Организация труда менеджера на примере начальника отдела организационно-правовой и кадровой работы «Брестского областного управления Ф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение организации труда менеджеров на примере начальника отдела организационно-правовой и кадровой работы «Брестского областного управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».
Исходя из цели, поставим следующие задачи:
изучить теоретические основы организации труда менеджеров;
изучить характеристику деятельности «Брестского областного управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»;
выполнить анализ организации труда менеджеров на примере начальника отдела организационно-правовой и кадровой работы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основы организации труда менеджеров 7
1.1 Особенности трудовой деятельности менеджеров 7
1.2 Содержание труда менеджеров 9
1.3 Принципы научной организации труда менеджеров 12
1.4 Оценка уровня организации труда менеджеров 13
2 Практическая часть 15
2.1 Характеристика деятельности «Брестского областного управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» 15
2.2 Анализ организации труда менеджера на примере начальника отдела организационно-правовой и кадровой работы «Брестского областного управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» 20
2.3 Моделирование проблемы, пути решения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_organizatsia_truda_menedzhera.docx

— 314.35 Кб (Скачать документ)


 

1.2 Содержание  труда менеджеров

В экономической литературе, фундаментальных трудах отечественных  и зарубежных ученых появление профессии  «менеджер» связано с отделением управленческой работы от производственной и возникновением самостоятельного вида деятельности – профессионального  менеджмента. Это произошло в  XVII-XVIII веках в эпоху зарождения капитализма и начала индустриального прогресса европейской цивилизации.

В современном понимании менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности предприятия, функционирующего в рыночных условиях. Принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления – многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники. 
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

  • к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
  • к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
  • к руководителю по отношению к подчиненным;
  • к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

Общей чертой управленческой работы является роль руководителя. Роль, по определению Минцберга, является «набором определенных поведенческих  правил, соответствующих конкретному  учреждению или конкретной должности». Минцберг выделяет 10 ролей, которые  принимают на себя руководители в  различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий:

    • межличностные роли;
    • информационные роли;
    • роли по принятию решений.


Роли взаимозависимы и  взаимодействуют для создания единого  целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу  его взаимодействий с людьми. Эти  межличностные роли могут сделать  руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность  и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать  в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и  информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием  решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для  организации, ведение переговоров  от имени организации. Все эти 10 ролей  определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера  конкретного предприятия.

Играя роль, связанную с  принятием решений, менеджер определяет направление роста предприятия. При этом он изыскивает для этого  возможности как внутри предприятия, так и за его пределами; разрабатывает  и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда предприятие  сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов предприятия,

представляет его на всех значительных и важных переговорах. Выполняя

информационную роль, менеджер собирает текущую информацию о внешней  и внутренней среде предприятия, которую использует в интересах  своего дела; выступает как центр  внутренней и внешней информации, распределяет полученную информацию в  виде фактов и нормативных установок  между подчиненными, разъясняет политику и основные цели предприятия, передает информацию для внешних контактов  предприятия относительно планов, политики, действий, результатов работы предприятия, действует как эксперт по вопросам данной отрасли. Менеджер, выполняющий  межличностные роли, является символическим  главой, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового  и социального характера. Он отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных  на достижение целей предприятия, координирует их усилия, отвечает за набор и подготовку работников, обеспечивает работу саморазвивающейся  сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги. Чтобы успешно  выполнять перечисленные роли, менеджеры  должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.

Труд менеджера не поддается  нормированию из-за его многогранности и сложности, особенно в условиях перехода на рыночные отношения.

К современным менеджерам относят лиц с «индивидуальным  подходом», помогающим подчиненным  учиться на собственном опыте  и поддерживающих в сотрудниках  дух предпринимательства и творчества. Такие руководители успешно решают основные проблемы человеческих отношений, к которым принято относить: умение реагировать на непредсказуемые  реакции подчиненных, преодоление дезинформации в коллективе, четкую формулировку требований к сотрудникам, установление с ними надежной обратной связи, способность выделить суть проблемы, поскольку люди не всегда правильно интерпретируют события и не всегда говорят то, о чем думают. Менеджеры ставят перед собой задачу дать подчиненным возможность достаточно зарабатывать, чувствовать удовлетворение от своего труда, участвовать в управлении предприятием, создавать условия для самостоятельного решения проблем. В этом уважении к личности человека проявляется высшая суть гуманизмаменеджмента. 
          По cpaвнeнию c дpyгими видaми тpyдa на предприятии, тpyд менеджера имeeт pяд cпeцифичecкиx ocoбeннocтeй:

  • oн пpeдcтaвляeт coбoй yмcтвeнный тpyд, cocтoящий из тpex видoв дeятeльнocти: opгaнизaциoннo-aдминиcтpaтивнoй и вocпитaтeльнoй, aнaлитичecкoй и кoнcтpyктивнoй, инфopмaциoннo-тexничecкoй;
  • yчacтвyeт в coздaнии мaтepиaльныx блaг и oкaзaнии ycлyг oпocpeдoвaннo, чepeз тpyд дpyгиx paбoтникoв;


  • пpeдмeтoм тpyдa являeтcя инфopмaция;
  • cpeдcтвoм тpyдa – opгaнизaциoннaя и вычиcлитeльнaя тexникa;
  • peзyльтaтoм тpyдa – yпpaвлeнчecкoe peшeниe.

Чтoбы выпoлнять cвoи фyнкции, мeнeджepы дoлжны имeть cпeциaльныe знaния  и oблaдaть cпocoбнocтью иcпoльзoвaть иx в  пoвceднeвнoй paбoтe пo yпpaвлeнию пpeдпpиятиeм.

Внешние факторы существенно  воздействуют на трудовую деятельность менеджеров всех уровней. Например, изменившаяся отраслевая структура и переход  на горизонтальное управление изменили функции управления и труд менеджеров, а их богатый личный и производственный опыт вошел в противоречие с реальной действительностью. Многие менеджеры  оказались не готовыми к конкуренции, столь естественной в рыночной экономике.


Чтобы быть  эффективным менеджером, необходимо быть лидером, то есть обладать способностью влияния на поведение других  людей, заставляя их вести себя определенным образом. Выделяют несколько  аспектов лидерства на предприятии, одним из которых является стиль лидерства или  руководства. Стиль руководства отражает ценности и взгляды менеджера, его  отношение к подчиненным, его самооценку и особенности его личности. Эффективность конкретного стиля руководства зависит от ситуации, которая  включает в себя содержание выполняемой работы и индивидуальные характеристики  подчиненных. Эффективность и возможные пределы избранного стиля руководства  определяются тем, насколько хорошо сможет менеджер направить усилия работников  на достижение целей, решить конфликтную ситуацию, создать коллектив для работы и  управлять стрессовыми ситуациями.

 

1.3 Принципы научной организации труда менеджеров

Под научной организацией управленческого труда понимают совокупность мероприятий, обеспечивающих планомерное и наиболее эффективное использование труда работников аппарата управления. Эти мероприятия должны обеспечить наиболее эффективную связь аппарата управления с управляемым коллективом и с внешними организациями.

Кроме того, должны быть обеспечены экономичность, оперативность и  надежность управления. Управленческий труд является специфической  разновидностью умственного труда, прямо не участвующего в создании материально-вещественных ценностей. Но через организацию  тура непосредственных исполнителей управленческий труд воздействует на предметы труда, тем самым прямо и непосредственно  влияя на результаты производства. Специфической особенностью управленческого  труда является то, что предметом  труда является информация.

Эффективность труда управления зависит от целого ряда организационных, экономических и психологических  условий. Это может быть прямой эффект,

если результатом является сокращение численности или величины затрат

на содержание административно-управленческого  аппарата, или косвенный 

эффект, если результатом  являются конечные результаты производства.

Для того чтобы более эффективно использовать способности работников, избавлять их от перегрузки, необходимо соблюдать некоторые принципы научной  организации управленческого труда.

Принцип специализации заключается в обеспечении правильного соотношения различной специальности и квалификации в соответствии с объемом работ по выполнению каждой управленческой функции. При этом должны учитываться образование, квалификация и индивидуальные качества каждого работника.

Принцип синхронизации предполагает согласованность в деятельности различных работников по видам управленческих работ.

Принцип прямоточности обеспечивает выбор кратчайших путей прохождения управленческой информации.

Принцип ритмичности предусматривает равномерную загрузку каждого работника управления в течение рабочего дня и по периодам производства.

Принцип стандартизации заключается в обеспечении руководителей подразделений стандартными средствами управленческого труда и формами документации.

В сфере управленческой деятельности используется три вида нормирования.

Нормы выработки устанавливают определенные объемы работ за определенное время. Они используются при нормировании труда технических исполнителей.

Нормы обслуживания определяют количество технических средств управления, обслуживаемое одним работником в системе управления. Применяются при нормировании труда инженерно-технических работников.

Нормы управляемости определяют количество работников, подчиненных непосредственно одному руководителю на определенном уровне управления.


           1.4 Оценка уровня организации труда менеджеров

           Прежде всего следует подчеркнуть, что менеджеры ничего не производят, кроме управленческих решений, поэтому при оценке их деятельность судят по эффективности их труда на основе анализа использования руководителями их рабочего времени.

Учесть и проанализировать фактические затраты времени  любого менеджера можно путем  определения структуры его рабочего дня.

Для этого используется «фотография» и «самофотография» рабочего дня.  И в том, и в другом случае фиксируются  затраты времени на определенные функции менеджмента, причем либо это  делается специально выделенным для  этого хронометражистом, либо самим  менеджером.

Составленная на основе фотографии или самофотографии рабочего дня  фактическая структура сравнивается с нормативной, на основе чего делаются выводы об отклонениях от норматива и разрабатываются мероприятия по совершенствованию структуры рабочего для менеджера.

Исследование причин потерь рабочего времени показывают, что  основными их них являются следующие.

Лишние ступени и звенья в аппарате управления приводят к  усложнению системы документооборота и снижению оперативности управления.

Существенный вред наносят  диспропорции в численности руководящих  и вспомогательных работников, что  приводит к выполнению первыми не свойственных их функций.

Нарушение последовательности выполнения процедур управлению, особенно при принятии решений, снижает эффективность  управления.

Нечеткая организация  выполнения принятых решений приводит к дублированию, потерям времени.

Много времени непроизводительно  тратится на излишнюю отчетность.

В качестве других причин потерь рабочего времени можно указать  такие, как:

- нарушения трудовой и  технологической дисциплины;

- значительное количество  плохо подготовленных совещаний;

- неполучение из других  отделов и служб сведений в  установленные  сроки;

- низкое качество полученных  документов и т.п.

Поэтому совершенствование  организации труда предполагает как рационализацию всех управленческих работ, так и повышение производительности труда управленческих работников.

Этого можно добиться путем  совершенствования оперативного управления, информационного обеспечения и  делопроизводства, четкого определения  функций работников, планирования личного  труда, создания нормальных условия  труда и отдыха.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

      2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

      2.1 Характеристика деятельности « Брестского областного управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»

     1. Брестское областное управление Фонда социальной защиты населения

Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь с правами юридического лица (далее - управление) входит в систему Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд).

Информация о работе Организация труда менеджера на примере начальника отдела организационно-правовой и кадровой работы «Брестского областного управления Ф