Основа менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 22:30, биография

Описание

В области экономики конец XX века может быть охарактеризован как период осознания несостоятельности распространенного мифа о единственности американо-западноевропейского пути обеспечения эффективности хозяйствования. Это связано с выдающимися экономическими успехами Японии, Китая и ряда других азиатских стран. Изучая их опыт, ученые обратили внимание на то, что организация их систем управления хозяйством была основана на д

Работа состоит из  1 файл

Андреев (Менталитет и национал. модель хоз-ния)_испр.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)


В.Н.Андреев

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РОССИИ

 

1. Национально-религиозные аспекты хозяйствования

В области экономики конец XX века может быть охарактеризован как период осознания несостоятельности распространенного мифа о единственности американо-западноевропейского пути обеспечения эффективности хозяйствования. Это связано с выдающимися экономическими успехами Японии, Китая и ряда других азиатских стран. Изучая их опыт, ученые обратили внимание на то, что организация их систем управления хозяйством была основана на других принципах, чем в Европе и Северной Америке. Попытки применить данные принципы в развитых странах Запада успеха не имели. Причиной оказались существенные отличия менталитетов соответствующих народов, сформировавшихся на основе  разных национально-религиозных традиций.

И вот, на фоне очевидной необходимости   поиска и построения национальной модели хозяйствования в 90-е годы  России навязывают  («Иного не надо!») наиболее дикую олигархически-криминальную форму капитализма. Основанный на иудео-протестантской индивидуалистической традиции американо-западноевропейский капитализм всегда был чужд национальному духу русского народа. Убедительным свидетельством этого является существенное сокращение  в конце XIX века в России после снятия ограничений на спекулятивно-ростовщические формы предпринимательства, русских и представителей других христианских народов  в составе купцов 1 и 2 гильдии (табл.1).

 

Вероисповедная структура купцов 1 и 2 гильдии России

Таблица 1

Основные вероисповедные  группы населения

Удельный вес представителей

основных вероисповеданий

в составе купцов 1 и 2 гильдии

(в %%)       [1]

Удельный вес представителей вероисповеданий в населении России на начало ХХ века     [2]

60-е годы XIX века

К началу ХХ века

Христиане

Свыше 70

Около 40

92

Мусульмане

Менее 10

Менее 10

3,6

Иудеи

Менее 20

Более 50

3,4

 

Причем, это сокращение происходило прежде всего за счет снижения удельного веса православных предпринимателей. Жестко ограниченные в своей хозяйственной деятельности православной этикой они не могли выдержать конкуренцию с сильно консолидированными  на национально-религиозной основе и практически неограниченными в выборе средств достижения своих целей кланами предпринимателей-инородцев.

Есть основания предполагать, что сходная картина наблюдалась и в органах государственной власти, особенно  в среднем и низшем звене. Косвенным свидетельством этого являются данные об удельном весе русских (великороссов,  малороссов и белорусов) в дворянстве России, составлявшем основу служивого сословия империи. Так на начало ХХ века  при общем удельном весе  в населении страны 72,5% русские  в дворянстве составляли  всего лишь 44%.

Главный миф капитализма – это утверждение, что в конкуренции побеждает лучший. Оно сомнительно даже тогда, когда все участники рынка действуют в равных условиях и обладают равными возможностями. Если же можно себе позволить главного конкурента устранить физически, а рынок захватить силой с помощью бандитов или продажных представителей органов власти, налоги и заработную плату работникам не платить, то законопослушный, богобоязненный православный русский предприниматель обречен. На таком «рынке» будут господствовать инородцы нехристианских конфессий, что обеспечит им также и политическую власть. Этим и объясняется вопиющее засилье инородцев в предпринимательской и политической элите современной России. Апологеты американо-западноевропейский модели хозяйствования (АЗМ) дружно винят в этом русский народ и предлагают  срочно поменять его менталитет на более  подходящий, поскольку  таковы, якобы, объективные требования рыночной системы хозяйствования. Однако очевидно, что нужно не менять менталитет народа, что скорее всего и невозможно, а построить такую национальную модель хозяйствования, которая бы в наибольшей степени ему соответствовала. В таком случае представители именно данного народа будут побеждать в свободной конкуренции на предпринимательском и трудовом рынках. Пример успешно развивающихся Китая, Японии и других азиатских стран показывает осуществимость такого пути адаптации России к нынешней экономической реальности.

Любой попытке построения НМХ должно предшествовать решение двух следующих вопросов.

Во-первых, необходимо уточнить основные требования, которыми объективно должна отвечать любая НМХ.

Во-вторых, следует определить специфические требования, предъявляемые к НМХ особенностями менталитета основной массы населения страны.

Под моделью хозяйствования обычно понимается совокупность структур, норм, форм и методов управления, обеспечивающих рациональное и согласованное  протекание процессов производства и потребления в конкретной хозяйственной системе. Если в качестве таковой рассматривать государство, то говорят о национальной модели хозяйствования.   

Хозяйственное поведение людей реализуется в их трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности и проявляется в рамках:

-         отношений «поставщик-потребитель»;

-         трудовых отношений;

-         отношений распределения прибыли и доходов, в том числе и отношений собственности.

Основы названных отношений и должны определять НМХ.

2. Основные требования, предъявляемые к 

хозяйственным системам

Очевидно, что к НМХ как и  к любой хозяйственной системе  обществом предъявляются определенные требования.

Во-первых, - это требования, связанные с надежным осуществлением основной функции хозяйственной системы.

Во-вторых, - это требования к качеству выполнения данной функции.

В-третьих, - это требования локализации отрицательных влияний на среду со стороны явлений, сопутствующих хозяйствованию.

Сущностную основу хозяйствования составляют отношения «поставщик (производитель) – потребитель» («П-П»). Нами в свое время было показано [3 ], что любые хозяйственные акты могут быть интерпретированы как отношения «П-П». Нетрудно убедиться (например, рассуждая от противного), что хозяйствование возможно лишь в случае, когда отношения «П-П» организованы на основании принципа «суверенитета потребителя». В нашей трактовке под «суверенитетом потребителя» понимается такое положение, при котором необходимая для удовлетворения потребности продукция всегда поставляется поставщиком в нужном потребителю количестве, требуемого качества и в удобные для него сроки. Понятно, что требование соблюдения принципа «суверенитета потребителя» есть внутреннее объективное требование организации любой системы хозяйствования.

Вторым принципом, соблюдение которого объективно необходимо в каждой НХМ, является принцип экономии, гласящий, что в каждом следующем хозяйственном цикле расходование единицы ресурсов должно обеспечивать удовлетворение большего объема потребностей, чем в предыдущем. Или, что тоже самое, удовлетворение единичной потребности в некотором хозяйственном цикле должно осуществляться за счет  расхода меньшего количества материальных ресурсов, чем в цикле предшествующем ему. Принцип экономии (закон экономии труда и т.п.) накладывает достаточно жесткие внешние ограничения на динамику хозяйственной деятельности. Нетрудно видеть, что он естественно вытекает из ограниченности земной жизни человека, роста народонаселения земли, а также ограниченности  и исчерпаемости материальных ресурсов хозяйствования.

Уже в XIX веке  было замечено неоднозначное влияние производства на человеческое общество. С одной стороны, хозяйственная деятельность создает новые продукты и услуги, улучшая тем самым условия удовлетворения  потребностей общества. С другой стороны, по мере своего роста, производство ухудшает качество жизни человека, отрицательно влияя самим своим существованием на естественную (природную) и искусственную (информационную, культурную) среду обитания его. В настоящее время вполне актуальным является проблема не столько роста материального производства, сколько его замедления и даже сокращения. По мнению экологов техногенная нагрузка среды (и природной, и культурной) достигла своего предела. Дальнейшее вовлечение в хозяйственный оборот естественных ресурсов жизнеобеспечения (воздуха, воды, земли и т.д.) ведет к столь существенному ухудшению качества жизни как существующего, так и, особенно, будущих поколений, что уже неприемлемо. Все сказанное позволяет сформулировать третий принцип, которому должна отвечать любая НХМ, а именно принцип минимума производственной экспансии. В соответствии с этим принципом развитие производственно-хозяйственной деятельности должно осуществляться  в основном без вовлечения в него дополнительных материальных ресурсов, на основе только воспроизводимых ресурсов и в масштабах точно соответствующих темпам их воспроизводства. В таких условиях, основным ресурсом, обеспечивающим развитие неизбежно должен стать ресурс интеллектуальный, единственный ресурс количество которого увеличивается в связи с его расходом.

 

3. Особенности менталитета русских

Основа системы ценностей русского народа наиболее точно  была сформулирована выдающимся русским мыслителем Л.А.Тихомировым «Не общественная польза, не интересы Отечества, не приличия и удобства жизни диктуют русскому его правила поведения, а абсолютный этический элемент, который верующие прямо связывают с Богом, а неверующие ни с чем не связывая, чтут бессознательно» [4]. Поскольку это высказывание и наше время разделяет без малого век естественно  ожидать, что для современных русских оно не вполне справедливо. Однако, международные социологические исследования ценностных предпочтений учащихся старших классов, проведенные в 1995-1997 годах, показали удивительные результаты. Оказалось, что «нарождающиеся поколения демонстрируют наличие неутраченных национально-нравственных качеств и признают себя в большинстве своем православными. А потому, следует признать стойкое существование устойчивого   русского этно-религиозного типа, сохраняющегося и передающегося молодым поколениям». [5, с.3]. Причем следует подчеркнуть, что речь  идет о закреплении этого типа на уровне «коллективного бессознательного» (по терминологии К. Юнга), то есть передающимся «помимо исторической традиции или миграции». [6, с.505] Упомянутое выше исследование подтвердило справедливость высказывание Л.А. Тихомирова и для настоящего времени. «Налицо превалирование у русских идеальных неутилитарных …….. ценностей при заметном игнорировании ими более заземленных практических и тем более меркантильных целей» [5, с.5]. Вся система ценностей русского народа сформировалась под влиянием православия. Для православного сознания «нет ничего более естественного чем восприятие смысла жизни, как служение Первоисточнику жизни». При этом наш народ «воспринимал … свою Родину как хранительницу истинного вероучения, как Дом Божий, как Его Церковь.» И это восприятие нашло свое выражение в формуле: «Святая Русь» [7, с.158,159]. Служение «Святой Руси» как Божьему замыслу о России и через нее самому Богу и есть та русская идея, которую весь ХХ век разыскивала наша безбожная интеллигенция.

Служение оказалось наиболее соответствующей русскому менталитету формой деятельности, да и вообще жизни. Действительно, именно в служении – воинском и духовном, - русские явили миру воистину невиданные прежде чудеса героизма и самопожертвования. Велик и общепризнан вклад русских полководцев в воинское искусство,   а русских православных старцев и писателей в сокровищницу человеческого духа.

«Для русского человека ценность его индивидуальной жизни и ценность Отечества даже не сопоставимы … по народному сознанию, власть признана служить не человеку, не наличному населению, а Отечеству, то есть власть несет ответственность прежде всего и преимущественно перед прошедшими в веках поколениями, ответственность за «ненапрасность» их страданий и подвигов, за осмысленность  их жизни» [7, с.165]. Отсюда такая составляющая русского менталитета как дух державности, в котором практически сливались государство и общество. Именно  этот дух порождал в русских людях  жертвенность, подвижничество, пренебрежение ценностями житейского комфорта и благополучия. Православное миросозерцание определяет такой подход  как смирение, являющееся доминантой русского национального характера.  Как учит Православная Церковь, быть смиренным – значит считать себя хуже всех. Однако, это не означает быть бездеятельным, пассивным. «Именно из смирения  истекают наиболее мощные импульсы и к чести, и к доблести, и к геройству» [7, с.161].

Смирение как отсутствие самолюбия не дает достаточно сильных стимулов к самоутверждению и порождает в личности стремление к духовной свободе. Это стремление применительно к хозяйствованию проявляется  «в свободе от бремени богатства и свободе от бремени властвования» [7, с.163].

Отсутствие гордыни, смирение имело своим следствием появление у русских таких черт, как душевная теплота, невысокомерное отношение к инородцам и, главное, чувство общности, потребности в бескорыстном общении. Красота русского национального духа «раскрывается в общении, в единстве, в соборном бытии, и это бытие она имеет своим содержанием. Поэтому именно соборность определяет русский народный дух (менталитет)… . соборность есть выражение народного единства, основанного на  любви как высшем качестве сверхприродного бытия и потому любовь есть главная составляющая  красоты национального духа.» [8, с.27].  

Иерархия ценностей, сложившаяся в народном сознании, приоритет в ней  духовных идеалов, их высота и святость способствовали развитию такого свойства народного характера как максимализм и связанного с ним острого чувства справедливости.

Здесь перечислены далеко не все, а только главные, ключевые особенности национального русского духа. Однако, думается, этого достаточно для установления особенностей хозяйственного (трудового, предпринимательского и управленческого) поведения русских.

Информация о работе Основа менеджмента