Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:45, курсовая работа
Заработная плата является одним из важнейших и, может быть, даже решающих элементов формирования хорошего климата на предприятии. Она является частью ВНП, которая отражается в себестоимости продукции и распределяется в рыночной экономике между отраслями народного хозяйства, предприятиями и отдельными работниками исходя из количества и качества затраченного труда, а также спроса и предложения товаров.
В региональном разрезе наиболее высокий индекс номинальной заработной платы за последние 5 лет был отмечен в 2008 году в ЮКО – 133,1% в Акмолинской – 132,0% и Алматинской – 132,6% областях (в соответствии с таблицей 6).
Таблица 7
Индекс реальной заработной платы работников
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
год |
год |
год |
год |
год | |
Республика Казахстан |
110,3 |
116,1 |
99,0 |
103,2 |
107,6 |
Акмолинская |
112,4 |
120,6 |
99,3 |
106,9 |
104,0 |
Актюбинская |
109,8 |
113,1 |
98,0 |
101,3 |
107,7 |
Алматинская |
112,7 |
120,9 |
95,9 |
105,3 |
110,2 |
Атырауская |
104,7 |
116,4 |
102,4 |
107,3 |
107,4 |
Западно-Казахстанская |
102,8 |
114,9 |
101,9 |
109,0 |
107,7 |
Жамбылская |
111,0 |
115,2 |
94,1 |
109,1 |
109,1 |
Карагандинская |
112,9 |
117,4 |
106,8 |
101,3 |
107,7 |
Костанайская |
110,3 |
117,3 |
100,5 |
104,4 |
109,8 |
Кызылординская |
108,2 |
118,3 |
98,5 |
106,0 |
108,3 |
Мангистауская |
104,5 |
103,8 |
102,3 |
107,8 |
111,7 |
Южно-Казахстанская |
110,9 |
117,9 |
94,9 |
108,2 |
110,7 |
Северо-Казахстанская |
108,7 |
115,6 |
98,6 |
107,5 |
105,7 |
Восточно-Казахстанская |
111,2 |
115,2 |
98,7 |
103,3 |
107,2 |
г. Астана |
112,4 |
111,7 |
96,4 |
102,2 |
104,5 |
г. Алматы |
107,4 |
113,4 |
94,8 |
97,0 |
104,3 |
Самый высокий индекс реальной заработной платы в 2011 году пришелся на Мангистаускую и Южно-Казахстанскую области 111,7 и 110,7 соответственно (в соответствии с таблицей 7). [16]
тенге
Рисунок 9. Динамика основных показателей оплаты труда по регионам РК за февраль 2011 год
В Казахстане наблюдается значительная дифференциация регионов по уровню средней заработной платы. Наивысший уровень сложился в Мангистауской и Атырауской областях, низкий – в Акмолинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областях. Разрыв в размерах заработной платы составляет два и более раз. Так, если заработная плата экономиста в нефтедобывающих регионах превышает 155 тыс. тенге, то в Северо-Казахстанской и Жамбылской областях – не более 60 тыс. тенге
(в соответствии с рисунком 9).
В целом по регионам наблюдаются значительные
различия в оплате труда работников одинаковой
квалификации, но занятых в разных отраслях
производства, существенные отличия в
уровне денежных доходов и социальных
услуг жителей городов и аулов, локализация
бедности в сельской местности.[16]
3 Пути совершенствования организации заработной платы в Республике Казахстан
3.1 Государственное регулирование заработной платы в Республике Казахстан
Проведение радикальных экономических реформ в Республике Казахстан сопровождалось адекватным изменением политики государства в области регулирования заработной платы. Если в начальный период реформирования экономики она основывалась на серьезном государственном вмешательстве в процессы определения размеров и соотношений в оплате труда работников, то в последние годы наблюдается тенденция серьезной их либерализации. Это проявилось, в частности, в том, что организации реального сектора экономики получили практические неограниченные возможности в области организации заработной платы.[19]
На современном этапе развития экономики политика в области оплаты труда в республике базируется на совокупности различных методов регулирования. К ним могут быть отнесены: государственное, договорное и административное (внутрифирменное) регулирование. Государственное регулирование заработной платы в Республике Казахстан основывается, прежде всего, на действующем законодательстве. В последние годы в республике принят ряд законодательных и нормативных актов по вопросам оплаты труда. К их числу относятся законы «О труде в Республике Казахстан» (1999 г.), «О социальном партнерстве в Республике Казахстан» (2000 г.), «Об акционерных обществах» (1998 г.), «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (1998 г.), «О коллективных договорах», Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О государственном предприятии» (1995 г.), отдельные постановления Правительства и инструктивные материалы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и других ведомств. Указанными документами создана необходимая правовая основа организации и регулирования заработной платы на предприятиях и организациях республики всех форм собственности.
Среди совокупности приведенных законодательных актов определяющее место принадлежит закону «О труде в Республике Казахстан», введенному в действие с 1 января 2000 г. взамен устаревшего КЗоТ Казахской ССР. Им установлены определенные ограничения, общие для организаций всех форм собственности. Статьей 72 закона определено, что размер заработной платы не может быть ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда. Кроме того, закон регулирует минимально допустимые нормы размеров компенсационных выплат (за работу в ночное время, за сверхурочную работу, за работу в праздничные и выходные дни). Наконец, пунктом 5 статьи 70 закона «О труде в Республике Казахстан» определено, что квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ и профессий рабочих устанавливаются на основе выпусков тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и квалификационного справочника должностей служащих.[20]
Перечисленными выше требованиями ограничивается степень государственного регулирования заработной платы для организаций реального сектора экономики (акционерных обществ, товариществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, производственных кооперативов и т.п.). При этом следует признать, что названные элементы заработной платы не относятся к числу факторов, оказывающих серьезной влияние на общие размеры оплаты. Общеизвестно, что наибольший удельный вес в структуре заработной платы занимают выплаты по тарифным ставкам и должностным окладам, стимулирующие доплаты и надбавки, все виды премий и вознаграждений. Размеры данных выплат хозяйствующие субъекты в соответствии с действующим законодательством определяют самостоятельно (на основе актов работодателя или коллективных договоров). Поэтому можно сделать вывод о том, что подобные организации получили практически неограниченную свободу в определении условий и размеров оплаты труда работников.
Применительно к организациям других организационно-правовых форм роль государства в регулировании заработной платы, как работодателя, выражена более конкретно. Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, «О государственном предприятии» самостоятельность таких предприятий в области оплаты несколько ограничена. Государственным предприятиям, основанных на праве хозяйственного ведения, уполномоченный государством орган устанавливает фонд оплаты труда, а также размеры должностных окладов, систему премирования и иного вознаграждения руководителю предприятия, его заместителям и главному (старшему) бухгалтеру. Решение других вопросов заработной платы (установление конкретных размеров тарифных ставок и должностных окладов, доплат и надбавок к заработной плате, премий и вознаграждений работникам) такие организации осуществляют самостоятельно в пределах установленного фонда оплаты труда.[5]
Казенным предприятиям, обладающим государственным имуществом на праве оперативного управления, уполномоченный орган, наряду с фондом оплаты труда, определяет размеры тарифной оплаты, доплат, надбавок, премий и вознаграждений. Тем самым применительно к таким предприятиям законодательством были жестко ограничены права в области оплаты труда. Однако ограничение самостоятельности компенсируется тем фактом, что при недостатке средств на оплату труда работников, они возмещаются за счет соответствующего бюджета.
Особый порядок государственного регулирования вопросов оплаты труда установлен в 1999 г. для субъектов естественных монополий и других организаций, монопольно или экслюзивно производящих и предоставляющих продукцию (услуги, работы), цены (тарифы) на которые регулируются государством. Такие организации обязаны согласовывать с уполномоченным органом по труду нормативы численности персонала и расходы на оплату труда. Кроме того, предусмотрено, что при установлении расходов на оплату труда учитывается максимальное соотношение между минимальным и максимальным уровнем заработной платы субъекта, не превышающее 15 раз. Данное соотношение является отношением размеров средней заработной платы наиболее высокооплачиваемых работников (например, руководителя) и наименее оплачиваемых работников (рабочих 1 разряда тарифной сетки).
Организация заработной платы работников в бюджетной сфере основывается на базе 21-разрядной Единой тарифной сетки с диапазоном тарифных коэффициентов крайних разрядов 1.0:4,24, действующих выпусков тарифно-квалификационного справочника профессий рабочих и квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных в установленном порядке квалификационных характеристик. Тарифная часть заработной платы работников здесь определяется на основе законодательно утвержденной минимальной заработной платы и тарифных коэффициентов ЕТС. Премии, вознаграждения, доплаты, надбавки и т.п. устанавливаются этими организациями самостоятельно в пределах имеющихся средств на оплату труда.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе государственного регулирования заработной платы лежит дифференцированный подход по отношению к организациям различных организационно-правовых форм, что в принципиальном плане является вполне логичным. При этом политика государства нацелена на предоставление предприятиям реального сектора экономики максимально широких прав в сфере определения условий и размеров оплаты труда.
Важной составной частью политики государства в области оплаты труда выступает система договорного регулирования заработной платы на основе многоуровневой системы коллективных договоров и соглашений. Такая система получила свое начало с принятием в 1992 г. закона «О коллективных договорах», в котором, в отличие от КЗоТ, вопросы договорного регулирования трудовых отношений стали решаться на принципиально новой основе. Коллективный договор в соответствии с этим законом стал одним важнейших элементов регулирования трудовых отношений в целом и заработной платы, в частности. В дальнейшем был принят ряд законодательных и нормативных актов, существенно расширяющих сферу коллективно-договорного регулирования до национального, отраслевого и регионального уровня.[4]
С 1995 г. в республике регулярно стали заключаться генеральные, отраслевые и региональные (областные) соглашения по различным аспектам социально-экономической политике. Принятым в конце 2000 г. законом «О социальном партнерстве в Республике Казахстан» система коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организационном плане приняла завершенный вид.[3]
По итогам третьего квартала 2011 года количество коллективных договоров по республике составило 53624 (в соответствии с таблицей 8).
Таблица 8
Сведения о количестве коллективных договоров по республике по итогам третьего квартала 2011 года
№ |
Наименование областей и городов |
Количество действующих предприятий |
Количество действующих коллективных договоров | |
Всего |
% | |||
1. |
Акмолинская |
6569 |
3329 |
50,7 |
2. |
Актюбинская |
8212 |
2524 |
30,7 |
3. |
Алматинская |
10005 |
5634 |
56,3 |
4. |
Атырауская |
6380 |
2127 |
33,3 |
5. |
ВКО |
11178 |
8618 |
77,1 |
6. |
Жамбылская |
5520 |
2365 |
42,8 |
7. |
ЗКО |
5380 |
1231 |
22,9 |
8. |
Карагандинская |
14426 |
3197 |
22,2 |
9. |
Кызылординская |
4827 |
4407 |
91,3 |
10. |
Костанайская |
7942 |
3323 |
41,8 |
11. |
Мангистауская |
7486 |
1370 |
18,3 |
12. |
Павлодарская |
7321 |
2902 |
39,6 |
13. |
СКО |
5520 |
3494 |
63,3 |
14. |
ЮКО |
12385 |
4932 |
39,8 |
15. |
г. Астана |
19680 |
1685 |
8,6 |
16. |
г. Алматы |
49949 |
2486 |
5,0 |
По республике: |
182780 |
53624 |
29,3 |
Информация о работе Организация заработной платы и ее особенности в условиях рыночной экономики