Организация социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:55, контрольная работа

Описание

Актуальность темы в том, что в современном мире значение социальной политики как одного из важнейших факторов формирования и развития человеческого капитала постоянно возрастает. Период трансформации переживают все отрасли социальной сферы страны, к которым обычно относят образование, культуру, здравоохранение, физическую культуру, социальное обслуживание, значительную часть организаций жилищно-коммунального хозяйства. Главная задача преобразований в этих отраслях заключается в максимальном использовании их потенциала для решения жизненно важных проблем общества, в первую очередь демографических, включающих необходимость стабилизации рождаемости и укрепления семьи, улучшения состояния здоровья населения, увеличения средней продолжительности жизни.

Содержание

Введение………………………………………… …………………………………..3
1. Основные цели и задачи социальной политики в области доходов………...…4
2. Стоимость жизни и уровень потребления населения……………..……………7
3. Социальная защита населения: природа, функции и механизмы осуществления…………………………………………………..………………….10
4. Политика Министерства труда и социальной защиты: «за» и «против»…….12
5. Критический взгляд на социальные программы различных российских партий……………………………………………………………………………….16
Задача ……………………………………………………...………………………..22
Заключение……………………………...…………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………………...…25

Работа состоит из  1 файл

экономика и социология труда.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

В соответствии с Конституцией РФ регулирование социальной защиты населения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Нормативные акты по социальной защите имеют форму федеральных и региональных законов и постановлений, призванных реализовать защитные функции государства[6, с. 201].

Размеры выплат и натуральных выдач в системе  социальной защиты должны быть ориентированы  на минимальные социальные стандарты  — нормы и нормативы, отражающие потребности человека в материальных благах и услугах и гарантирующие соответствующий уровень их потребления.

Предоставление населению  государственными или некоммерческими  организациями пособий, стипендий, пенсий, дотаций и бесплатных услуг принято называть социальными трансфертами. Они осуществляются в виде социальной помощи, государственных социальных гарантий, социального страхования (обязательного и добровольного).

Социальная помощь оказывается  гражданам на основе проверки нуждаемости, социальные гарантии — без учета трудового вклада и проверки нуждаемости.

Трансферты, осуществляемые через систему социального страхования, призваны защитить население от различных  рисков, ведущих к потере трудоспособности, а, следовательно, и трудового дохода.

Поскольку формирование системы  социальных трансфертов в современной России является предметом совместного ведения органов управления Российской Федерации и ее субъектов, одной из важнейших сторон предоставления социальных выплат является необходимость четкого определения прав и ответственности каждого из уровней управления экономикой в определении круга оказываемых услуг и денежных выплат и источников их ресурсного обеспечения.

Природе рыночной экономики  свойствен перенос центра тяжести решения большей части социальных проблем населения в регионы. В этой связи наблюдается тенденция к расширению бюджетных прав территорий, касающихся источников доходов региональных и местных бюджетов и направлений их расходования. Участие федеральных органов управления финансовой системой в формировании ресурсных основ социальных трансфертов обусловлено необходимостью обеспечения всему населению минимума денежных доходов и общественных благ на принципах социальной справедливости.

Важное место в системе  финансирования социальных трансфертов занимают целевые бюджетные и внебюджетные фонды. К числу последних относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Средства фондов социальной поддержки населения формируются  за счет взносов работодателей, отчислений от индивидуальных трудовых доходов  граждан, а также доходов от предпринимательской деятельности предприятий (организаций), добровольных взносов граждан и благотворительных организаций.

Направления использования средств, аккумулируемых во внебюджетных фондах, зафиксированы в федеральном законодательстве об их создании и функционировании. Внебюджетные фонды в значительной мере дополняют и расширяют систему источников покрытия расходов на социальную поддержку населения[6, с. 203].

 

4. Политика Министерства труда и социальной защиты: «за» и «против»

Министерство  труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России) было образовано при формировании второго правительства Черномырдина 14 августа 1996 путем слияния Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и Федеральной службы занятости РФ[7, с. 99].

Постановлением Правительства N1074 от 13 сентября 1996 было установлено, что Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения; осуществляет функции, возложенные Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" на Федеральную государственную службу занятости населения.

Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. было образовано Министерство здравоохранения и социального  развития Российской Федерации, передав  ему функции по принятию нормативных  правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывало предложения основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения, по повышению уровня жизни и доходов населения, по развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организацию пенсионного обеспечения и социального обслуживания, по улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, по развитию государственной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности и оказанию международной гуманитарной помощи.

В результате осуществления  социальных реформ Правительством России и Министерством труда и социального развития РФ в конце XX начале XXI вв. положение населения в целом не только не улучшилось, но и ухудшилось, по ряду параметров достигнув критического уровня: снижение продолжительности жизни в стране; рост безработицы; снижение интеллектуального потенциала стран; повышение уровня и роста алкоголизма и наркомании; деформация семейно-брачных отношений: сокращение числа браков, размеров семей, рост доли детей, рожденных вне брака, появление качественно нового явления — массового социального сиротства; реальное снижение уровня и качества жизни преобладающей части населения; неоправданно высока социальная и имущественная дифференциация населения, региональная дифференциация условий реализации социальных прав граждан.

Сложившаяся в  России система социальной защиты населения  оказалась малоэффективной и не способной выполнять большинство возложенных на нее функций. Она обладает крайне ограниченными возможностями перераспределения ресурсов в пользу наименее обеспеченных и наиболее нуждающихся слоев общества, поскольку базируется на системе всеобщих социальных трансфертов, субсидий на товары и услуги, а также категориальных льготах. Основные объемы социальных трансфертов в такой системе попадают в распоряжение граждан с высокими и средними доходами (приходятся на долю домохозяйств, которые не относятся к числу нуждающихся). Они в меньшей степени нуждаются в социальной защите, но обладают достаточным политическим весом и влиянием, чтобы блокировать решения, ведущие к перераспределению социальных трансфертов в пользу бедных слоев населения. Около 20% малоимущих домохозяйств вообще не получают пособий, в то время как почти четыре из пяти семей, не относящихся к категории малоимущих, их получают. Малоимущим является приблизительно 40% населения, однако право на различные пособия и льготы имеют 68%; многие малоимущие остаются за пределами системы социальной защиты.

Эффективность ряда направлений социальной защиты (выплата пособий на детей, финансирование программ занятости и др.) достигла критического уровня; они перестали оказывать значимое влияние на положение уязвимых групп населения, которым были адресованы.

Очевидно, что  сложившаяся модель социальной политики в силу ее крайней неэффективности  едва ли может быть устойчивой в  течение длительного времени; она не столько прокладывает путь к социально ориентированной рыночной экономике, сколько блокирует её.

Наиболее очевидными причинами сложившейся в социальной сфере ситуации являются:

1) осуществление  экономической реформы методами  «шоковой терапии», без учета социальных последствий и необходимой социальной поддержки населения;

2) отказ от принципа социального партнерства, обеспечивающего социальную основу социального государства;

3) конъюнктурность, бессистемность и безответственность решений в области социальной политики, принимавшихся в середине 90-х гг. в результате прямого лоббирования заинтересованных групп, на основе существующего на данный момент соотношения сил;

4) принципиальная недооценка властью роли социальной политики, как в осуществлении рыночных реформ, так и в дальнейшем экономическом развитии, политической стабилизации общества.

Наиболее фундаментальной основой реально осуществляемой социальной политики в современной России является та экономическая стратегия, которая проводится правящими элитами. Осуществляемое ими реформирование экономики не только не ослабило, но значительно усилило экспортно-сырьевую ориентацию российской экономики, закрепило ее деформированную структуру. Это привело к несопоставимым уровням доходности сырьевого и несырьевого комплексов, соответствующему перераспределению финансовых потоков, сегментации российской экономики. Ведущий макросубъект российской экономики — «валютный», прочно связанный с мировыми рынками, интегрировавший мощный ресурсный потенциал (финансовый, предпринимательский, кадровый, услуги); ориентированный на вывоз энерго-сырьевых ресурсов, экспорт капитала и массированный ввоз готовой продукции. Для обеспечения оптимальных условий его функционирования произошло свертывание большинства сегментов российского производства, обрабатывающей промышленности и сельскохозяйственного производства, которые потребляют (да еще по внутренним, более низким ценам) нужные для экспорта энергетические и сырьевые ресурсы, препятствуют наращиванию экспорта.

Следствием такой экономической политики являются недостаточное инвестирование в развитие и неизбежная деградация обрабатывающих и наукоемких отраслей, а также отраслей социальной сферы — здравоохранения, образования, жилищного строительства, науки и культуры, деквалификация занятой там рабочей силы, массовая безработица и т.д.

Начавшаяся  структурная перестройка экономики, переориентация производства, прежде всего на внутренний рынок при сокращении удельных масштабов импорта позволила добиться принципиальных изменений в сфере трудовых отношений, повысила общий уровень занятости населения и в перспективе обеспечит полную и эффективную занятость.

 

 

 

 

 

 

5. Критический взгляд на социальные программы различных российских партий

Партия «Единая Россия» отчетливо осознает, что проводимая правительством финансово-бюджетная политика не приносит тех результатов, которых вправе ожидать общество. Как следствие этого сохраняются очаги социальной напряженности. Недопустимо велик разрыв в доходах между бедными и богатыми группами населения. Большинство граждан не устраивает то, как распределяются доходы, получаемые от ресурсов, являющихся общенациональным достоянием. Масштабы демографического кризиса таковы, что угрожают существованию России как суверенного государства.

Видение партии:  «потребность в формулировании новой идеологии, отвечающей интересам нации и интересам государства, находящейся в русле традиций русской политической культуры, назрела в нашей стране уже давно. Любая страна живет и развивается в соответствии с осознанием своей миссии, своего места в мире. Понимание народом своей миссии особенно важно для России, которая всегда была идеологизированной страной. «Единая Россия» предлагает стране идеологию, способную объяснить роль и место России в современном мире, сплотить российское общество, не разрушив его многообразия. Эта идеология - социальный консерватизм»1.

Консерватизм (от латинского conservo – "сохраняю") - это  обозначение идейно-политических и  культурных течений, отстаивающих традицию и преемственность в социальной и культурной жизни. Для консерватизма характерны приверженность проверенным временем социальным установлениям и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание последовательного, устойчивого развития.

Социальный  консерватизм - это идеология модернизации российского общества, реформирование различных систем общественной жизни в русле общих мировых тенденций, с безусловной опорой на национальные традиции и опыт истории нашего народа.   

В современных условиях ни одна социальная группа, ни одно общественное объединение не может без государственной поддержки решить сколь бы то ни было масштабные задачи. Но государство должно рационально определить сферу своей ответственности, а также формы своего воздействия на субъекты хозяйственной и социальной деятельности. Времена командно-административной системы ушли навсегда. Деятельность государства должна заключаться в неторопливом, заботливом пестовании институтов гражданского общества. Социальным консерваторам предстоит в ближайшем будущем осуществить те задачи общественной модернизации, решение которых было отложено в 90-е годы. Проводя модернизацию, государство обязано проявлять заботу о большинстве населения, особенно о малоимущих гражданах.

Информация о работе Организация социальной политики