Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:00, контрольная работа
На основании миссии (цели) и с учетом характеристики организации сформулировать цели управления персоналом (внешние и внутренние) путем построения «дерева» целей. На базе составленного «дерева» целей определить функции по управлению персоналом, выделив среди них уже выполняемые и новые, появление которых связано с развитием организации и её персонала, появлением филиалов и новых видов деятельности.
1. Характеристика социально-демографической и профессионально-квалификационной структуры работников 3
2. Внутренние и внешние источники набора работников. Достоинства и недостатки 10
3. Методы набора. Анализ наиболее эффективных методов привлечения работников разных категорий 15
4. Сущность и критерий отбора персонала. Процесс отбора. Примеры тестов при отборе работников 21
5.Причины увольнения. Планирование высвобождения кадров. Процедура увольнения. Анализ состава уволенных 26
Список использованной литературы 30
1. Служба безопасности;
2. Отдел кадров;
3. Бухгалтерия;
4. Отдел радиосвязи;
5. Отдел телефонной связи;
6. Начальник отдела кадров;
7. Руководитель организации.
О – отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет окончательный документ;
П – представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции;
У – участвует в выполнении данной функции;
С
– согласовывает
Р
- принимает решение, утверждает,
подписывает документы.
2
ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ
ИСТОЧНИКИ НАБОРА
РАБОТНИКОВ. ДОСТОИНСТВА
И НЕДОСТАТКИ.
Следующий этап – технология определения потребности в персонале достаточно подробно освещается в литературе. И с точки зрения принятия кадровых решений данное направление работы, как правило, не представляет особой сложности. Существуют различные методы и формулы расчета потребности в персонале. Задача работников кадровой службы – выбрать наиболее подходящий для себя способ определения, основываясь на специфике работы организации, технологии и характере производства (тип производства, сезонность, уровень механизма и др.).
Гораздо труднее ответить на вопрос: где взять необходимых кандидатов, какому из имеющихся источников набора персонала следует отдать предпочтение.
В процессе поиска кандидатов можно использовать два основных источника набора: поискать кандидатов внутри компании или заполнить вакансии работниками со стороны. Наиболее типичные положительные и отрицательные моменты, связанные с использованием внешних и внутренних источников набора, приведены в таблице 2. Тщательный анализ их достоинств и недостатков послужит основой выбора наиболее подходящего решения.
Таблица 2
Источники набора: достоинства и недостатки
Источники | Достоинства | Недостатки |
Внутренние | Повышают лояльность
работников организации.
Обеспечивает хорошее знание положительных и отрицательных сторон кандидата. Как правило, дешевле, чем набор со стороны. |
Создает конфликт
внутри организации между тем, кто был
продвинут на вышестоящую должность, и
тем, кто нет, но хотел этого.
Укрепление одного подразделения может привести к ухудшению работы другого подразделения. |
Внешние | Приносят «свежую
струю» и новые идеи в организацию.
Позволяют использовать положительный опыт других организаций. Иногда взять человека со стороны может быть дешевле, чем обучить своего сотрудника. Может служить в качестве рекламы компании. |
Существует
вероятность ошибки при подборе,
т.к. не очень хорошо знаем кандидата.
Снижает лояльность работников, которые хотели бы продвигаться внутри компании. Адаптация к работе и организации требует, как правило, больше времени, чем для тех, кто уже работает в организации. |
Внутренние источники – это люди, работающие в организации. В ряде зарубежных стран, например Японии, при появлении вакансий в аппарате управления принято вначале объявлять внутренний конкурс на замещение должности из своих сотрудников и только затем, в случае отрицательных результатов, приглашать к участию в конкурсе специалистов со стороны. Считается, что это улучшает моральный климат в коллективе, укрепляет веру сотрудников в свою организацию. При работе с резервом во всех крупных фирмах существуют так называемые матрицы перемещений, в которых находит отражение настоящее положение каждого руководителя, его возможные перемещения и степень готовности к занятию следующей должности (готов занять немедленно через год, через два года, но для этого необходимо повышение квалификации в определенных областях и т.д.)1.
Методы набора персонала из внутреннего источника разнообразны.
Внутренний конкурс. Служба персонала может разослать во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях, известить об этом всех работающих, попросить их порекомендовать на работу своих друзей и знакомых.
Некоторые французские фирмы внутренний источник набора персонала используют в трех случаях:
Совмещение профессий. В этих случаях целесообразно использовать и совмещение должностей самим работниками фирмы (если исполнить требуется на короткое время, для выполнения небольшого объема работы).
Ротация. Весьма эффективным для некоторых организаций, особенно находящихся в стадии интенсивного роста, считается такое использование внутренних источников комплектования управленческих кадров, как перемещение руководителей. Возможны следующие варианты перемещений руководителей:
Такого типа ротации, как правило, приводят к расширению кругозора, повышению управленческой квалификации и, в конечном счете, сопровождаются должностным ростом работников организации.
Внешние
источники набора чаще всего используются,
когда нет подходящего
К внешним источникам персонала относится все то неопределенное количество людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент. Среди них могут быть как люди, с которыми руководители организации и работники службы персонала раньше встречались по вопросу трудоустройства (из так называемого списка ожидания), так и специалисты, с которыми подобные встречи еще предстоят.
Поскольку подбор работников со стороны связан с определенными рисками для организации, к выбору источников набора со стороны необходимо подходить с особой тщательностью. Наиболее часто используемые источники набора персонала со стороны приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Внешние источники набора: достоинства и недостатки.
Внешние источники набора | Достоинства и условия применения | Недостатки | Рациональная сфера применения |
Местная газета | Быстрота (выходит,
как правило, ежедневно).
Региональные ограничения (обращение к местным кандидатам). |
Слишком широкий охват кандидатов. | Хороший способ для набора конторских служащих и административных служащих низшего звена. |
Журналы | Обычно читают
заинтересованные специалисты.
Отсутствуют региональные ограничения. |
Журналы, как правило, выходят раз в месяц. | Удачный способ подбора специалистов, но не требует времени. |
Радио и телевидение | Большая аудитория.
Быстрота. Повторяемость обращений (навязчивая реклама) |
Как правило, краткие
обращения (отсутствуют детали).
Могут обратиться слишком нежелательных кандидатов. |
Используется, когда надо быстрое и широкое воздействие, при наборе большого количества кандидатов и при их дефиците на рынке труда. |
Интернет | Быстрота.
Массовость аудитории, получающей информацию. Дешевый способ. |
Могут обратиться
много нежелательных |
Ограничений не установлено. |
Образовательные учреждения | Выбор учреждения,
гарантирующего хорошую подготовку.
Получение рекомендаций на кандидатов. |
Учащиеся, как правило, не имеют опыта работы. Иногда необходимо ждать, пока они закончат учебное заведение. | Временная занятость.
Работа на условиях неполного рабочего времени. |
Государственная служба занятости | Не требуется
платить за подбор кандидатов.
Кандидаты прошли или могут пройти подготовку за счет средств службы занятости. |
Безработные граждане могут утратить навыки, особенно в период длительного отсутствия работы. | Как правило, для подбора технического персонала, конторских служащих низшего звена. |
Частные агентства | Имеют опыт работы
в определенной сфере.
Заинтересованы выполнить заказ качественно и в установленные сроки. |
Услуги частных
агентств могут дорого стоить.
Агентство владеет информацией о работниках, которых может предлагать другому работодателю. |
В зависимости от специализации агентства. |
3.
МЕТОДЫ НАБОРА. АНАЛИЗ
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ
МЕТОДОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
РАБОТНИКОВ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ.
Задача службы персонала, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, состоит в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме – это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации.
Несмотря на то, что существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим недостатком – субъективностью, решение во многом зависит от того, кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта.
Проблему объективности оценки можно было бы сформулировать следующим образом, в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:
Как правило, до принятия организацией решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора:
Предварительный отбор. На этой стадии отбора решаются две основные задачи. Во-первых, проходит отбор кандидатов на стадии предварительного просмотра документов. Во-вторых, осуществляется отбор приглашенных кандидатов в процессе «отборочной беседы».
Данная
форма имеет функциональное назначение,
т.е. помогает получить конкретную информацию,
необходимую для принятия решения об отборе
кандидата для работы в организации. Применяются
также другие формы предварительного
отбора кандидатов. Их содержание и особенности
показаны в таблице 4.
Таблица 4
Основные этапы предварительного отбора кандидатов.
№
п/п |
Формы отбора | Краткая характеристика |
1 | Письмо-обращение | Необязательная
форма.
Пишется по желанию кандидата в свободной форме на имя руководителя организации. |
2 | Резюме | Форма заполнения относительно свободная, но есть устоявшиеся нормы подготовки профессионального резюме. Оно, как правило, пишется на одном листе и содержит в сжатом виде информацию о биографических данных кандидата, его профессиональных навыках, образовании, опыте работы, общественной деятельности и увлечениях. На основе анализа резюме принимаются решения о целесообразности приглашения работника для беседы и интервью. |
Продолжение таблицы 4 | ||
3 | Интервью по телефону | Еще один этап отбора, позволяющий уточнить сведения, представленные в резюме. Беседа по телефону – хороший способ оценки личностных качеств работника (насколько оптимистично звучит голос кандидата, насколько уверенно он отвечает на вопросы и т.п.). |
4 | Собеседование | Дополнительный источник информации. Оценка невербальных форм общения часто совпадает по времени с заполнением, установленной в организации формы (личного листа по учету кадров). |
5 | Личный листок по учету кадров | Данная форма является обязательной для заполнения всеми устраивающимися на работу сотрудниками. Позволяет получить интересующую информацию в жесткой форме конкретных ответов на поставленные вопросы и сравнить всех кандидатов на основе единой формы. |
Информация о работе Организация приема, отбора и увольнения работников