Организация плановой работы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:30, реферат

Описание

Общество всегда ставит перед собой задачу дальнейшего самосовершенствования, повышения уровня жизни. Постановка целей и их реализация требуют организованной деятельности, а последняя - ее планирования. Механизмы реализации планов, формы и методы планирования могут быть различными и сами оказывать влияние на характер производственных отношений.

Работа состоит из  1 файл

производственный менеджмент.docx

— 56.74 Кб (Скачать документ)

Текущий план, охватывает годовой, и внутригодовые периоды  представляет собой совокупность планов по видам деятельности и по структурным  подразделениям. Годовые планы текущей  деятельности предприятия, включают основные разделы:

· План товарооборота (розничного или оптового);

· План по выпуску  и реализации;

· План доходов  от видов деятельности;

· План издержек обращения, включая показатели по заработной плате;

· План прибыли;

· План социального  развития предприятия.

Оперативный план, предназначается для решения  конкретных вопросов деятельности предприятия  в краткосрочном периоде (месяц, декада, неделя), имеет узкую направленность, высокую степень детализации  и характеризуется большим разнообразием  используемых приемов и методов.

· Изучение динамики ежедневной реализации товара.

· Сравнительный  анализ произведенных затрат рассчитанными по предприятию.

· Контроль над  движением товарных запасов.

· Постоянная работа с поставщиками с целью повышения  эффективности товародвижения и  товароснабжения.

· Оценка спроса потребителей.

· Анализ динамики цен, как по предприятию, так и  у конкурентов.

Классификация планов на долгосрочный, текущий и  оперативно-календарный в определенной мере носит условный характер. Их различие состоит в сроках получения конечного  результата, а объект планирования, как правило, не изменяется. Одно и  то же изделие по элементам может  включаться во все виды планов. Например, подготовка производства и продажи  нового изделия включается в долгосрочный план; проектирование изделия, закупка  оборудования и материалов для его  производства - в текущие планы; распределение  персонала по объектам, связанным  с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы.

Предприятие планирует  потребность в материальных и  трудовых ресурсах для выполнения производственной и инвестиционной программ и организует снабжение путем выбора на рынке  с достаточно широким кругом продавцов  нужных товаров, удовлетворяющих покупателя по цене, качеству и другим параметрам. Потребность в материалах определяется методом прямых расчетов в натуральном и стоимостном выражении на основе предусматриваемых объемов выпуска и нормативов их расхода на единицу продукции, сложившихся в базовом периоде. Нормой запаса считается средний в течение года запас в днях среднесуточного потребления. При планировании снабжения изучается информация об отечественных и зарубежных поставщиках, ценах, формах расчетов, условиях отгрузки. Важно предусматривать по каждому виду приобретаемых ресурсов более одного поставщика, что гарантирует от срывов поставок, способствует снижению цен. На потребность в персонале оказывают влияние стратегия развития предприятия, объем производимой продукции, применяемые технологии и другие факторы. Эффективное распределение и использование занятых работников ведет к оптимизации их численности. На предприятиях возможны скрытая безработица (сохранение работником трудовых отношений с предприятием при фактическом отсутствии работы и неполучении дохода, не считая социальные трансферты) и скрытая занятость (сохранение работником трудовых отношений с предприятием при фактическом отсутствии работы и получении дохода наряду с социальными трансфертами). При планировании персонала определяется максимально допустимая численность занятых на предприятии, при которой выполняется стратегия развития, и избыток (дефицит) численности занятых. При выявлении избыточной численности проводится социологический опрос (анкетирование) работников с целью выявления их намерений и вероятного поведения на рынке труда. Выделяются группы, имеющие намерения сохранять трудовые отношения с предприятием с получением или без обязательного получения доходов на этом предприятии, найти новое место работы, пройти профессиональную подготовку, перейти на пенсию и др. Далее рассчитывается потребность в финансовых ресурсах для возможной реализации в полной мере намерений работников, которые не могут быть заняты на данном предприятии, с указанием источников финансирования (средства работодателя, Пенсионный фонд. Фонд занятости и др.). При дефиците финансовых ресурсов, прежде чем принять решение о высвобождении работников, изучается вероятность роста социальной напряженности в регионе и снижения условия душевого потребления в семьях, члены которых являются кандидатами на высвобождение. Имеющиеся финансовые ресурсы направляются в первую очередь для противодействия этим тенденциям. При дефиците численности работников решаются вопросы, связанные с повышением привлекательности рабочих мест на предприятии за счет роста заработной платы, организации профессиональной подготовки и т. д. Стратегия использования рабочей силы согласовывается с местной администрацией, органами службы занятости в рамках разрабатываемого социального плана. Продажа (сбыт) производимой предприятием продукции осуществляется в условиях жесткой конкуренции продавцов. Планирование позволяет направить сбыт в организованное русло, так как план обосновывает стратегию выхода на рынок, на активные каналы реализации с долгосрочными контрактами, регулярными поставками. План определяет, какой объем конкретного вида продукции предприятие может реализовать в течение определенного периода и каким конкретно покупателям. Сбыт планируется на основе прогнозирования и маркетингового исследования рынков. Одновременно разрабатываются меры по повышению конкурентоспособности продукции. При прогнозировании применяются опросы потребителей, оценки экспертов и специалистов. Используются данные о запасах продукции, новых потребностях потенциальных покупателей, объемах сезонного спроса, стоимости перевозок, ценах и другие показатели. Определяются контингент покупателей, объемы продаж для каждого из них, альтернативы, которыми может покупатель воспользоваться (переход к другим поставщикам, организация собственного производства и др.). По результатам продаж прогноз на следующий период корректируется с учетом изменившихся условий. При наличии на рынке многих товаров с примерно равными потребительскими свойствами планируются меры по стимулированию сбыта, защите позиций предприятия. Стимулирование предполагает предложение покупателям коммерческой выгоды, которая побуждает приобретать в больших размерах данный товар. Она может выражаться в скидках с цены, продаже с рассрочной (кредит), предоставлении бесплатно образцов и т.д. При рыночной организации сбыта цена определяет масштабы производства. Предприятие планирует цены предложения на свою продукцию и пользуется прогнозами цен на закупаемые средства производства. Цена товара определяется с учетом спроса и предложения, себестоимости производства, качества продукции, цен конкурентов. Каждый из этих факторов может играть решающую роль лишь в конкретных условиях. Себестоимость определяет минимально допустимую цену, но политика цен, диктуемая рыночной конъюнктурой, может вносить коррективы. Если затраты на единицу продукции окажутся низкими, то у предприятия появляется возможность устанавливать цены ниже, чем у конкурентов, и при этом иметь больше прибыли. Рост затрат побуждает изменять цены, но покупателей нельзя принудить платить больше. Исходя из складывающихся условий и поставленных задач предприятие избирает разные стратегии ценообразования: цены устанавливаются на уровне цен фирм-конкурентов, выше или ниже их, чтобы удержать свою долю рынка или получить необходимую прибыль. Стратегия относительно повышенных цен используется в случае, если продукция обладает важными для покупателя свойствами. Установление относительно пониженных цен необходимо для получения большей прибыли путем увеличения продаж на рынке, размеры которого возрастают при понижении цены. Финансовое планирование необходимо для обеспечения устойчивости хозяйственной деятельности, мобилизации доходов, сокращения непроизводительных расходов. Основу его составляет обоснование резервов снижения затрат, увеличения прибыли. Финансовый раздел плана включает систему показателей, раскрывающих кругооборот средств, структуру денежных фондов, доходов и расходов, движение наличных денег, состояние платежеспособности, ликвидности. При финансовом планировании учитываются как внутренняя ситуация в предприятии, так и внешние факторы: условия платежей, налоговый климат, уровень инфляции и др. По труднопрогнозируемым факторам рассчитываются альтернативные варианты. 
План налоговых платежей составляется на основе программы реализации продукции и услуг и других налогооблагаемых показателей. При этом максимально учитываются установленные законодательством льготы. Ряд существенных льгот зависит от отраслевой принадлежности предприятия, которая определяется Общим классификатором «Отрасли народного хозяйства» (в редакции 7 июня 1995 г.). 

Рядом нормативно-правовых актов предусмотрена необходимость  разработки на предприятиях социальных планов: Законом «О занятости» от 20 апреля 1996 г., Программой обеспечения  занятости. Программой сохранения рабочих  мест, утвержденной Указом Президента РФ (май 1996 г.). В частности, введен порядок  обязательного составления социальных планов государственными предприятиями, намечающими сокращение численности  работников за год более чем на 10\%. 

Результаты процесса планирования материализуются в  виде системы планов предприятия - совокупности планов развития и деятельности организации и ее подразделений, согласованных по целям, срокам и ресурсам. Система планов служит инструментом реализации стратегии. Ее цель - направить текущую деятельность организации на достижение стратегических целей и организовать согласованную работу всех подразделений для реализации этих целей.

Процесс планирования базируется на ряде принципов или  правил, которые необходимо учитывать  при его осуществлении.

Ведущим принципом  рыночного планирования в условиях производственной демократии является участие максимального числа  сотрудников в работе над планом уже на самых ранних ее этапах.

Другой принцип  планирования - непрерывность, обусловленная  соответствующим характером хозяйственной  деятельности предприятия. В результате планирование рассматривается не как  единичный акт, а как постоянно  обновляющийся процесс составления  планов, постановки целей, выработки  стратегий, распределения ресурсов, создание проектов перестройки организации  в соответствии с изменившимися  условиями.

В основе процесса планирования должны лежать принципы координации и интеграции. Координация  плановой деятельности происходит «по  горизонтали», то есть между подразделениями  одного уровня. А интеграция - «по  вертикали», между вышестоящими и  нижестоящими подразделениями. В результате процесс планирования приобретает  необходимые целостность и единство.

Важный принцип  планирования - экономичность. Ее суть в том, что планы должны предусматривать  такой путь достижения цели, который  связан с максимумом получаемого  эффекта, а затраты на составление  плана не должны превышать его.

Планирование  должно быть гибким. Гибкость достигается  приданием планам способности менять свою направленность, но она допустима  лишь в определенных пределах, поскольку, например, не всегда удается откладывать  принятие решения до тех пор, пока не будет полной уверенности в  его правильности. В целом гибкость снижает опасность потерь, вызываемых непредвиденными обстоятельствами, но может потребовать немалых дополнительных затрат, которые всегда необходимо сопоставлять с риском.

Кроме перечисленных  выше принципов планирования, в практике часто используют и другие принципы: пропорциональности, методологического  единства планов, оптимальности и  другие.

В зависимости  от степени централизации предприятия  существует три варианта организации  процесса составления планов. В условиях высокой централизации плановый орган предприятия единолично принимает  большинство решений, касающихся планирования деятельности не только организации  в целом, но и отдельных подразделений. Если уровень централизации средний, то плановый орган принимает только основополагающие решения, которые  впоследствии децентрализуются плановыми  органами подразделений. В децентрализованных предприятиях плановым органом определяются цели, лимиты ресурсов, а также единая форма планов, которые составляют уже сами подразделения. Он же эти  планы и координирует, взаимоувязывает и на их базе составляет сводный план предприятия.

Могут быть использованы три подхода к составлению  плана, учитывая экономические возможности  предприятия. Если предприятие испытывает дефицит в ресурсах, и появление  дополнительных в будущем не предвидится, то именно исходя из их наличия ставятся цели, которые оно может реально достичь. Цели в дальнейшем не пересматриваются, даже при наличии благоприятных возможностей, поскольку на их реализацию может не хватить средств. Такой подход используют небольшие предприятия, главная задача которых - выживание.

Более состоятельные  предприятия могут позволить  себе не пропускать такие благоприятные  возможности, затратив на их реализацию дополнительные средства, излишками  которых они располагают. В данном случае при составлении планов предполагается, что в будущем они могу быть скорректированы в соответствии с изменившейся ситуацией. Такой  подход к планированию получил название - адаптационный.

Предприятие со значительными ресурсами может  использовать оптимизационный подход к планированию - планы составляются исходя из поставленных целей с учетом того, что для выгодного нового вложения средства всегда есть

Под экономическим  управлением следует понимать текущее  внутрифирменное планирование и  контроль над итогами хозяйственной  деятельностью. Внутрифирменное планирование, в ходе которого вырабатываются предположения  по отдельным альтернативам хозяйственной  деятельности, может организовываться по различным схемам, предполагающим формирование соответствующих систем планирования предприятия.

Планирование  представляет собой процесс обработки  информации менеджерами с использованием специфических методов и инструментов. Входом для этого процесса служит информация о внешней и внутренней среде предприятия. Выходом, или  результатом этого процесса, является плановая информация, отражаемая в  планах предприятия. Плановая информация определяет цели и мероприятия, характеризующие  будущие события. Необходимо перечислить  элементы системы планирования:

- субъекты планирования, то есть менеджеры и специалисты,  осуществляющие данный процесс,  оснащенные соответствующими вспомогательными  средствами обработки информации (компьютеры, специальные программы);

- процессы и  операции обработки информации, предполагающие использование соответствующих  методов планирования, аналитической  и прогнозной информации о  развитии внешней и внутренней  среды предприятия;

Система планирования предприятия - целеориентированное множество планов, между которыми существуют специфические связки, которые проявляются в виде структуры самих планов.

В результате обобщения  опыта плановой работы российских предприятий  в современных условиях реализуется  определенная классификация плановых систем. Она состоит из трех групп:

1) одноцикличные плановые системы, включающие в себя один плановый цикл разработки прогноза объема продаж и на его основе составление бюджета предприятия;

2) двухцикличные системы, в которых подготовке бюджета предшествует цикл формирования функциональных планов для различных сфер деятельности предприятия;

3) трехцикличные системы, в которых функциональному планированию и бюджетированию предшествует стратегическое планирование

Третья группа планов системы наиболее полно удовлетворяет  рыночным условиям и потребностям предприятий. Как показывает практика, система  планирования или система планов должна соответствовать определенным требованиям и имеет всегда специфическую структуру, обусловленную предметом планирования.

Система планов имеет форму (структуру) и содержание. В содержательном аспекте система  антикризисного планирования, в отличие  от системы внутрифирменного планирования, имеет типовую цель (не миссию) - «финансовое  оздоровление предприятия», для достижения которой необходимо решить три типовые  задачи:

1) устранение  неплатежеспособности;

2) восстановление  финансовой устойчивости;

3) расчет с  кредиторами. 

Эти точные ориентиры (цель и задачи) определяют специфику  антикризисного планирования:

1. Четкость, конкретность  и целенаправленность содержания  всей системы планов.

2. Совпадение  стратегической и тактической  концепции (в том числе и  по срокам реализации).

3. Акцентирование  внимания на финансовых, реструктурных и маркетинговых мероприятиях.

4. Включение  новых «шагов» или элементов  в процесс планирования таких,  как «реструктуризация долгов»,  «расчет с кредиторами», «программа  реализации Плана финансового  оздоровления предприятия».

5. Повышение  удельного веса плана финансового  оздоровления предприятия среди  других планов.

6. Усложнение  переплетения и иерархии видов  планов: «Плана финансового оздоровления  предприятия», «Плана внешнего управления»,  «Бизнес-планов». 

7. Взаимосвязь  и подчиненность видов планов  процедурам реорганизации или  ликвидации предприятия-должника (согласно  ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  от 26.10.2002 г.).

8. Применение  экстремальных методов реализации  планов, а значит, и планирование экстремальных мероприятий

Структурно-содержательные особенности системы антикризисного планирования определяются, с одной  стороны, внутренними и внешними условиями, в которых находится  предприятие-должник, с другой - принципами, на которых строится процесс антикризисного планирования. Специфика условий, в  которых проходит антикризисное  планирование:

1. Сжатость сроков  планирования (примерно один месяц,  за исключением особых обстоятельств).

2. Недостаточность  внутренних, особенно финансовых  ресурсов.

3. Негативное  влияние внешних, особенно рыночных, факторов на весь процесс антикризисного  планирования, в том числе постоянное  ухудшение состояния предприятия  на разных этапах процесса  планирования и реализации планов. Положение предприятия можно  сравнить с человеком, попавшим  в болото, который с каждой  минутой погружается туда все  глубже, а, следовательно, изменяются  все параметры его внешнего  и внутреннего самочувствия.

Информация о работе Организация плановой работы на предприятии