Основные этапы и концепции развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:45, контрольная работа

Описание

Цель работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в контрольной работе, мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3.Рассмотреть развитие управленческой мысл.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

I. Этапы развития менеджмента

1.1. Развитие управленческой мысли…………………………………….….4

1.2. Этапы развития менеджмента в мире…………………………………...6


II. Возникновение, формирование и содержание различных
школ управления

2.1. Школа научного управления…………………………………………….9

2.2. Классическая (административная) школа в управлении……………..10

2.3 Школа человеческих отношений и поведенческие
концепции менеджмента………………………………………………....12

2.4 Школа науки управления (количественная школа)…………………....14


Ш. Современные проблемы развития менеджмента………………………16


Заключение…………………………………………………………………....18

Список литературы…………………………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа Основы менеджмента.docx

— 71.26 Кб (Скачать документ)


Факультет:           УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра :            «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ»

Специальность: «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

Контрольная работа

 

 

по дисциплине

                                 «Основы менеджмента»


                                                                                    (название дисциплины)

 

Тема:

«Основные этапы и концепции развития менеджмента»

   
 

(тема работы)


 

                                              

Выполнил студент

     3 курса гр.УДс 3.1/0-10 Яшукова Анастасия Сергеевна

 

(курс, группа, фамилия, имя, отчество)


 

 

 

Преподаватель

                               Доцент Масликов В.А.

 

(ученая степень, звание, фамилия  и инициалы)


                                 

        

 

 

   
   

Москва 2010 г.

 

 

Введение ………………………………………………………………………..3

 

I. Этапы развития менеджмента

 

1.1. Развитие управленческой  мысли…………………………………….….4

 

1.2. Этапы развития менеджмента в мире…………………………………...6

 

 

II. Возникновение, формирование и содержание различных

     школ управления

 

2.1. Школа научного управления…………………………………………….9

 

2.2. Классическая (административная) школа в управлении……………..10

 

2.3 Школа человеческих  отношений и поведенческие 

      концепции менеджмента………………………………………………....12

 

2.4 Школа науки управления (количественная школа)…………………....14

 

 

Ш. Современные проблемы развития менеджмента………………………16

 

 

Заключение…………………………………………………………………....18

 

Список литературы…………………………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Знание  и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению  и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

Рыночные  отношения кардинально изменили подходы к подготовке экономистов. Важное место в такой подготовке, как показал мировой опыт, занимает постижение науки и искусства менеджмента. Менеджмент– слово английского происхождения. Само понятие "management" в смысле, близком к современному (прежде оно означало "искусство объезжать лошадей"), появилось с началом промышленной революции в Англии XVIII-XIX вв., а затем распространилось по всему миру.

 

Менеджмент - особый тип управление, имеющий  место в условиях рыночной экономики. Термин менеджмент относится только к тем организациям, целью которых  является получение прибыли. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Отличительные  особенности менеджмента заключаются  в том, что он ориентирует фирмы  на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности  производства (получение оптимальных  результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и  программ и их постоянную корректировку  в зависимости от состояния рынка. Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин - «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование».

Менеджмент  как учебная дисциплина впервые  появился в 1881 году в одном из колледжей США (преподавал его Джозеф Вартон), а в настоящее время менеджмент на Западе – одно из основных направлений высшего и среднего профессионального образования и важнейший элемент подготовки любого специалиста.

 

Цели и  задачи работы.

Основываясь на аргументации об актуальности выбранной  темы, можно определить целевую ориентацию работы.

Цель  работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.

В соответствии с данной целью в контрольной  работе, мною решаются следующие задачи:

1.Выявить  основные стадии развития науки  управления и проследить попытки  классификации подходов и школ  менеджмента.

2.Рассмотреть  возникновение, формирование и  содержание различных школ управления.

3.Рассмотреть  развитие управленческой мысл.

 

 

I. Этапы развития менеджмента в мире.

1.1 Развитие управленческой мысли.

Об эффективности  управления в древности и об управленческих идеях можно судить, представляя, как строились уникальные сооружения (египетские пирамиды и др.), и анализируя древние письменные документы. Полагают, что возникновение письменности в Шумере (3000 г. до н.э.) объяснялось  главным образом управленческими  потребностями жрецов вести учет и контроль за сбором налогов и  накоплением огромного количества имущества. Инвентаризация и контроль велись с помощью счетов и документальной отчетности.

Египетское  искусство (между 4000 и 525 гг. до н.э.) по возведению пирамид и гробниц - свидетельство  достижений не только строительной механики, но и управления производством и  огромным количеством рабочих (до 100 000 чел.) в течение 20 лет. Очевидно, что  люди, которые строили сооружения Древнего Египта, не только знали, как  планировать объект, но и проявили способности к мобилизации и  использованию человеческих ресурсов, контролю и координации процессов  производства и управления.

С деятельностью  вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.) связывают издание свода  законов (кодекса), установившего правила  отношений личной собственности, семьи, труда, торговли, контрактов, ссуды, товарищества, долговых расписок. Кодекс Хаммурапи  установил юридические нормы  определения минимальной заработной платы и вознаграждения, контроля и ответственности. Это принципы действовали более десяти веков, прежде чем другой талантливый организатор  не встал во главе Вавилонского государства. Навуходоносор (605-562 до н.э.) достиг больших  успехов в военных и хозяйственных  делах. С текстильных фабрик того времени к нам пришли примеры  цветного кодирования при контроле продукции и выплаты прогрессивной  заработной платы.

 

Законы (юридические нормы) отражают преобладающие  общественные отношения. Греки и  римляне имели схожие взгляды  на деловое сообщество. Братство торговцев, купцов и ростовщиков считалось  разновидностью очевидного порока. Несмотря на низкую популярность, торгующее  население процветало как в Греции, так и в Риме, хотя купцам не разрешалось  владеть собственностью в городах-государствах.

Во время, предшествующее средним векам, происходило  развитие частного бизнеса. В феодальной системе отсутствовали необходимые  элементы деловой активности: было мало возможностей изменить индивидуальное положение посредством индивидуальных усилий или же они отсутствовали; целью производства было в основном потребление, производству для обмена уделялось только ограниченное внимание; философия того времени невысоко оценивала индивидуальные успехи в материальных делах.

Работа  разделялась отчасти соответственно талантам работников. Феодальные лорды  разрабатывали некоторые административные, контролирующие и бухгалтерские  методы, - до тех пор, пока существуют люди, будут существовать бизнес и  управление, - но по сравнению с другими  периодами истории управления это  время было достаточно спокойным. Может  быть, поэтому время от времени  реформисты и оппозиционеры требуют  возврата к коллективной, неконкурентной экономике прошлого. Такие требования выглядят нереалистичным в свете  экспериментов в общественной жизни, которые были испробованы и отвергнуты. Хотя и конкуренция также не остается без изменения. Период, продолжавшийся от последних дней Средневековья  до появления американской системы  частного предпринимательства, называется эпохой Протестантского капитализма  и меркантилизма (торгового капитализма). Торговый капитализм выявил закономерность, что при укрупнении бизнеса рынок должен расширяться. Это простое открытие продолжило путь многим преобразованиям.

1.2. Этапы развития менеджмента  в мире.

 

Первый  этап развития менеджмента начался  в начале двадцатого столетия  и связан с учением Ф.Тейлора после публикации  его  книги  "Принципы  научного управления", в которой он впервые  рассмотрел  научные  подходы  и  принципы построения системы управления. Используя систему  управления,  разработанную Ф.Тейлором,   американские   фирмы    и    Америка    в    целом    наглядно продемонстрировали  ее  практическую  значимость  и  влияние   на   развитие экономики.  Однако   системный   анализ   предложенной   Ф.Тейлором   модели управления  показал,  что  эта  система Тейлора  пока  нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами,  фирмами  и их руководителями. Именно под воздействием учения Тейлора  чуть  позже  появляются  научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.

Второй  этап развития менеджмента связан с  новыми  подходами  в  развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально  новыми подходами. Появится и апробируется на практике так  называемая  классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль  впервые  предоложили  новую теорию менеджмента,  раскрывающую  его  функции,  принципы  и  необходимость теоретического изучения.

Третий  этап  развития  менеджмента  стал  называться  "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений",  развитие которой связано с именами ученых  А.Файоля,  Д.Муни,  П.Слоуна,  Э.Мейо.  На этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента относится  к периоду 1940 – 1960  гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая  направлена  на развитие   теории организации  менеджмента    на  основе    достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие  на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от  всех  предыдущих тем,  что  происходит   становление   современных   количественных   методов обоснования управленческих решений под воздействием  широкого использования в  практике  экономико-математических  методов  и  электронно-вычислительной техники. Этот  процесс успешно развивается  по  настоящее время. Так, Д.Макгрегор  впервые  обосновал  свою  теорию  и  доказал,   что   отношение менеджера к своим подчиненным  существенно  влияет  на  их  поведение и на рабочий  климат  в  организации.  В  теории  "X"  -  утверждение  приоритета контролирующего  менеджера,   в теории  "У"  -  принцип   распределения объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.)

Шестой  этап развития менеджмента можно  отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными –  управленцами  вырабатываются  новые  подходы  в  развитии  теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация  –  это  открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации)  нужно  искать во  внешней  среде.  Исходя из  такого посыла  просходили   установления взаимосвязей между типами сред и различными  моделями  управления.  К  этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента"  И.Ансоффа,  "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика,  "конкретной  стратегии, конкурентоспособности,  потребительских  качеств   продукции   и   ресурсов" Портера и т.д.

Седьмой этап относится к 80-м  гг.,  которые  ознаменовались  появлением новых   подвидов   в   управлений,   неожиданным   для   многих    открытием "организационной структуры"  как мощного механизма управления,  особенно успешно использованного Японией и другими странами,  с  важнейшими  по  силе воздействия управленческими методами.

Восьмой этап развития менеджмента относится  к 90-м  гг.  На  этом  этапе просматриваются три основные тенденции:

-возврат к прошлому - осознание  значения  материальной,  технической  базы современного производства;

- создание социальных поведенческих элементов -  это усиление  внимания  не только к организационной культуре, но и к различным формам  демократизации управления,  участие  рядовых  работников  в  прибылях,  в   осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;

Информация о работе Основные этапы и концепции развития менеджмента