Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:27, доклад
Рассматривая социально-психологические аспекты успешной профессиональной деятельности социального работника, необходимо обратить особое внимание на роль профессиональной общности - социального объединения людей, организованного специально для эффективного достижения единых профессиональных задач - для получения реального продукта труда, для реализации общих профессиональных интересов. Единым для всех профессиональных общностей является направленность на создание совместного продукта труда, а также чувство принадлежности ее членов к профессиональной общности, характерные психологические профессиональные качества ее членов - профессиональные ценности, профессиональное сознание, профессиональный тип личности, нормы профессионального поведения.
Одним из важных аспектов формирования
организационной культуры в органах
вообще и в органах социальной
защиты в частности - это нормальный
социально-психологический
Исключительно важным элементов организационной культуры является обеспечение социальной защиты персонала предприятия, реализация идей социальной справедливости в рамках организации, удовлетворение более широкого круга потребностей персонала, чем просто материальное обеспечение.
Социальная защита персонала
позволяет организации
Но во всем и не всегда организация может обеспечить удовлетворение потребностей своих сотрудников, но само стремление к этому и реализация стремления в пределах возможного обычно высоко ценится коллективом и вызывает ответную реакцию в форме позитивного отношения к фирме и ее руководства. Кадровая политика, элементом которого является социальная защита персонала - это показатель внутренней этики организации, составляющая ее имиджа, при возникновении коллективных трудовых конфликтов социальное партнерство служит их урегулированию, решению воздвигаемых вопросов. Формами социального партнерства являются взаимные консультации, переговоры, достижения согласия и заключение коллективных договоров, соглашений/1/.
Содержание и структуру коллективного договора определяют стороны в процессе переговоров, но согласно ФЗ РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 года рекомендуется рассматривать следующий круг вопросов, отражающих взаимные обязательства работодателя и работников (ст.13):
- форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;
- механизм регулирования
оплаты труда, исходя из роста
цен, уровня информации, выполнение
показателей, определенных
- занятость, переобучение,
условия высвобождения
- продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;
- улучшение условий и охраны труда работников;
- добровольное и обязательное
медицинское и социальное
- экологическая безопасность и охраны здоровья работников;
- льготы для работников,
совмещающих работу с
- контроль за выполнением коллективного договора, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов.
В коллективном договоре с учетом экологических возможностей организации могут содержатся и другие, более льготные, трудовые и социально-экологические условия по сравнению с нормами и положениями.
Неформально многие социальные работники придерживаются определенного комплекса ценностей, но как элемент организационной культуры который был бы закреплен в каких-либо нормативных документах и был бы объявлен к исполнению, он не существует в Российской Федерации.
Должен существовать такой кодекс поведения работников органов социальной защиты, элементы которого пропагандируются, воспроизводятся и рассматриваются в качестве критериев оценки деятельности работников.
Во время адаптационного периода нового работника, он должен проходить не только профессиональную и социальную адаптацию, но и интернализацию, то есть включение в структуру собственных ценностей, целей и основных элементов культуры организации.
Это воспитание сочетается с
ритуалами, традициями, обычаями и другими
факторами организационной
Рекомендуется примерный кодекс этики социального работника и базовые ценности, и правила для разработки элементов организационной культуры в органах социальной защиты. Эти базовые ценности и правила не должны оставаться чем то абстрактным, пустой формальностью, их необходимо включить в памятки новичкам и в программы адоптации, превратить их в элемент культуры, в повседневность, проводя постоянный мониторинг состояния культуры.
На первом этапе внедрение
элементов организационной
- разработка и распространение социальной брошюры;
- аттестация, в которую будут включены вопросы по культуре организации;
- обучение работников;
- наглядная агитация.
Базовые ценности и правила социальной работы.
1. Социальный работник
признает ценность каждого
Социальные работники:
- уважают основные права человека;
- демонстрируют уважение и доброжелательное отношение ко всем людям и уважают убеждения своих клиентов, их ценности, культуру, цели, нужду, предпочтения, взаимоотношения и связи с другими людьми;
- защищают и поддерживают
их достоинство, учитывают
- способствуют достижению
личного благосостояния и
- уважают права своих
клиентов в принятии решения
и гарантируют им их
2. Социальная справедливость является ценностью социальной работы.
Социальные работника:
- выявляют и адекватно
реагируют на социальные
- убеждают каждого клиента
в том, что их действия не
продиктованы предубеждениями
- ведут практическую работу,
направленную на развитие
- развивают участие
3. Компетентность (профессионализм)
является ценностью социальной
работы, которая обеспечивает
Социальные работники:
- изучают, используют, распространяют и применяют знания, навыки и умения в практике социальной работы;
- постоянно повышают уровень
своего профессионализма, поддерживают
и расширяют свою
- признают рамки своей
компетентности и не выходят
за их пределы в ситуациях,
где требуется более высокий,
нежели имеющийся уровень
- не имеют право использовать свои профессиональные знания, умение, навыки, а так же отношения с клиентом в личных целях.
4. Социальная активность,
мобильность и гибкость
Социальные работники:
- оказывают помощь людям,
находящимся в критических
- работают с каждым
человеком своей социальной
Этический кодекс социального работника
I. Этика поведения по
отношению к профессии
Социальный работник:
- соблюдают Кодекс этики,
утверждают ценности и правила,
- повышают качество и
эффективность социальных
- повышают статус социальной
работы, защищают ее от необоснованной
критики и укрепляют у людей
различных социальных групп
- принимают участие и поощряют других к творческому поиску новых подходов, технологий, методов и методик социальной работы;
- критически оценивают
достигнутые в личной
- в доходчивой форме
разъясняют окружающим
II. Этика поведения по отношению к клиентам, пользующимся социальными услугами.
Социальный работник:
- социальный работник
соблюдает принципы социальной
работы в части касающейся
клиентов: принимает человека таким,
как он есть; привлекает его
к активной совместной работе;
обеспечивает
- ценит и уважает личные
устремления, индивидуальные
- отдает приоритет поддержки основных интересов клиентов, но при этом уважает и учитывает интересы других людей, в тех случаях когда возникает конфликт интересов различных клиентов или конфликт интересов клиента и действующего в России законодательства, предупреждает клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты;
- минимизируют использование
юридических, психологических,
- отвергает любые формы
дискриминации, основанные на
национальности, сексуальных отношениях,
возрасте, вероисповедании, семейном
статусе, политической
III. Этика поведения по отношению к коллегам.
Социальный работник:
- с уважением относится
к коллегам по профессии вне
зависимости от их
- уважает различные мнения
и подходы коллег и других
специалистов, принимая на себя
личную ответственность за
- защищают своих коллег
от любых форм и видов
- следуют советам и
консультациям коллег и
Информация о работе Организация управления социальной работы