Основные этапы и концепции развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:45, контрольная работа

Описание

Цель работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в контрольной работе, мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3.Рассмотреть развитие управленческой мысл.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

I. Этапы развития менеджмента

1.1. Развитие управленческой мысли…………………………………….….4

1.2. Этапы развития менеджмента в мире…………………………………...6


II. Возникновение, формирование и содержание различных
школ управления

2.1. Школа научного управления…………………………………………….9

2.2. Классическая (административная) школа в управлении……………..10

2.3 Школа человеческих отношений и поведенческие
концепции менеджмента………………………………………………....12

2.4 Школа науки управления (количественная школа)…………………....14


Ш. Современные проблемы развития менеджмента………………………16


Заключение…………………………………………………………………....18

Список литературы…………………………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа Основы менеджмента.docx

— 71.26 Кб (Скачать документ)

-усиление международного  характера  управления.  Переход многих стран  к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

По мнению М.Мескона и других, за всю историю  эволюции систем  управления человечество  выработало  всего  три  принципиально  различных   инструмента управления, т.е. воздействия на людей. Иерархия – это организация, где основное средство воздействия  отношения власть – подчинение, давление на  человека  сверху  с  помощью  принуждения, контроля над распределением материальных благ. Культура, т.е.  вырабатываемые  и признаваемые  обществом  организации, групповые  ценности,  социальные  нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Рынок,  т.е. наличие сети равноправных  отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях  собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя. На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны  методы и принципы их формирования.

 

II .Возникновение, формирование и содержание

 различных школ управления.

 

Всего выделяют четыре школы научного управления:

1) Школа научного  менеджмента (Ф.Тейлор)

2) Административная  школа (А.Файоль)

3) Школа человеческих  отношений (Маслоу)

4) Школа науки  о поведении (МакГрегор)

 

2.1 Школа  научного менеджмента

Основоположники школы Ф. Тейлор, Эмерсон, Форд, супруги  Гилберты и Гантт - 1911-1920 годы.

Школа Тейлора  занималась проблемой повышения  производительности труда рабочих, но затрагивала и проблему совершенствования  труда менеджеров низшего и высшего  звена. Субъектом исследования выступал цех, соответственно менеджер, в трудах Тейлора - мастер производственного  участка (инженер). Такой подход к  изучению организации в менеджменте  называется сверху вниз. Школа научного менеджмента разработала экспериментальным  путем азбуку научной организации  производительности труда и управлением  цехом.

Эмерсон разработал 12 принципов производительности труда  рабочего. Гантт работал над вопросами  производственного планирования. Супруги  Гилберты занимались проблемами управления персоналом.

 

 

 

2.2 Административная  школа управления (классическая).

Идеи  рационализма, выдвинутые и подтвержденные практикой, нашли свое дальнейшее развитие во Франции, Англии, Германии, России и  на их родине в США. Тейлоровский подход к управлению касался главным  образом вопросов управления производством  и способов повышения производительности труда в ходе производственного  процесса. Возникшая школа административного  управления, основываясь на необходимости  рационального ведения хозяйства, начала исследовать и применять  на практике способы и возможности  совершенствования управления организацией в целом. Возглавил и развил это  направление в менеджменте француз  Анри Файоль (1841-1925).

Школа отражает специфику европейского менеджмента. Управление трактуется как администрирование. В отличие от менеджмента термин администрирование характеризует  управление с бюрократических позиций, а менеджер - администратор, чиновник. Если термин менеджмент употребляют  в смысле управления предприятием в  условиях рыночной экономике, то администрирование - в условиях такой экономической системе, когда роль государств в экономике выше, чем в рыночном хозяйстве.

Эта школа  также как и школа Тейлора  занималась вопросами роста производительности труда, о не рабочего, а администратора - менеджера высшего звена. Такой  подход к изучению организации называется сверху вниз, т.е. организация изучается  с верхней точки организационной  структуры управления. Школа Файоля разработала научную базу организации  труда менеджеров высшего звена. Файоль выделил функции менеджмента:

- планирование, организация, контроль, координация, мотивация,    администрирование

В последствие  администрирование, как функция  менеджмента была упразднена. Система  функций - это закрытая система, т.е. ни одна из функций не может быть удалена, т.к. функции менеджмента - это цепочка управленческого  процесса. Но функции менеджмента  могут быть могут быть детализированы, например, контроль дробят на: учет, анализ, распределение обязанностей.

В частности  Файоль предложил 14 принципов управления для высшего звена. Если функции  менеджмента отвечают на вопрос: что  должен делать менеджер в организации? То принцип: как должен выполнять  свою работу менеджер, чтобы добиться успеха?

В отличие  от функций система принципов  является открытой, т.е. может быть сокращена  или расширена. Файоль предложил 14 универсальных  функций. Их универсальность состоит  в том, сто они могут быть использованы высшим руководством любой организации, не зависимо от отраслевой предрасположенности  и прочих факторов. Файоль подчеркивал, что если менеджер не придерживается этих принципов в своей деятельности, то он однозначно успеха не добьется. Если следует принципам, то у него есть шанс добиться успеха. Таким образом, функции менеджмента раскрывают содержание управленческого процесса, а принципы - как менеджер должен выполнять свою работу. В совокупности функции и принципы Файоля формируют Азбуку современного менеджмента.

Одновременно  с развитием идей классической школы  управления в западных странах, особенно начиная с 30-х гг., появляются новые  взгляды на принципиальные положения. Все большее внимание ученых стал привлекать «человеческий фактор», роль и место человека не как «винтика», «механизма», а как личности.

 

2.3 Школа  человеческих отношений и поведенческие  концепции менеджмента.

 

Возникновение новых идей в области управления было связано с процессами, происходившими в промышленном производстве ряда стран. После окончания Первой мировой  войны установилась временная стабилизация экономики, которая была прервана разразившимся  глубоким и продолжительным экономическим  кризисом 1929-1933 гг. Прежние научные  и классические подходы к управлению производством при всей их научности  и практической ценности были не в  состоянии обеспечить необходимый  рост производительности труда.

Практика  управления потребовала иных способов руководства предприятиями, которые  учитывали бы не только возможности  лучшей организации, новой техники  и технологии, но и инициативу, энтузиазм  работников. Во второй половине 20-х  гг. в США начались исследовательские  работы ученых, как экономистов и  инженеров, так и социологов и  психологов. Возникло новое направление  научных исследований - инженерная социология. У его истоков стояли американские ученые Ф.Дж. Ретлисбергер, У. Мур, француз Ж. Фридман и др. Возглавил новое направление, получившее название школы человеческих отношений, профессор Гарвардского университета Элтон Мейо (1880-1949). Американские ученые полагают, что данная школа возникла как оппозиция тейлоризму.

Э. Мейо, видный специалист в области менеджмента, с группой инженеров провел ряд  научных экспериментов в компании «Вестерн электрик», впоследствии ставших  известным как «Хоуторнские эксперименты». Результаты проделанной работы Э. Мейо позволили повернуть управленческую мысль сторону ориентации на человека и социальные стороны производственного процесса, а также на роль коллектива в успешной работе всего предприятия. Его выводы состоят в следующем:

-четко разработанные трудовые операции и высокая заработная плата не всегда приводят к повышению производительности труда;

- внутренние силы взаимодействия в коллективе или группе работников между собой могут превзойти усилия руководителей;

-поведение человека на работе и результаты его труда во многом зависят от социальных условий и отношений между рабочими и менеджером;

- в отличие от Ф. Тейлора, Э. Мэйо считал, что рабочий по своей природе неленив и если ему созданы необходимые условия, то он будет проявлять инициативу и трудолюбие.

В 1943 году Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал теорию потребностей, известную как «пирамида  потребностей». В ней поребности человека можно представить в  виде пирамиды, в основании котрой лежат первичные, физиологические  потребности, а ближе к вершине - духовные. Выявить их и использовать является задачей менеджера. А. Маслоу в своей теории исходил из того, что для мотивации сотрудников  к производительному труду необходимо знать их потребности.Поведенческий  подход к управлению стал в США  настолько популярным, что охватил  не только промышленность, но и все  сферы управленческой деятельности. Главное в этом подходе состоит в том, чтобы подобрать способы воздействия на человека в соответствии с наукой о его поведении.

 

2.4 Школа  науки управления (количественная  школа).

Становление школы  науки  управления  связано  с  развитием математики, статистики, инженерных  наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы  являются   Р.Акофф, Л.Берталанфи, С.Бир, А.Гольдбергер, Д.Фосрестер, Р.Люс, Л.Клейн, Н.Джорджеску-Реган. Школа науки управления  сформировалась  в  начале  50-х  гг.  и  успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления  различают  два главных направления:

1. Рассмотрение производства  как  «социальной  системы»  с  использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

2. Исследование  проблем  управления  на  основе   системного   анализа   и использования кибернетического подхода,  включая применение математических методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что  каждый из  элементов,  составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

Процессный  подход основывается на  положении  о  том,  что  все  функции управления зависят друг от друга. Ситуационный подход непосредственно  связан  с  системным  и  процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается  в определении понятия ситуации, под которой подразумевается  конкретный  набор обстоятельств,   переменных,   оказывающих   влияние   на   организацию    в определенное время.

Заслуга школы  науки  управления  заключается  в  том,  что  она  сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы),  влияющие  на организацию.

Второе  направление школы науки управления  связано  с  развитием  точных наук и, прежде всего,  математики. В современных  условиях  многие  ученые называют это направление новой школой. Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801–1877). Возможность использования математики для решения  экономических  проблем вызвала большой интерес в России.

Ряд  крупных  специалистов,  таких как,В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад  в  разработку  и  развитие  экономико-математических методов (ЭММ).Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному  своими  работами  по теории вероятности и математической статистике. В 1915  г. он  опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета  потребителя»,  которая  оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории.  Через  20  лет эта статья получила мировое признание. Первая  в стране Лаборатория  экономико-математических  методов   была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество  для  развития  экономической теории  в связи со статистикой  и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И.Шумпетер, И.Фишер, Р.Фриш, М.Калецкий, Я.Тинберген и др. Ассоциация  стала  выпускать журнал  «Эконометрика». Образование этой ассоциации  послужило отправным моментом создания математической школы экономистов. Отличительной особенностью науки управления является использование моделей.

Модели  приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки  нескольких альтернатив. Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой  мысли.  На  основе  синтеза  идей,  выдвинутых  в предшествующие периоды,  исследователи  пришли  к  пониманию   необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была  сформулирована  идея  о том, что управление – это не только наука, но и искусство.

 

III. Современные проблемы менеджмента.

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует  их в процессе управления.

Интеграция  производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между  внешней и внутренней средой предприятия.

На макроэкономическом уровне управление должно учитывать  глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической  системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений.

Традиционные  ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и т.п.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного  с окружающей средой развития экономики  и самого человека. Все более признанным становится приоритет общественных интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно пи средством связи предприятия с внешней рыночной средой.

 

Современный менеджмент характеризуют следующие  положения:

- Отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства.

Вместо  этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко  повышается в связи с усложнением  всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду  менеджмента организации.

Информация о работе Основные этапы и концепции развития менеджмента