Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:06, реферат
В связи с социально-экономическим изменениями, произошедшими в нашей стране в последние десятилетия, со сменой общественного строя на демократический объективно необходимым стало переосмысление деятельности государства. Обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан – муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть прежде всего созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. История России свидетельствует, что попытки решить эти задачи с помощью централизованной структуры власти и управления, обеспечены на провал.
Содержание:
Введение
Глава 1. Место органов местного самоуправления в системе управления государством
1.1 Понятие и сущность органов местного самоуправления
1.2 История формирования органов местного самоуправления в России
1.3 Международная практика деятельности органов местного
самоуправления (Великобритания)
Глава2. Компетенция органов местного самоуправления
2.1 Разграничение предметов ведения между органами государственной власти субъекта и местного самоуправления
2.2 Функции органов местного самоуправления
2.3 Проблемы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы
Для
получения каких-либо дополнительных
полномочий местные власти вправе обратиться
в парламент с просьбой об издании
соответствующего частного закона. Подобная
процедура, однако, является слишком
длительной и сложной. Требуемые
полномочия могут быть получены и
более легким способом. Порой достаточно
обратиться к министру (государственному
секретарю), имеющему право издать соответствующий
указ, который впоследствии, как
правило, утверждается парламентом.
К наиболее
важным полномочиям местных властей
Великобритании относятся такие
вопросы, как поддержание общественного
порядка и безопасности, организация
дошкольного и школьного
В отечественной
литературе высказывается мысль
о том, что в Великобритании практически
отсутствует институт обязательных
полномочий, поскольку «члены местных
советов выполняют свои функции
бесплатно», их деятельность представляет
собой «добровольное участие
граждан в управлении», а «парламентские
акты разрешают местным советам
предпринимать те или иные действия,
но не обязывают их к этому». При
этом указывается, что «обязанность
заниматься той или иной деятельностью
может лежать только на местных чиновниках»
.
Хотя
в британской литературе и имеют
место различные подходы к
анализу взаимоотношений
Важным
шагом в установлении правительственного
надзора за местным управлением
явилось образование в 1871 г. специального
органа, призванного курировать местное
управление,- департамента местного управления.
После неоднократных
Административный
контроль центральных властей за
деятельностью местных органов
выражается прежде всего в их праве утверждать
некоторые акты и санкционировать отдельные
действия последних, смещать должностных
лиц местного управления. Как отмечал
Г.В.Барабашев, «система санкционирования
практически охватывает всю сферу деятельности
британских муниципальных органов, для
которых утверждение, одобрение министерствами,
предварительные консультации с ними
являются обязательным условием проведения
большинства хозяйственных, социальных
и административных мероприятий».
Муниципалитеты
обязаны представлять для утверждения
соответствующим министрам
Практикуется
и непосредственное инспектирование
деятельности местных органов
Основным
источником доходов местных органов
являются налоги и различные сборы
с населения. С 1993 года был введен
местный налог (council tax), который уплачивается
всеми взрослыми жителями местного сообщества.
Базой налогообложения является стоимость
недвижимости, используемой в качестве
жилья. При этом вся недвижимость разделена
на восемь категорий, в зависимости от
которых и определяется размер налога
на конкретное жилое помещение. Определенную
роль играет и число проживающих. Если
в данном жилье проживает лишь один человек,
ему предоставляется 25% снижение общей
суммы .
Налог
на нежилые помещения (non domestic rate) до
1989-1990г. устанавливался и взимался местными
советами самостоятельно. Затем распределение
налога на нежилые помещения приобрело
централизованный характер. Он собирается
в специальный фонд, из которого распределяется
правительством между местными сообществами
в зависимости от их потребностей и финансовой
базы. Данный налог, таким образом, «используется
в целях выравнивания доходов сообществ,
занимая среднее положение между налогом
и правительственной субсидией» .
Немалое
значение для муниципальных финансов
могут иметь и компенсации
за услуги, оказываемые местными органами.
К ним, в частности, относятся
платежи за канализацию, парковку, выдачу
лицензий, паспортов и водительских
документов, благоустройство улиц,
пользование спортивными и
Доходы
муниципальных органов обычно недостаточны
для покрытия их расходов. В настоящее
время местные власти Великобритании
за счет местных налогов покрывают
лишь 25% своих расходов. Часть местных
расходов поэтому финансируется за счет
субсидий со стороны вышестоящих властей.
Обычно различают два вида субсидий: общего
и специального назначения. Первый из
них называется дотациями и предназначается
преимущественно для покрытия дефицитов
местных бюджетов и иных расходов общего
характера, определяемых самими местными
органами. Второй вид субсидий называется
субвенциями и направляется на покрытие
расходов, одобренных центральным правительством.
Постоянное
государственное субсидирование местных
органов имеет свои отрицательные
черты, поскольку оно «снижает заинтересованность
в полной мобилизации доходов
бюджета, ставит бюджет муниципалитета
в зависимость от исполнения вышестоящего
бюджета, своевременности и полноты
перечисления средств» .
Глава
2. Компетенция органов местного
самоуправления.
2.1 Разграничение
предметов ведения между органами государственной
власти субъекта и местного самоуправления
Полномочия
местного самоуправления – это строго
очерченный и закрепленный нормами
права (Конституцией Российской Федерации,
федеральным законодательством, правовыми
актами субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления)
за населением, выборными и иными
органами местного самоуправления перечень
конкретных прав и обязанностей, необходимых
для реализации задач и функций
местного самоуправления на территории
муниципальных образований.
Все
полномочия органов местного самоуправления,
которые связаны с
В ведении
муниципальных образований
1) организация
местного самоуправления в
2) правовое
регулирование муниципальных
3) управление
муниципальной собственностью
4) организация,
содержание и развитие
Муниципальные
образования организуют, содержат и
развивают муниципальные
В ведении
муниципальных образований
5) контроль
за соблюдением правовых актов
муниципального образования,
В ведении
муниципальных образований
а) в
области регистрации актов
б) в
области статистики – ведение
статистического учета на территории
муниципального образования,
в) в
области градостроительной
г) в
области природоохранной
д) в
области землепользования – ведение
земельного кадастра и мониторинга
земель муниципального образования
и др.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями и в иных сферах государственной деятельности.
2.2 Функции
органов местного самоуправления.
Функции
местного самоуправления обозначают его
основные, наиболее важные направления
деятельности, носят комплексный, собирательный
характер, охватывают его деятельность
в целом.
Главными
функциями местного самоуправления
являются соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина.
Все другие функции в той или
иной степени связаны с реализацией
главной функции и подчинены
ей.
Функции
местного самоуправления как комплексного
социально-политического