Основные этапы стратегического планирования инновационного развития фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание

Процесс планирования охватывает не только определение контрольных цифр социально-экономического развития предприятия в текущем плановом периоде, но и тесная их увязка со стратегически перспективной концепцией развития экономики народного хозяйства страны.

Содержание

Введение 3
1.Понятия и принципы стратегического планирования 4
1.2. Документы стратегического планирования: виды и назначения 5
1.3. Варианты процессов стратегического планирования 8
2.основные этапы стратегического планирования 10
2.1.Оценка внешней и внутренней среды организации 10
2.2. Установка миссии и целей организации 14
2.3. Выбор и разработка стратегии 16
2.4.Стратегические направления инновационного проекта 18
2.5.Реализация стратегии 19
2.6. Оценка и контроль стратегии 21
2.7. Особенности стратегии инновационного проекта 23
Заключение 25
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

- организация краткосрочного кредитования текущей деятельности компании и отдельных проектов;

- проведение сделок, связанных с приобретением, привлечением, продажей и размещением различных финансовых и фондовых инструментов в любой принятой международной практикой форме.

 

 

2.5. Реализация стратегии

 

Внедрение стратегий требует решения сложного комплекса задач. Подготовка к внедрению новых стратегий требует глубоких изменений в фирме, и успешность их внедрения зависит от многих факторов. В процессе внедрения новой стратегии в полной мере следует использовать возможности и потенциал компании.      

 

А.А. Стрикленд и А.Дж. Томпсон предлагают в качестве главных задач реализации стратегии принять:

-создание организации, обладающей необходимыми компетенциями, возможностями и ресурсной базой

-распределение ресурсов по стратегически значимым звеньям цепочки ценности

-выработка тактики и процедур в поддержку стратегии

-внедрение передовых методик и политики непрерывного совершенствования

-создание работникам условий для эффективного выполнения стратегических задач за счет внедрения информационных, коммуникационных операционных и электронных систем

-разработку системы стимулирования и поощрения за достижение поставленных целей и хорошую реализацию стратегии

-создание корпоративной культуры и среды, стимулирующих реализацию стратегии

-создание системы внутреннего лидерства для улучшения реализации [13, c.349]

 

Эти задачи направлены на подготовку компании к внедрению стратегии, но в них нет организационного ядра, обеспечивающего этапы выполнения. На наш взгляд в предложенных задачах имеются некоторые минусы:

 

внедрение информационных систем не является критическим фактором для успешной реализации стратегии;

 

задача №1 является не предпосылкой, а результатом внедрения стратегии;

 

среди этих задач нет формирования команды менеджеров, управляющих внедрением стратегии;

 

А вот, Д. Кэмпбелл, Дж. Стоунхаус, Б. Хьютон рассматривают внедрение стратегии с точки зрения решения задач ресурсообеспечения, изменения организационной культуры и структуры, чтобы они соответствовали данной стратегии . [8,c .159-162]

 

Проанализировав несколько литературных источников по вопросу внедрения стратегии, мы пришли к выводу, что весь процесс внедрения стратегии организации можно разделить на ряд этапов:

 

Подготовительный этап включает в себя анализ существующей системы менеджмента, подбор управленческого персонала, формирование рабочих групп и команд, подготовку персонала к внедрению стратегии и разработку плана внедрения стратегии.

 

Внедрение стратегии заключается в проведении рабочих совещаний, установлении прямых коммуникаций между работниками, финансирование внедрения стратегии, разработку стратегических установок по внедрению и анализ текущих результатов внедрения стратегии

 

Этап завершения реализации основных этапов стратегии, сюда относят оценку общих результатов, определение причин отклонений и анализ перспектив развития стратегических процессов.

 

Таким образом, процесс внедрения стратегии должен привести к достижению конкретных конечных результатов. В условиях внедрения стратегии необходимо определение по каждому этапу конечных результатов и способов контроля их достижения.

 

2.6. Оценка и контроль стратегии

 

Оценка и контроль реализации стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом планировании. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса планирования и целям, стоящим перед организацией.

 

Эффективность внедрения стратегии сильно зависит от управленческого контроля, который должен действовать на всех стадиях процесса внедрения стратегии и охватывать все звенья организации. Применяют следующие виды контроля:

 

Административный контроль выполнения управленческих решений и регламентов, соблюдение правовых норм и законодательства, расстановки кадров, выполнения планов и заданий, взаимодействия фирмы с окружающей средой.

 

Финансовый контроль – учет и анализ расходования финансовых ресурсов, обеспечение финансовых потребностей организации.

 

Бюджетный контроль, включающий разработку системы бюджетов организации и их объединение в главный бюджет фирмы.

 

Контроль эффективности систем стимулирования и мотивации оценивает степень заинтересованности работников и менеджеров в решении задач организации.

 

Маркетинговый контроль обеспечивает руководство информацией об изменениях спроса на рынке, предпочтений клиентов, реакции рынка на поведение организации.

 

Контроль качества включает оценку уровня качества, соблюдение стандартов качества и причин отклонений от них. [9, c.182]

 

Обычно в литературе выделяют такие основные методы контроля, как предварительный, направленный и итоговый.

 

Основное назначение предварительного контроля заключается в установлении правильности формулирования целей и стратегий.

 

Согласно концепции стратегического управления, после стадии предварительного контроля, наступает стадия перехода в оперативное управление в реальном масштабе времени, предполагающее управление реализацией стратегии с учетом неожиданных изменений, которые происходят слишком быстро, чтобы быть учтенными при разработке стратегического плана. Здесь используется метод направляющего контроля, который применяется от начала практического осуществления решения до его завершающего этапа.

 

Когда стратегия считается выполненной, осуществляется итоговый контроль по полученным результатам. Этот тип контроля направлен на оценку и анализ эффективности достижения выдвинутых целей и задач. В зависимости от результатов этого анализа, процесс стратегического управления либо возвращается на стадию «постановки задач» для внесения корректив в стратегию, либо переходит на следующий уровень развития для разработки нового стратегического поведения. [18]

 

И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие принципы стратегического контроля:

 

Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле над бюджетом.

 

В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течение жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта. [2]

 

Итак, мы пришли к выводу, что проведение стратегического контроля имеет очень большое значение для организации, более того, неправильно организованная работа по контролю может создавать трудности в работе фирмы и даже наносить ей вред. Существующая форма контроля в компании во многом определяет эффективность ее функционирования.

 

2.7. Особенности стратегии инновационного проекта

 

Современный инновационный проект прорывного характера представляет собой систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем -- «материальной» (направленной непосредственно на производственно-технологический процесс осуществления конкретного новаторского проекта) и «нематериальной», объектом которой являются инновации в самом организационно-управленческом механизме, в его бизнес-оболочке.

 

В рамках реализации стратегии развития проекта была разработана рациональная бизнес-оболочка для реализации социально значимых инновационных проектов прорывного характера, представляющая собой постоянно развивающуюся корпоративную, научно-производственно-финансовую, экономическую структуру, которая видоизменяется в ходе реализации инновационного проекта.

Основными характеристиками такой бизнес-оболочки являются:

-переход от компаний, базирующихся на традиционных ресурсах, к компаниям, базирующимся на знаниях и информации;

-переход от относительно стабильных традиционных структур к компаниям-сетям, к гибким организациям без жестких границ;

- объединение компаний на основе интеграционных процессов и глобальных информационных систем в стратегические альянсы. Выявлены этапы процесса реализации крупных социально значимых инновационных проектов прорывного характера:

- экспертный этап, в рамках которого происходит взаимный поиск автора проекта и инновационного менеджера, осуществляется взаимная экспертиза их способностей, отбор технологий с точки зрения их коммерциализации и потенциального эффекта;

- инвестиционный этап, в рамках которого происходит первичное инвестирование в создание бизнес-оболочки, в разработку маркетинговой стратегии, а также в первичное производство;

- этап продвижения проекта, в рамках которого происходит проникновение на новые рынки, их освоение, адаптация технологии под новые задачи. Основные средства продвижения проекта - это подготовка необходимых документов, развитие сети проекта, целевые презентации.

- выход из проекта, в рамках которого инновационный менеджер и автор проекта осуществляют подготовку к продаже и непосредственно продажу проекта.

Как относительно самостоятельная была разработана финансовая стратегия, основными характеристиками которой являются:

-использование широкого спектра источников финансирования -от государственного бюджета всех уровней и международных организаций до коммерческих предприятий и негосударственных фондов;

-программный характер финансирования, при котором фиксируются цели, этапы, планируемые результаты, способы контроля и средства мониторинга;

-интегрально-возвратный характер финансирования, при котором действуют различные схемы возврата инвестиций и допускаются инвестиции в демонстрационные объекты с целью продвижения всего проекта в целом.

 

 

 

 

 

 


Заключение

 

Инновационное развитие, предполагающее поиск новых путей посредством реализации концепции возрастающей эффективности на основе инвестиционных бизнес процессов, носящих наиболее рисковый (венчурный) характер. Данная модель предполагает постоянные инновационные изменения путем планирования и реализации прямых портфельных инвестиционных проектов. Стратегическими целями развития в этом случае являются повышение конкурентоспособности и рыночной ценности фирмы.

 

Отличительная черта второй модели заключается в том, что на первой стадии ее применения формируется решительная и активная инновационная идея, она детально прорабатывается в бизнес-плане и воплощается на практике путем реализации инвестиционного проекта.

Таким образом, при рассмотрении теоретической основы данной курсовой работы мы пришли к следующим выводам:

 

1. Стратегическое планирование – это разработка долгосрочных направлений и целей развития организации, ее ключевых ценностей, стратегических альтернатив и выбор стратегии на основе синтеза анализа внешней и внутренней среды фирмы, определения потребностей в ресурсах и их распределения, обоснования необходимости, возможности и эффективности реализации выбранной стратегии, разработки систем управления и контроля ее внедрения.

 

2. Основными конечными результатами стратегического планирования являются: стратегические сценарии, стратегические планы, целевые программы, проекты, бюджеты и бизнес – планы.

 

3. Анализ литературы по стратегическому планированию показывает, что мнения авторов к процессу разработки и реализации стратегии являются неоднозначными. Разные авторы предлагают различные подходы. В данном случае мы рассматриваем стратегическое планирование как процесс, состоящий из следующих этапов: оценка внешней и внутренней среды организации, установление миссии и цели организации, выбор и разработка стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль стратегии.

 

4. Внешняя среда организации – совокупность действующих за пределами организации сил и лиц, с которыми она сталкивается в своей повседневной деятельности и которые влияют на развитие и поддержание выгодных взаимоотношений с клиентами. К методам оценки внешней среды организации относят ПЭСТ-анализ, который предполагает оценку и определение степени влияния политических, экономических, социальных и технологических факторов внешней среды на организацию. Также при анализе внешней среды необходимо учитывать факторы ближнего окружения: конкуренты, поставщики, клиенты, региональные факторы и местные власти.

 

5. Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и непосредственное влияние на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет потенциал и возможности фирмы: кадровый, производственный, маркетинговый и финансовый.

 

6. К методам диагностики внутреннего состояния компании относятся и цепочка ценностей и концепцию 7S. Цепочка ценностей предполагает в свою очередь выявление тех видов деятельности или звеньев отдельных процессов, где создается стоимость для потребителя, т. е. те потребительские качества товара, за которые потребитель будет платить. Концепция 7S описывает фирму с помощью наиболее важных элементов управления: стратегии, системы, квалификации, ценностей, персонала, стиля управления, структуры.

Информация о работе Основные этапы стратегического планирования инновационного развития фирмы