Органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:06, реферат

Описание

В связи с социально-экономическим изменениями, произошедшими в нашей стране в последние десятилетия, со сменой общественного строя на демократический объективно необходимым стало переосмысление деятельности государства. Обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан – муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть прежде всего созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. История России свидетельствует, что попытки решить эти задачи с помощью централизованной структуры власти и управления, обеспечены на провал.

Содержание

Содержание:
Введение
Глава 1. Место органов местного самоуправления в системе управления государством
1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления
1.2 История формирования органов местного самоуправления в России
1.3 Международная практика деятельности органов местного
самоуправления (Великобритания)
Глава2. Компетенция органов местного самоуправления
2.1 Разграничение предметов ведения между органами государственной власти субъекта и местного самоуправления
2.2 Функции органов местного самоуправления
2.3 Проблемы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

органы местного самоуправления.docx

— 59.09 Кб (Скачать документ)

  Для получения каких-либо дополнительных полномочий местные власти вправе обратиться в парламент с просьбой об издании  соответствующего частного закона. Подобная процедура, однако, является слишком  длительной и сложной. Требуемые  полномочия могут быть получены и  более легким способом. Порой достаточно обратиться к министру (государственному секретарю), имеющему право издать соответствующий  указ, который впоследствии, как  правило, утверждается парламентом. 

  К наиболее важным полномочиям местных властей  Великобритании относятся такие  вопросы, как поддержание общественного  порядка и безопасности, организация  дошкольного и школьного образования (включая содержание школьных зданий, детских садов, специализированных учреждений для детей-инвалидов), территориальное  планирование, управление землепользованием, противопожарная охрана, водоснабжение, канализация, сброс сточных вод, утилизация коммунальных отходов, контроль за загрязнением окружающей среды, здравоохранение, эксплуатация санитарных учреждений, обеспечение населения электричеством, газом и теплом, освещение и уборка улиц, регулировка уличного движения, содержание дорог, муниципальных кладбищ, организация ритуальных услуг, развитие торговли и рынков и т.п. 

  В отечественной  литературе высказывается мысль  о том, что в Великобритании практически  отсутствует институт обязательных полномочий, поскольку «члены местных  советов выполняют свои функции  бесплатно», их деятельность представляет собой «добровольное участие  граждан в управлении», а «парламентские акты разрешают местным советам  предпринимать те или иные действия, но не обязывают их к этому». При  этом указывается, что «обязанность заниматься той или иной деятельностью  может лежать только на местных чиновниках» . 

  Хотя  в британской литературе и имеют  место различные подходы к  анализу взаимоотношений центральных  и местных органов , необходимость эффективного контроля центра над местным управлением и его законодательного закрепления обычно не подвергается сомнению. Такая необходимость обосновывается, в частности, тем, что «многие функции, осуществляемые местными властями, по своей сути носят общенациональный характер, и поэтому необходимо поддерживать хотя бы некоторые минимальные стандарты их реализации». 

  Важным  шагом в установлении правительственного надзора за местным управлением  явилось образование в 1871 г. специального органа, призванного курировать местное  управление,- департамента местного управления. После неоднократных реорганизаций  в 2002 году вопросы местного и регионального  управления были переданы Офису заместителя  премьер-министра, функционирующему на правах министерства. В сферу его  компетенции в настоящее время  входят также вопросы деволюции, жилищного строительства, планирования и противопожарной безопасности. 

  Административный  контроль центральных властей за деятельностью местных органов  выражается прежде всего в их праве утверждать некоторые акты и санкционировать отдельные действия последних, смещать должностных лиц местного управления. Как отмечал Г.В.Барабашев, «система санкционирования практически охватывает всю сферу деятельности британских муниципальных органов, для которых утверждение, одобрение министерствами, предварительные консультации с ними являются обязательным условием проведения большинства хозяйственных, социальных и административных мероприятий». 

  Муниципалитеты  обязаны представлять для утверждения  соответствующим министрам планы  мероприятий и подробную документацию, касающуюся муниципального строительства, капиталовложений, развития местных  служб, планирования землепользования и т.п. Утверждению центральных  властей (посредством издания министром  соответствующего  приказа) подлежат также приобретение земельных участков, назначение некоторых категорий  муниципальных чиновников, получение  займов, проекты местных нормативных  актов и т.д. 

  Практикуется  и непосредственное инспектирование  деятельности местных органов заинтересованными  министерствами. В Великобритании инспектора осуществляют контроль над службами образования, полиции, противопожарной  безопасности, социальной помощи детям  и др. Их главной задачей является обеспечение соответствия данных служб  минимальным стандартам, установленным  центральными властями. Кроме того, в функции инспекторов входит распространение передового опыта  в контролируемой ими сфере. 

  Основным  источником доходов местных органов  являются налоги и различные сборы  с населения. С 1993 года был введен местный налог (council tax), который уплачивается всеми взрослыми жителями местного сообщества. Базой налогообложения является стоимость недвижимости, используемой в качестве жилья. При этом вся недвижимость разделена на восемь категорий, в зависимости от которых и определяется размер налога на конкретное жилое помещение. Определенную роль играет и число проживающих. Если в данном жилье проживает лишь один человек, ему предоставляется 25% снижение общей суммы . 

  Налог на нежилые помещения (non domestic rate) до 1989-1990г. устанавливался и взимался местными советами самостоятельно. Затем распределение налога на нежилые помещения приобрело централизованный характер. Он собирается в специальный фонд, из которого распределяется правительством между местными сообществами в зависимости от их потребностей и финансовой базы. Данный налог, таким образом, «используется в целях выравнивания доходов сообществ, занимая среднее положение между налогом и правительственной субсидией» . 

  Немалое значение для муниципальных финансов могут иметь и компенсации  за услуги, оказываемые местными органами. К ним, в частности, относятся  платежи за канализацию, парковку, выдачу лицензий, паспортов и водительских документов, благоустройство улиц, пользование спортивными и оздоровительными сооружениями, учреждениями культуры, общественным транспортом, плата за нотариальные, ритуальные и иные услуги. Часть неналоговых поступлений  составляют также штрафы, налагаемые местными властями за нарушение правил торговли и уличного движения, загрязнение  окружающей среды и т.п. 

  Доходы  муниципальных органов обычно недостаточны для покрытия их расходов. В настоящее  время местные власти Великобритании за счет местных налогов покрывают  лишь 25% своих расходов. Часть местных  расходов поэтому финансируется за счет субсидий со стороны вышестоящих властей. Обычно различают два вида субсидий: общего и специального назначения. Первый из них называется дотациями и предназначается преимущественно для покрытия дефицитов местных бюджетов и иных расходов общего характера, определяемых самими местными органами. Второй вид субсидий называется субвенциями и направляется на покрытие расходов, одобренных центральным правительством. 

  Постоянное  государственное субсидирование местных  органов имеет свои отрицательные  черты, поскольку оно «снижает заинтересованность в полной мобилизации доходов  бюджета, ставит бюджет муниципалитета в зависимость от исполнения вышестоящего бюджета, своевременности и полноты  перечисления средств» . 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Компетенция органов местного самоуправления. 

  2.1 Разграничение предметов ведения между органами государственной власти субъекта и местного самоуправления 

  Полномочия  местного самоуправления – это строго очерченный и закрепленный нормами  права (Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, правовыми  актами субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления) за населением, выборными и иными  органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых  для реализации задач и функций  местного самоуправления на территории муниципальных образований. 

  Все полномочия органов местного самоуправления, которые связаны с предоставлением  публичных услуг гражданину, должны быть максимально приближены к населению  с тем, чтобы граждане могли максимально  контролировать их предоставление. Вопросы  социальной политики, оказание социальной поддержки, где прежде всего требуется выделение финансовых средств и нет необходимости ежедневно опекать гражданина – это вопросы субъектов Российской Федерации. 

  В ведении  муниципальных образований находятся  следующие вопросы местного значения: 

  1) организация  местного самоуправления в муниципальном  образовании, ее правовое закрепление  в уставе муниципального образования, 

  2) правовое  регулирование муниципальных отношений  в пределах полномочий местного  самоуправления, 

  3) управление  муниципальной собственностью и  местными финансами, обеспечение  комплексного социально-экономического  развития муниципального образования, 

  4) организация,  содержание и развитие муниципальных  служб: предприятий и учреждений, связанных с обеспечением жизнедеятельности  населения в различных сферах  местной жизни, создание условий  для удовлетворения потребностей  населения в различного рода  услугах. 

  Муниципальные образования организуют, содержат и  развивают муниципальные учреждения образования, здравоохранения. К их ведению относится создание условий  для деятельности учреждений культуры, сохранение памятников истории и  культуры, находящихся в муниципальной  собственности. Муниципальные образования  создают условия для организации  зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спорта в муниципальном  образовании. 

  В ведении  муниципальных образований находятся  также: 

  
  • содержание  и использование муниципальных  жилищного фонда и нежилых  помещений,
 
  
  • создание условий  для жилищного и социально-культурного  строительства,
 
  
  • создание условий  для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания  и бытового обслуживания,
 
  
  • дорожное строительство  и содержание дорог местного значения,
 
  
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования,
 
  
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов,
 
  
  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения,
 
  
  • организация транспортного  обслуживания населения и муниципальных  учреждений, обеспечение населения  услугами связи,
 
  
  • организация и  содержание муниципальных архивов,
 
  
  • обеспечение противопожарной  безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
 

  5) контроль  за соблюдением правовых актов  муниципального образования, участие  в контроле за соблюдением  законодательства на территории  муниципального образования . 

  В ведении  муниципальных образований могут  находиться также отдельные государственные  полномочия: 

  а) в  области регистрации актов гражданского состояния – регистрация актов  гражданского состояния на территории муниципального образования, 

  б) в  области статистики – ведение  статистического учета на территории муниципального образования, 

  в) в  области градостроительной деятельности, государственного архитектурно-строительного  контроля – организация ведения  государственного градостроительного кадастра и мониторинга градостроительной  деятельности и др., 

  г) в  области природоохранной деятельности – ведение государственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий, находящихся  в границах территории муниципального образования, и др., 

  д) в  области землепользования – ведение  земельного кадастра и мониторинга  земель муниципального образования  и др. 

  Органы  местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями и в иных сферах государственной  деятельности.

  2.2 Функции органов местного самоуправления. 

  Функции местного самоуправления обозначают его  основные, наиболее важные направления  деятельности, носят комплексный, собирательный  характер, охватывают его деятельность в целом. 

  Главными  функциями местного самоуправления являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Все другие функции в той или  иной степени связаны с реализацией  главной функции и подчинены  ей. 

  Функции местного самоуправления как комплексного социально-политического института  необходимо отличать от функций органов  и должностных лиц муниципальных  образований. 

Информация о работе Органы местного самоуправления