Организация процесса управления АО «Астек»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть организацию процесса управления.
Для решения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть, что такое процесс управление и его функции,
2. Изучить сущность процесса управления и эволюцию его развития.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 142.40 Кб (Скачать документ)

Документально зафиксированная  последовательность выполнения элементов  управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций, получила название управленческой процедуры. Процедура должна отражать цель работы, используемые и разрабатываемые  документы, их содержание, порядок прохождения.

Способ выполнения управленческих операций и их элементов в оптимальной  последовательности при рациональном распределении между исполнителями  с учетом их квалификации и затрат времени называется управленческой технологией.

Главными задачами технологии управления являются: установление организационного порядка и рациональной последовательности выполнения управленческих работ; обеспечение  единства, непрерывности и согласованности  действий субъектов при принятии решений; участие вышестоящих руководителей; равномерную загрузку исполнителей.

В основе управленческих технологий лежат производственные и информационные потоки, а также совокупность знаний о методах и приемах действий управленческих работников по выполнению управленческих операций.

 

Технологии управления должны быть минимально сложными и трудоемкими. Рассмотрим их более подробно. Линейная технология. Характеризуется строгой последовательностью отдельных фаз, вытекающих друг из друга и сменяющихся в соответствии с заранее намеченным планом. Такая технология используется в типовых элементарных случаях при достаточной определенности ситуации и конечной цели, например, при управлении движением поездов, работой оборудования и пр.

При невозможности точно  оценить положение дел, выделить ключевую проблему и наметить однозначную  цель, технология управления может  быть разветвленной. Решения разрабатываются  в этом случае параллельно по нескольким линиям, вследствие чего желаемый результат  достигается их совокупностью, или  одним, но имеющим многоаспектный характер. Обычно это имеет место в сфере  научных исследований.

Технология управления по отклонениям, возникшим на предыдущей фазе, исходит из того, что частично последние вообще не требуют корректировки; частично их преодоление и внесение изменений в управленческий процесс  возможно силами самих исполнителей; и лишь при их значительной величине необходимо вмешательство руководителя. Такой подход позволяет не отвлекать  его на пустяки и дать возможность  сосредоточиться на главных проблемах. Однако он требует больших затрат времени и средств на создание нормативной базы, тщательного наблюдения и анализа отклонений, ведет к  формализации и бюрократизации процесса управления.

Технология управления по ситуации применяется, когда процесс  управления осуществляется в условиях высокой неопределенности. Она предусматривает  действия, исходящие из складывающихся обстоятельств, подстройку под них, с тем, чтобы наиболее эффективно обеспечить решение существующих проблем; обычно это имеет место в сложных  экономических условиях.

Фазы управленческого  процесса здесь часто независимы друг от друга, и менеджер принимает  оперативные решения на основе постоянного  наблюдения и анализа за изменениями, которые происходят во внешней и  внутренней среде организации.

Технология управления по результатам заключается в том, что при отсутствия достаточной  определенности ситуации и расплывчатости конечной цели, после каждой фазы, в  зависимости от степени достижения запланированных результатов на предыдущей, происходит уточнение последующих управленческих действий. Такая технология часто применяется, например, при управлении войсками в боевых условиях.

Технология управления по целям близка к предыдущей, но ориентируется  на стимулирование достижения не официальных  заданий, а личных целей, сформулированных работниками совместно с непосредственными  руководителями и зафиксированных  в специальном документе.

Технология поискового управления исходит из полной ясности задач, но невозможности точно оценить  ситуацию или проблему. Тогда решение  разрабатывается, исходя из цели, в  обратной последовательности фаз и  корректируется по ситуации. Такой  тип управленческого процесса имеет  место при подготовке долгосрочного  решения в условиях высокой неопределенности перспектив.

 

2 Сущность процесса  управления

 

 

Существует две достаточно различные точки зрения на значение науки менеджмента и специального управленческого образования для подготовки кадров менеджеров. Первая из них, характерная для США и Европы, отводит управленческому образованию очень важную роль. Здесь считают науку менеджмента основополагающей для формирования специалистов по управлению людьми. Другая точка зрения - в Японии, где крупные фирмы сами готовят руководителей, т.е. происходит обучение опытом.

В России в условиях отсутствия квалифицированных менеджеров, могущих подготовить себе смену, при всей близости нашей бывшей советской системы к японскому образцу, наиболее вероятен, возможен и реализуется западный вариант.

Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, независящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации или предприятия.

Экономическая наука, формируя мировоззрение руководителей и  исполнителей в производственном процессе, выступает методологической основой менеджмента.

Достигнутый уровень знаний методологических основ менеджмента позволил ряду ученых прийти к определению предмета менеджмента как науки, исследующей законы и закономерности жизнедеятельности организаций и отношения работников в процессе управления.

Методы менеджмента - это  система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

 

Методы менеджмента позволяют  снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии. В системе локальных методов менеджмента используются как общие методы и приемы (например, экспертизы, генерирования идей, оценки управленческих решений), применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), так и специальные, отражающие специфику определенной сферы (инновационный, финансовый, персональный менеджмент и пр.).

Системный подход является основой методологии менеджмента, реализующей основные методологические принципы познания. В наиболее общей форме сущность системного подхода состоит в рассмотрении объекта исследования и практической деятельности в единстве его внешних и внутренних связей.

Кроме системного подхода, в  науке менеджмента используются: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный (математический), административный, поведенческий, ситуационный, эмпирический, затратный, сбытовой, производственный, статический, инновационный и другие.

Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде сформировалась в 70—80-е годы. Новая управленческая парадигма, сформулированная П.Друкером, базовыми принципами менеджмента определяет ситуационность, системность, социальную направленность. В центре современных взглядов на менеджмент и в основе новых принципов управления находится проблема гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изменениям внешней среды, которые нередко диктуют стратегию и тактику организаций.

 

Принципы управления - это  руководящие правила, основные положения и нормы поведения, на которые ориентируются руководящие органы и работники в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе. Принципы управления не являются застывшими догмами. С течением времени принципы развиваются, совершенствуются, конкретизируются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции управления, которой придерживались в том или ином обществе в определённый момент времени.

Новой парадигме соответствуют  сформулированные в 90-е годы принципы управления. В них главное внимание обращается на человека как ключевой ресурс организации и на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе. Результаты анализа позволили выделить характерные в современных условиях принципы управления. К первой группе принципов (технологии управленческой деятельности) относятся:

- принципы целенаправленности (разделения ответственности и коллективной ответственности, вознаграждения за результат

достижения цели, четкость целей и задач);

- принципы согласования  деятельности (рациональные дисциплинарные требования; единоначалие и коллегиальность;

системность и плановость; согласование интересов или приоритет определенных интересов, например, интересов потребителя;

иерархия власти и ответственности; соблюдение кодексов поведения; рациональные коммуникации);

- принципы обеспечения  эффективности деятельности (умелое разделение труда и специализация, экономичность, оптимальное сочетание централизации и децентрализации, профессионализм и его постоянное повышение).

 

Ко второй группе принципов (влияния на поведение работников)

относятся:

- принципы активизации  деятельности (состязательности, мотивации, ответственности, создания благоприятной атмосферы);

- принципы обеспечения  удовлетворенности трудом (справедливость, лояльность к работникам, честное отношение и доверие к людям).

К третьей группе (общеуправленческих) относятся социальная направленность управления, корпоративный дух, этичность бизнеса, постоянное совершенствование управления (управленческое новаторство), научность, своевременное реагирование на изменение внешней среды (ситуационность).

 

 

 

2.1 Основные школы управления

 

 

Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны  классической школой. Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности  производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали  на адаптации рабочих. В этих целях  разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п. Большинство  исследователей того времени полагали, что менеджмент - это искусство. Такое  понимание менеджмента связано  с тем, что не все работники  по своим параметрам подходят для  руководящей должности. Имеются  определенные черты характера и  навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Поэтому  многие исследователи приняли подход при изучении личности с точки  зрения характера. Т.е. если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, которые  обладают такими качествами.

 

Результаты этих исследований показали, что определить параметры  по чертам характера невозможно, что  даже такая вещь, как ум, в некоторых  случаях может не иметь в менеджменте  первостепенного значения. В итоге  было установлено, что концепция  черт характеров просто не срабатывает. В связи с этим и возник вопрос: есть ли наука менеджмент? Первый крупный  шаг к рассмотрению менеджмента  как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил дви­жение  научного управления. Он заинтересовался  не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, 41-J и положило начало развитию школы научного управления. Благодаря разработке концепции  научного управления менеджмент был  признан самостоятельной областью научных исследований. В своих  работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы ночного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов  научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью  хронометража, стандартизации приемов  и орудий труда.

Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы  и соединить воедино работу и  человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую  вклад, сделанный индивидуальной рабочей  силой. Главная заслуга Ф.Тейлора  состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы  подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Величайший вклад Ф. Тейлора  состоит в том, что он начал  революцию в области менеджмента. Становление науки об управлении также связывается с именами  Ф. и Л. Джилбертов. Они провели  исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали  ночные принципы организации рабочего места.

Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько  названий, - "научного менеджмента", "классическая", "традиционная", Разновидностью классической школы  управления является "административная школа". Она занималась изучением  вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно  было выявить наиболее эффективные  методы руководства. Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.

Информация о работе Организация процесса управления АО «Астек»