Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:00, контрольная работа
На основании миссии (цели) и с учетом характеристики организации сформулировать цели управления персоналом (внешние и внутренние) путем построения «дерева» целей. На базе составленного «дерева» целей определить функции по управлению персоналом, выделив среди них уже выполняемые и новые, появление которых связано с развитием организации и её персонала, появлением филиалов и новых видов деятельности.
1. Характеристика социально-демографической и профессионально-квалификационной структуры работников 3
2. Внутренние и внешние источники набора работников. Достоинства и недостатки 10
3. Методы набора. Анализ наиболее эффективных методов привлечения работников разных категорий 15
4. Сущность и критерий отбора персонала. Процесс отбора. Примеры тестов при отборе работников 21
5.Причины увольнения. Планирование высвобождения кадров. Процедура увольнения. Анализ состава уволенных 26
Список использованной литературы 30
Некоторые организации используют все перечисленные выше формы предварительного отбора. Другим, для принятия решения достаточно бывает одной-двух форм.
На
стадии предварительного отбора организация
приминает решение, кого из отобранных
кандидатов пригласить для последующего
интервью, кого следует занести «в резерв»,
а кем продолжать отношения не имеет смысла
(рисунок 3).
Рисунок 3. Принятие решений на стадии
предварительного
отбора претендентов
Интервью является исключительно важным этапом отбора персонала. Его цель определить, сможет ли кандидат успешно выполнять работу; хочет ли он этого и как его мотивировать; соответствует ли он корпоративному духу компании (будет ли он продолжать ценности, сложившиеся в компании, или он сможет стать разрушителем этих ценностей). Иногда кандидат проходит серию интервью.
При проведении интервью, как и на предыдущих стадиях набора и отбора кандидатов, необходимо оценивать возможные варианты и выбирать из них наиболее удачные решения, которые будут касаться трех основных моментов:
Решение вопроса о том, кто будет проводить интервью, имеет важное значение для повышения достоверности оценки кандидата при приеме. Возможные варианты решения данного вопроса показаны в таблице 5.
Таблица 5
Интервью: интервьюеры и интервьюируемые кандидаты.
Интервью | Характеристика | ||
№
п/п |
Кто проводит | Кто участвует | |
1 | Один представитель организации (руководитель отдела, работник службы управления персоналом) | Один кандидат | Один представитель
организации – один кандидат.
Традиционный метод проведения интервью, наиболее часто используемый на практике. Можно быстро договориться о встрече. Возможны ошибки субъективного характера |
2 | Несколько интервьюеров | Один интервьюируемый кандидат | Группа представителей
организации – один кандидат.
Сложнее согласовать время встречи. Более объективная и всесторонняя оценка. Субъективные ошибки и искажения до определенной степени сглаживаются. |
3 | Один интервьюер | Группа кандидатов | Один представитель
организации – группы кандидатов.
Экономит время представителя организации. Позволяет оценить поведение кандидатов группе, умение быстро сходиться с незнакомыми людьми. |
4 | Группа интервьюеров | Группа кандидатов | Группа представителей
организации - группа кандидатов.
Сложнее договориться о встрече в удобное для всех время. Экономит время представителей организации. Хорошие условия для сравнения кандидатов. Позволяет оценить навыки общения и умение работать в группе. Дает возможность избежать субъективизм при оценке кандидатов. |
При
принятии решений по итогам интервью
могут возникать серьезные
Наиболее типичными ошибками при интервьюировании кандидатов и их оценке являются следующие ошибки и предубеждения:
Перечень этих ошибок может быть продолжен. Их общей причиной во многих случаях является либо слабое знание требований работы, либо недостаточная заинтересованность в качественном ее выполнении. В связи с этим закономерно встает вопрос, как избежать ошибок в процессе интервью. Отдельные рекомендации, позволяющие избежать субъективизма и повысить качество принимаемых в этой области решений, сводятся к следующему: 1. обучать тех, кому приходится проводить интервью; 2. максимально приближать оценку кандидатов к требованиям конкретного рабочего места и особенностям данной организации; 3. готовиться к интервью (подготовка вопросов, планирование времени); 4. привлекать к проведению интервью, где это целесообразно и возможно, не одного, а группу квалифицированных экспертов – интервьюеров; 5. тщательно обосновывать и аргументировать принимаемые по итогам интервью решения.
Тестирование. Вопросам тестирования посвящено значительное количество работ, поэтому остановимся лишь на некоторых общих принципах проведения этой работы, имеющих непосредственное отношение к принятию решений при приеме на работу.
Основные виды используемые на практике тестов приведены в таблице 6.
В последнее время отмечается неоправданное увлечение некоторыми видами тестов. Будучи предназначены для повышения обоснованности принимаемых решений тесты, используемые не по назначению, нередко могут затруднять принятие решения об отборе наиболее достойного кандидата для работы в организации. Для повышения обоснованности принимаемых на основе тестирования решений необходимо: 1. Тщательно обосновывать целесообразность применения или иных видов тестирования для проверки определенных качеств кандидата, содержание тестов должно быть максимально приближено к требованиям конкретной работы; 2. Проводить предварительную оценку эффективности проведения тестирования на основе подхода «затраты/результаты»; 3. Не использовать результаты тестирования в качестве единственного критерия принятия решения о приеме на работу (они могут быль лишь дополнением к основным методам отбора кандидатов); 4. Поручать тестирование и обработку результатов хорошо подготовленным специалистам (экспертам в данной области); 5. Обеспечивать одинаковые условия тестирования для всех участников тестирования (время, отведенное на ответы, на вопросы освещенные, температурный режим в помещении и др.).
Таблица 6
Виды тестов и их основное назначения
№ п/п | Виды тестов | Назначение |
1 | Рабочие задания | Показывают, как работник выполняет работу или отдельные ее элементы. Рабочие задания при приеме на работу становятся все более популярными, так как непосредственное привязаны к характеру выполнения будущей работы. |
2 | Тесты на проверку знаний и умение их применять | Показывает реальные знания и навыки их применения (например, проверка знаний бухгалтерского учеба). |
3 | Тесты на проверку умственных способностей | Позволяют оценить логику мышления, скорость принятия решений, словарный запас, память и другие умственные способности. |
4 | Тесты на проверку физических способностей | Позволяют оценить координацию движений, остроту зрения, быстроту движений и другие качества. |
5 | Тесты на оценку личности | Характеризуют эмоциональную стабильность, умение работать в стрессовых ситуациях, способность работать в команде. |
6 | Специфический вид тестов (графологические, полиграфические и другие виды тестов). | Применяются в
зависимости специфических |
Таким образом, в реальной жизни, представители организации и кандидаты при приеме на работу сталкиваются с дилеммой – представить объективную информацию или ее исказить с целью показа себя в наилучшем свете.
Данное
обстоятельство существенно осложняет
принятие решения со стороны, как кандидата,
так и работодателя. Положительное разрешение
данного конфликта существенно снижает
степень риска, которому подвергается
деятельность организации из-за ошибок
в найме персонала.
4. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА.
ПРОЦЕСС
ОТБОРА. ПРИМЕРЫ ТЕСТОВ
ПРИ ОТБОРЕ РАБОТНИКОВ.
Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Отбор новых работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставления услуг2.
В организации, которая профессионально подходит к управлению человеческими ресурсами, осуществление набора и отбора кандидатов на имеющиеся вакансии предполагает поэтапную постановку и решение серии взаимосвязи задач (рисунок 3).
Рисунок. Набор и отбор персонала: основные этапы
Таблица 7
Сфера принятия решений при заполнении
имеющихся в организации вакансий.
Основные вопросы | Содержание кадровых решений | |
1 | Зачем нужны работники, и какие? | Определение требований
к кандидату.
Описание и специфика работы. |
2 | Сколько? | Планирование потребностей в персонале. |
3 | Где взять? | Обоснование источников выбора |
4 | Как привлечь? | Представление
информации о вакансиях.
Варианты рекламы. |
5 | Как отобрать? | Предварительный
отбор кандидатов.
Интервьюирование. Тестирование. |
6 | Как помочь кандидату сделать окончательный выбор? | Предложение занять
рабочее место.
Контрпредложение. Проверка рекомендаций. |
7 | Как помочь начать трудовую деятельность на новом месте работы? | Адаптация на новом месте. |
По каждому вопросу существует множество вариантов решения, что делает принятие решений весьма сложным.
Для принятия оптимальных решений в области набора и отбора персонала важно в первую очередь четко определить критерии оценки различных вариантов. В связи, с чем необходимо сформулировать общие критерии оценки эффективности принимаемых в данной области решений.
Такими основными критериями, могут являться:
Все перечисленные выше критерии, безусловно, важны для принятия решений в области подбора персонала. Но среди них особое место принадлежит определению соответствия способностей и личностных качеств работника требованиям, которые к нему предъявляет конкретной целью подбора – подыскать максимально соответствующего требованиям работы кандидата в течение определенного периода времени с наименьшими затратами.
Требования непосредственно вытекают из характера работы, которую кандидату придется впоследствии выполнять. Потому не может быть плохого или хорошего кандидата вообще, может быть хороший или плохой кандидат, соответствующий или несоответствующий требованиям, которые к нему предъявляются на конкретном рабочем месте.
Профессиональный подход к определению требований, которые предъявляются к претенденту на свободную вакансию, предполагает состояние специального документа («спецификации работы»). В одних случаях требования к работнику могут выступать в качестве самостоятельного документа, других они являются частью должностных инструкций (документа, в котором содержатся основные обязанности, полномочия и ответственность работника, отношения подчиненности внутри компании и связи за ее пределами, а также стандарт исполнения работы). Значительным преимуществом второго подхода является то, что в этом случае содержание работы и требования к ее исполнению неразрывны.
Информация о работе Организация приема, отбора и увольнения работников