Организация социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:55, контрольная работа

Описание

Актуальность темы в том, что в современном мире значение социальной политики как одного из важнейших факторов формирования и развития человеческого капитала постоянно возрастает. Период трансформации переживают все отрасли социальной сферы страны, к которым обычно относят образование, культуру, здравоохранение, физическую культуру, социальное обслуживание, значительную часть организаций жилищно-коммунального хозяйства. Главная задача преобразований в этих отраслях заключается в максимальном использовании их потенциала для решения жизненно важных проблем общества, в первую очередь демографических, включающих необходимость стабилизации рождаемости и укрепления семьи, улучшения состояния здоровья населения, увеличения средней продолжительности жизни.

Содержание

Введение………………………………………… …………………………………..3
1. Основные цели и задачи социальной политики в области доходов………...…4
2. Стоимость жизни и уровень потребления населения……………..……………7
3. Социальная защита населения: природа, функции и механизмы осуществления…………………………………………………..………………….10
4. Политика Министерства труда и социальной защиты: «за» и «против»…….12
5. Критический взгляд на социальные программы различных российских партий……………………………………………………………………………….16
Задача ……………………………………………………...………………………..22
Заключение……………………………...…………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………………...…25

Работа состоит из  1 файл

экономика и социология труда.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение………………………………………… …………………………………..3                                                                                                                    

1. Основные цели  и задачи социальной политики  в области доходов………...…4

2. Стоимость жизни и уровень потребления населения……………..……………7

3. Социальная  защита населения: природа, функции  и механизмы осуществления…………………………………………………..………………….10

4. Политика Министерства  труда и социальной защиты: «за»  и «против»…….12

5. Критический  взгляд на социальные программы различных российских партий……………………………………………………………………………….16

Задача ……………………………………………………...………………………..22

Заключение……………………………...…………………………………………..24

Список использованной литературы…………………………………………...…25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В научной литературе и нормативно-правовых актах под социальной политикой принято понимать составную часть внутренней политики государства, воплощенную в его социальных программах и практике и регулирующую отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Социальная политика с точки зрения своей направленности призвана обеспечивать поддержание определенного уровня благосостояния граждан, удовлетворение их материальных и интеллектуальных потребностей, формировать уважение к достоинству человека и обеспечивать социальный мир в обществе. Содержание социальной политики всегда находится во взаимосвязи с конкретным этапом исторического и национального развития общества и во многом обусловлено его политической системой, экономическим и духовным состоянием.

Актуальность  данной темы состоит в том, что  в современном мире значение социальной политики как одного из важнейших факторов формирования и развития человеческого капитала постоянно возрастает. Период трансформации переживают все отрасли социальной сферы страны, к которым обычно относят образование, культуру, здравоохранение, физическую культуру, социальное обслуживание, значительную часть организаций жилищно-коммунального хозяйства. Главная задача преобразований в этих отраслях заключается в максимальном использовании их потенциала для решения жизненно важных проблем общества, в первую очередь демографических, включающих необходимость стабилизации рождаемости и укрепления семьи, улучшения состояния здоровья населения, увеличения средней продолжительности жизни. А также не менее значимыми являются вопросы повышения образовательного уровня, обеспечения экологической безопасности, роста доходов населения, снижения преступности и многие другие, в совокупности позволяющие судить о качестве жизни населения.

1. Основные  цели и задачи социальной политики  в области доходов 

Социальная  политика, осуществляемая государством, имеет целью обеспечить необходимый  и объективно возможный уровень  благосостояния населения, позволяющий  удовлетворять его материальные, социальные и интеллектуальные потребности. Роль государства в реализации социальной политики может быть сведена в конечном итоге к стабилизационной функции, функции распределения ресурсов и функции распределения доходов[5, с. 153].

Главной целью социально-экономической политики являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики признаны инвестиции в человека.

Стратегическими целями социальной политики определены:

- создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующих потребностям развития экономики и гражданского общества;

- улучшение состояния здоровья населения на основе реальной доступности широким его слоям медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;

- развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;

- создание эффективного цивилизованного рынка труда;

- обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;

- создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.

Наряду с  повышением защиты социально уязвимых групп населения, не имеющих возможности самостоятельно решать социальные проблемы и нуждающихся в государственной поддержке, имеется в виду создать для трудоспособного населения экономические условия, которые позволяют гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления.

Последовательное  осуществление политики, базирующейся на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях, предполагает переход к перераспределению социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных выплат и иной помощи обеспеченным семьям. Только в этом случае активная социальная политика может выступать катализатором экономического роста.

Безусловным приоритетом  социальной политики являются инвестиции в «человеческий капитал». Индикаторами эффективности инвестиций в человека служат показатели уровня и качества жизни населения.

Уровень жизни  характеризует развитие и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей граждан. Иными словами, это структура потребностей и их обеспечение соответствующими товарами и услугами.

Рост уровня жизни его позитивная динамика создает возможности для улучшения качества жизни, формирует материальную базу для повышения его показателей. Условия, необходимые для улучшения качества жизни, не сводятся только к потреблению товаров и услуг, а включают социальные результаты экономического развития: среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, обеспечение прав человека и т. п.

Главной целью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений является обеспечение каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом поддерживать необходимый уровень жизни. Существенную роль также призвано играть проведение политики доходов населения, направленной на повышение уровня стандартов его жизни посредством развития спроса на потребительском рынке и рынке платных услуг на основе осуществления федеральных (а также на уровне субъектов РФ) программ повышения активности предприятий и населения. Реализация социальных программ в сфере труда, включая программы содействия профессиональному развитию персонала на производстве, улучшения условий труда и его охраны, установления государственных гарантий защиты трудовых прав работников, обеспечения контроля и надзора за их соблюдением также должны служить базой обеспечения достойного уровня жизни населения.

Обобщающими стоимостными показателями уровня жизни населения принято считать: общее потребление материальных благ и услуг; реальные доходы, реальную заработную плату рабочих и служащих; денежный доход семьи; совокупный доход семьи; общие и располагаемые доходы. Основными видами доходов населения являются: оплата труда, социальные трансферты, доходы от собственности, предпринимательской деятельности и другие виды (от продажи продукции личного подсобного хозяйства, стоимость натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства, использованных в семье, и др.).

Преобладающие направления  расходования (использования) денежных доходов: покупка товаров и оплата услуг, оплата обязательных платежей и  взносов, накопление сбережений во вкладах  и ценных бумагах, покупка иностранной валюты и т.п.

Дифференциация доходов  складывается под воздействием экономических, демографических и социальных факторов. Наиболее наглядно ее отражает соотношение уровней материальной обеспеченности крайних (20%-ных) групп населения. Соотношение в росте (падении) денежных и натуральных доходов и динамика потребительских цен на товары и тарифов на услуги оказывают влияние на формирование номинальных и реальных доходов населения и их покупательной способности[5, с. 168].

 

 

2. Стоимость жизни и уровень потребления населения

 

Стоимость жизни  населения характеризуется объективно складывающимся размером затрат на удовлетворение жизненно необходимых потребностей граждан в материальных благах и услугах. Размер этих затрат изменяется в зависимости от принимаемого в расчет набора потребительских товаров и услуг и уровня цен на товары и тарифов на услуги в конкретных условиях и периодах[2, с. 197].

Набор товаров и услуг  принято определять дифференцированно  по основным социально-демографическим группам населения: трудоспособные мужчины и женщины, пенсионеры, дети дошкольного и школьного возраста.

Цены на потребительские  товары и услуги зависят от затрат на их производство и доставку потребителю, а также спроса и предложения на те или иные виды продовольственных и непродовольственных товаров и услуг социально-бытового назначения. Непременное условие сопоставимости данных о стоимости жизни — единство методов ее исчисления, использование в этих целях аналогичных методических приемов расчета и сравнения.

Для оценки изменения стоимости жизни населения рассчитывают индекс стоимости жизни, который исчисляется по минимальному набору товаров и услуг для различных социально-демографических групп населения по формуле:

где р и p — цена покупки соответственно в базовом и текущем периодах;

q — объем покупки в базовом периоде.

Измерение уровня дифференциации доходов, характеризующей  различия в возможностях семей удовлетворять свои потребности (различия в уровне жизни), производится на основе построения «кривой Лоренца» (рис. 1) и исчисления коэффициента Джини. Характеристика имущественного расслоения общества достаточно точно может быть получена на основе исчисления распределения населения по уровню доходов.

Рис. 1. Кривая Лоренца

Неравенство в распределении дохода по методу Лоренца воспроизводится на графике с помощью кривой, где характер ее вогнутости отражает степень неравномерности распределения доходов, приходящихся на разные группы семей. Если каждая группа семей будет получать равную долю дохода, то на графике это найдет выражение в виде прямой линии абсолютно равного распределения доходов. Чем ближе кривая Лоренца к линии абсолютного равенства, тем выше степень равномерности распределения дохода, и наоборот, чем большую вогнутость имеет кривая, тем выше степень неравномерности распределения доходов[3, с. 228].

Индекс Джини характеризует  степень отклонения фактического распределения  денежных доходов населения от линии  их равномерного распределения. Величина коэффициента варьирует от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Наряду с  дифференциацией доходов показателем  уровня жизни населения призвана служить мера соответствия получаемых доходов прожиточному минимуму и величине потребительских бюджетов. Рассмотрение положения дел под этим углом зрения позволяет формировать социальную политику, ориентированную на те или иные уровни потребления.

Прожиточный минимум  есть показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг минимально допустимого уровня, обеспечивающего поддержание активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. При формировании прожиточного минимума мировая наука и практика используют статистический, комбинированный или нормативно-статистический, субъективный и ресурсный подходы.

Более полный набор (в стоимостной и натуральной формах) материальных и духовных благ отражает другой показатель — минимальный потребительский бюджет — баланс доходов и расходов, позволяющий наиболее обоснованно определять стоимость жизни тех групп населения, которые должны располагать минимальными доходами.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 192 утверждены Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, где определено, что они разработаны в целях определения потребительской корзины[1, с. 162]:

1) для основных социально-демографических  групп населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети) в целом по Российской Федерации с учетом половозрастных особенностей потребления ими продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

2) для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

В рациональном потребительском  бюджете предусмотрено полное удовлетворение потребностей человека в материальных благах и услугах. Он предполагает обеспечение рационального потребления граждан на основе научно обоснованных норм.

 

 

3. Социальная защита населения: природа, функции и механизмы осуществления

 

Социальная  защита населения представляет собой  систему законодательного закрепления минимальных гарантий, предоставляемых в обществе (государством или под его патронажем и контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

Информация о работе Организация социальной политики