планирования проявляется в том, что:
1. Имеет дело
с выбором из множества
2. Реализация
выбранной альтернативы
3. Планирование
есть непрерывный процесс
4. Исходной посылкой
планирования должен стать
5. В самой
сущности и характере
Сущность планирования наиболее ярко проявляется в принципах планирования, которые в совокупности отражают содержание планирования.
В качестве эффективности планирования выступают несколько принципов;
· Научность планирования;
· Полнота и точность планирования;
· Непрерывность и гибкость планирования;
· Экономичность планирования;
· Возможность контроля планов;
· Возможность
оперативной корректировки
В процессе планирования преследуется основные типы целей, задачи, к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода, которые могут быть достигнуты позднее, которые не считаются достижимыми, но к которым предусматривается приближение в планируемом периоде или за его пределами.
Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия, например распределение выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим руководством. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Например, тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных целей в будущем.
Стратегическое планирование призвано определять цели предприятия и их стратегию на длительный период времени (до 10 лет). Поэтому стратегическое планирование часто определяют как процесс моделирования и изучение будущего. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития предприятия на установленный период времени; выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, определение хозяйственных задач и средств их достижения, необходимых для решения поставленных задач. Стратегическое планирование представляет собой долгосрочный прогноз. В процессе стратегического планирования определяются цели, долгосрочные и краткосрочные стратегические ориентиры вырабатывается стратегия поведения на рынке и стратегический план.
Нормативное планирование
требует открытого и
Рассмотренные четыре вида планирования по типам целей имеют весьма широкое распространение, как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных фирмах. Оперативное планирование осуществляется в основных подразделениях предприятия самостоятельно. Тактическое охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри подсистем или цехов, а также между подразделениями и предприятием в целом. Стратегическое учитывает существующие взаимоотношения не только внутри предприятия, но и различные отношения между организацией как целой системой и ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которым она непосредственно взаимодействует и на которое сама оказывает определенное влияние. Нормативное планирование распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения, включая связи между предприятием и его фоновым окружением, на какое оно не оказывает влияния, но которое само на него воздействует. Все эти виды планирования позволяют учитывать внутренние и внешние изменения в производственной деятельности предприятия и способствуют повышению уровня развития его экономического потенциала и качества жизни работников.
Конечно, иногда
факторы, оказывающие влияние на
процесс планирования на предприятии,
зависят от специфики деятельности,
от региональной принадлежности, но при
наличии квалифицированного кадрового
состава и компетентного
Виды планов, их характеристика
Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития предприятия в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ним и его отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов. План тесно связан с конкретностью, т.е. выражается конкретными показателями, определенной величины или параметрами. В плане разрабатываются задания для всех видов деятельности, для каждого звена или на один вид работы.
Стратегический
план, в котором формулируются
задачи, цели и общая стратегия
их достижения. Стратегические планы
должны быть разработаны так, что бы
не только оставаться целостными в течение
длительных периодов (пяти лет и более),
но и достаточно гибкими, чтобы при необходимости
можно было осуществить их модификацию
и переориентацию. Функции и стратегического
и оперативного финансового планирования
выполняет финансовый менеджмент. Чем
выгодно заняться, как минимизировать
издержки и максимизировать прибыль, избежать
конкуренции, получить дешевые кредиты,
выгодно продать продукцию, дешево купить
сырье — все это предмет заботы финансового
менеджмента. Практика менеджмента выявила
эффективные способы достижения финансового
благополучия, например: выбирать самые
дешевые источники финансирования; использовать
заемный капитал лишь в случае, если он
повышает общую рентабельность, и только
в установленные сроки; рисковые инвестиции
осуществлять за счет собственных средств;
не приобретать в собственность то, что
можно арендовать или взять в долг; применять
оптимальные схемы налоговых и других
платежей с учетом возможностей, предоставляемых
действующим законодательством.
Среднесрочные
планы охватывают пятилетний срок, как
наиболее удобный для обновления производственного
аппарата и ассортимента продукции. В
них формируются основные задачи на установленный
период, например, производственная стратегия
организации, стратегия сбыта, финансовая
стратегия и т.п. Среднесрочные планы предусматривают
разработку в определенной последовательности
мероприятий, направленных на достижение
целей, намеченных долгосрочной программой
развития. Среднесрочный план обычно содержит
количественные показатели. В нем приводятся
детальные сведения о продуктах, капиталовложениях,
источниках финансирования. Он разрабатывается
в производственных отделениях. Основным
видом среднесрочных планов является
бизнес-план, который имеет ряд особенностей.
Информация о работе Организация плановой работы на предприятии