Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:27, доклад
Рассматривая социально-психологические аспекты успешной профессиональной деятельности социального работника, необходимо обратить особое внимание на роль профессиональной общности - социального объединения людей, организованного специально для эффективного достижения единых профессиональных задач - для получения реального продукта труда, для реализации общих профессиональных интересов. Единым для всех профессиональных общностей является направленность на создание совместного продукта труда, а также чувство принадлежности ее членов к профессиональной общности, характерные психологические профессиональные качества ее членов - профессиональные ценности, профессиональное сознание, профессиональный тип личности, нормы профессионального поведения.
Рассматривая социально-
Л.К. Маркова считает, что
способность человека к работе в
профессиональной общности включает в
себя: реальный профессионализм в
предметной деятельности; глубокое проникновение
в ценностные ориентации и менталитет
профессиональной общности; приоритетное
внимание к духовным ценностям сообщества;
соблюдение профессиональной чести
и достоинства сообщества; широту
и гибкость профессионального сознания
и мышления; мотивационную готовность
к профессиональному
Что такое философия организации?
Исходя из определения философии, это
- основа мировоззрения организации,
коллективного сознания организации,
фундаментальные определяющие идеи,
принципиальные взгляды на окружающий
мир и себя в нем, являющееся регулятором
поведения критерием его
«Философия организации» включает три основных элемента; миссию, базовые цели (принципы), кодекс делового поведения сотрудников.
Ведущая роль при внедрении новой культуры организации принадлежит службе управления персоналом ЦСО.
С каждым днем расширяются
и увеличиваются категории
Реорганизация предполагает несколько этапов.
1. Осознание руководителем необходимости обновления:
- осознание руководителем
возрастающей угрозы со
- преодоление сопротивления переменам.
Сопротивление переменам
пропорционально степени
Что касается скорости изменений,
при постоянном их осуществлении
в каждый момент времени затрагивается
только часть организации, сопротивление
носит местный характер. Отдельные
люди и группы будут сопротивляться
переменам пропорционально
2. Создание нового видения организации:
- диагноз проблем, выявление
причин их возникновения,
- разработка механизмов
реализации мероприятий,
3. Инстуализация изменений:
- проведение реорганизационных
мероприятий, закрепление их
- назначение ответственных
лиц, определение их статуса,
определение стимулов за
- разработка памяток новичкам,
программы адаптации новичков
с учетом необходимости
4. Выход на «рабочий
режим», превращение мероприятий
в элемент культуры, в повседневность,
организация постоянного
Рассмотрим первый этап - диагностика недостатков. Признаками неблагополучия в коллективе служит:
- слухи;
- сплетни;
- низкая производительность. ее дальнейшее падение;
- неспособность к коллективной работе;
- прогулы без достаточно уважительных причин, стремление при каждом удобном случае «брать бюллетень»;
- разговоры о том, как хорошо в других организациях, «как хорошо бы перейти в другую организацию»;
- утечка информации, служебных тайн и др.
Анализ выявления места локализации возможных причин и недостатков:
- исследование отношений к труду;
- исследование содержания и условий труда;
- исследование наличия,
специфики, восприятия
- исследование социально-
- исследование качества
трудовой жизни (КТЖ) как
К недостаткам которые необходимо исправлять в ЦСО можно отнести:
- неблагополучный социально-
- низкое качество трудовой жизни (КТЖ).
В этом случае надо скрупулезно исследовать следующие факторы, влияющие на КТЖ:
- недостатки в содержании труда;
- недостатки гумманизации рабочей среды, неприемлемый стиль управления, отсутствие индивидуального подхода, восприятие людей в качестве ресурса, невнимание потребностям и особенностям работников;
- недостаточная мотивация работников к труду;
- отсутствие преданности работников организации;
- плохой социально-
Следующий этап - разработка и реализация программы развития культуры организации/12/. Задача эта - воспитание взрослых людей, влияние на их восприятие организации и себя в ней, изменения, хотя бы частичные, взглядов, установок, мотивов, ценностей в направлении, требующиеся организации.
Для этого пригодны следующие рекомендации:
- на стадии планирования потребностей в персонале - предпочтение внутреннему рынку труда, то есть первоочередное внимание своим работникам, продвижение из нутрии;
- на стадии приема на
работу - ценностная ориентация, то
есть включение в беседы по
отбору кандидатов вопросов, связанных
с идеологией, ценностями, культурой
организации, и рассмотрения
- на стадии профессиональной
ориентации - социальная ориентация
как первый шаг процесса
- на стадии управления
- использование возможностей
- на стадии управления
карьерой - использование
Существуют различия в отношении карьерных планов жизни, составляющих обычно подавляющее большинство сотрудников ЦСО и служащих. Зарубежные исследования по психологии построения женщинами профессиональной карьеры установили ряд закономерностей.
1. Карьеры женщин, по сравнению
с карьерами мужчин более
2. Планирование своих карьер присуще женщинам в большей степени, чем мужчинам.
3. Планирование и построение
профессиональной карьеры
- предоставление льгот
для получения образования
- обеспечение безопасности труда;
- гарантия справедливости
при решении проблем,
- основа философии, которая
способствует завоеванию
Но для этого у организации должны быть достаточно четко формулируемые и реально существующие культурные ценности. формирование в сознании работников тех или иных ценностей, воззрений, изменение их отношений к организации - та же задача, которую решают работники рекламы: «Что и как нужно делать, чтобы получить необходимое потребительское поведение?».
Добавив некоторое количество требований программно-целевого подхода, получаем этапы формирования желаемого организации отношения к ней работников и вполне практически реализуемы набор этапов решения любой проблемы культуры организации:
- определить «портрет» вашего работника;
- определить цель организации;
- определить новую систему ценностей работников;
- выдрать форму воздействия
на работников (с привлечением
специалистов в области
- определить все необходимые виды обеспечения мероприятий - научно-методическое, кадровое, финансовое, правовое, организационно-экономическое, информационное, материально-техническое, скоординировать все мероприятия по времени, определить приоритеты, очередность;
- подсчитать все возможные
расходы, соотнести с
- составить подробный план мероприятий;
- назначить ответственных исполнителей, стимулировать их работу, достижения, определить рамки ответственности;
- организовать работу;
- обеспечить мониторинг
и анализ промежуточных
- институализировать управление
развитием культуры
Очень важную роль в создании и укреплении организационной культуры играет руководить организации. Он не только определяет главную миссию и основы взаимодействия с внешней средой. Руководить организации инициирует процесс формирования культуры, навязывая коллективу свои собственные представления.
Культура организаций входящих в государственный и муниципальный сектор по преимуществу является бюрократической (идеальный тип организации по М. Веберу), то есть для нее характерны иерархия и управление как механической системой. Согласно М. Веберу «идеальный» руководитель управляет в соответствии с формализованной моделью, бесстрастно, не испытывая чувства ненависти и любви, без всякого энтузиазма.
Такой метод управления требует, чтобы работа регулировалась, координировалась и контролировалась с помощью системы абстрактных правил, чтобы общие правила применялись в каждом частном случае. логическим следствием этого явления является полный отказ от элемента творчества в работе рядовых сотрудников. Творчество становится исключительной прерогативой менеджмента, на персонал же низшей ступени организационной иерархии возлагается прямая ответственность за обслуживание клиентов.
В органах социальной защиты населения личность руководителя должна проявляться в более мягкой, в более эмпатичной форме, что обусловлено «мягкостью» человеческого материала, с которым приходится работать сотрудникам, а так же их специфическими личными особенностями, невоспринимающими в своем большинстве случаев авторитарных, слишком напористых, «жестких» методов работы. Это предъявляет особые требования к стилю управлению руководителя социальной службы.
Для этого пригодны следующие рекомендации:
- связывать вознаграждения
непосредственно с той
- выражать публичные и ощутимые признания тем людям чьи усилия и полученные результаты превосходят средние показатели для работников данной категории;
- поощрять сотрудников,
участвовать вместе с
- не создавать значительного
разрыва между декларациями
- не поддерживать создание
каких-то специальных
Изменение стиля руководства в органах социальной защиты поможет сформулировать у сотрудников новое сознание, ориентированное на сочетание интеллекта и воли, как базу коллективного труда в интересах организации.
Основными компонентами политики руководства социальной службы должны быть признанны справедливое вознаграждение за труд, полная отдача работе, удовлетворенность ею, высокая квалификация, обстановка доверия и дух коллективизма.
Информация о работе Организация управления социальной работы