Основные этапы стратегического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 04:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является обзор и анализ процесса стратегического управления компанией в его современном понимании.
Первая глава работы посвящена теоретическим основам и общим принципам стратегического управления. Вторая и третья главы содержат подробный обзор и анализ стратегического управления как фактора существования предприятия в условиях современной рыночной экономики. Четвертая и пятая главы посвящены проблеме стратегического планирования, как наиболее важной при разработке и реализации стратегии управления предприятием.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..…….……… 1
1. Стратегическое управление ……………………………………………...……. 2
1.1. Сущность стратегического управления ……………………………….……..2
1.2. Функции стратегического управления ………………………………….……8
1.3. Основные принципы стратегического управления ……………………..…..9
2. Этапы стратегического управления …………………………………………. 13
3. Стратегическое управление в зонах хозяйствования …………………….… 18
4. Стратегическое планирование ………………………………………..……… 21
4.1. Понятие стратегического планирования ……………………………….…. 22
4.2. Сущность и функция стратегического планирования ………………….….25
4.3. Структура стратегического планирования …………………………….….. 29
4.4. Преимущества и недостатки стратегического планирования …………….35
5. Стратегия организации …………………………………………………..…… 37
5.1. Виды стратегии организации ………………………………………………. 37
5.2. План-портфель организации ………………………………………..……… 41
Заключение ………………………………………………………………………. 44
Список литературы ………………………………………………..…………….. 47

Работа состоит из  1 файл

курс.р.docx

— 91.25 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Бурятия 

Автономное образовательное  учреждение дополнительного профессионального  образования «Республиканский институт кадров и управления»

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

Дисциплина: Стратегическое управление

 

Курсовая работа по теме:

«Основные этапы стратегического управления»

 

 

 

 

 

                            Выполнил: слушатель Забелкина Ф.Г..

                                                    Проверил:                                                                    .

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

 

 

Введение ……………………………………………………………..…….……… 1

1. Стратегическое  управление ……………………………………………...……. 2

1.1. Сущность стратегического  управления ……………………………….……..2

1.2. Функции стратегического  управления ………………………………….……8

1.3. Основные принципы  стратегического управления ……………………..…..9

2. Этапы стратегического  управления …………………………………………. 13

3. Стратегическое  управление в зонах хозяйствования  …………………….… 18

4. Стратегическое  планирование ………………………………………..………  21

4.1. Понятие стратегического  планирования ……………………………….…. 22

4.2. Сущность и  функция стратегического планирования  ………………….….25

4.3. Структура стратегического  планирования …………………………….….. 29

4.4. Преимущества  и недостатки стратегического  планирования …………….35

5. Стратегия организации  …………………………………………………..…… 37

5.1. Виды стратегии  организации ………………………………………………. 37

5.2. План-портфель  организации ………………………………………..………  41

Заключение ………………………………………………………………………. 44

Список литературы ………………………………………………..…………….. 47

Введение

Сейчас ни у  кого уже не вызывает сомнения, что  грамотное и продуманное стратегическое управление в условиях современной  экономики является важнейшим и  основополагающим условием успеха любого предприятия. В общем смысле стратегия  управления - это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.

Стратегия управления современной фирмой охватывает огромное количество функций и подразделений: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Принятие стратегического выбора означает связывание бизнес-решений и конкурентоспособных действий, собранных по всей компании, в единый узел. Это единство действий и подходов отражает текущую стратегию предприятия.

Хорошо продуманное  стратегическое видение готовит  компанию к будущему, устанавливает  досрочные направления развития и определяет намерение компании занять конкретные деловые позиции.

Разработка стратегии  является одной из основных функций  менеджмента. Среди всего, что выполняет  менеджер, найдется немного того, что  в такой значительной мере влияет на благополучие компании, как разработка долгосрочной стратегии, развитие конкурентоспособных  и эффективных стратегических действий и бизнес-подходов и выполнение стратегии таким образом, чтобы достичь намеченных результатов.

Особое внимание в данной работе уделено стратегическому  планированию - одной из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора це-лей организации и путей их достижения. Стратегическое пла-нирование обеспечивает основу для всех управленческих ре-шений, функции организации, мотивации и контроля ориен-тированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтик-ом, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены чет-кого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обес-печивает основу для управления членами организации. Стратегическое планирова-ние становится все более актуальным для российских пред-приятий, которые ведут или стремятся вести жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

Стратегическому управлению уделено большое внимание в западной литературе, но, к сожалению, в России долгое время не уделялось должного внимания этой экономической дисциплине. Данная работа базируется преимущественно  на трудах западных специалистов в  области управления, таких, как А. Томпсон, А. Стрикленд, И.Ансофф и другие. Тем не менее, там, где это возможно, теоретические выкладки иллюстрируются данными по российским предприятиям, различные положения теорий стратегического управления анализируются на основании информации о деятельности различных российских компаний.

Целью данной работы является обзор и анализ процесса стратегического  управления компанией в его современном  понимании.

Первая глава работы посвящена  теоретическим основам и общим  принципам стратегического управления. Вторая и третья главы содержат подробный  обзор и анализ стратегического  управления как фактора существования  предприятия в условиях современной  рыночной экономики. Четвертая и  пятая главы посвящены проблеме стратегического планирования, как  наиболее важной при разработке и  реализации стратегии управления предприятием.

1. Стратегическое  управление

1.1.Сущность стратегического  управления

С формальной точки зрения, стратегическое управление - это обоснование  и выбор перспективных целей  развития предприятия и повышения  его конкурентоспособности, их закрепление  в долгосрочных планах, и разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Можно также сказать, что  стратегическое управление - это такое  управление организацией, которое опирается  на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные  изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды  и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации  выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию  поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими  в их окружении. Практика же показывает, что в действиях организаций  стратегия, как правило, отсутствует, что и приводит зачастую к поражению  в рыночной борьбе. Это происходит из-за того, что, во-первых, организации  планируют свою деятельность исходя из того, что окружение не будет  меняться, либо в нем не будет  происходить качественных изменений. Во-вторых, планирование начинается с  анализа внутренних возможностей и  ресурсов организации.

Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов (рис. 1):

1) анализ среды 

2) определение миссии  и целей

3) выбор стратегии 

4) выполнение стратегии 

5) оценка и контроль  выполнения 

Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и для выработки стратегий.

Рис. 1. Пять задач стратегического  управления

Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:

1. Анализ макроокружения. Включает изучение влияния таких компонентов среды, как состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т. п.

2. Конкурентная среда. Анализируется по ее пяти основным составляющим: конкуренты внутри отрасли; покупатели; поставщики; потенциальные новые конкуренты; производители возможной замещающей продукции. Анализ каждого из данных пяти субъектов конкуренции ведется с точки зрения конкурентной силы и конкурентных возможностей.

3. Анализ внутренней среды. Вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию. Важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает существование своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т. п.

Внутренняя среда анализируется  по следующим направлениям: кадры  фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т. п.; научные исследования и  разработки; производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические  характеристики; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов - определение миссии фирмы; определение долгосрочных целей; определение краткосрочных целей.

Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его  существования - обозначается как его  миссия. Цели вырабатываются для осуществления  этой миссии.

Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление  и ориентиры для определения  целей и стратегий на различных  организационных уровнях. Формулировка мис-сии предприятия должна содержать следующее:

выяснение, какой предпринимательской  деятельностью занимается фирма;

определение рабочих принципов  фирмы под давлением внешней  среды;

выявление культуры фирмы.

Некоторые руководители не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Для них  эта мис-сия кажется очевидной - получение прибыли. Но если тщательно обдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится ясным, хотя, несомненно, она является существенной целью.

Прибыль представляет собой  полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является от-крытой системой, она может выжить в конечном счете только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находя-щуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации.

Долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный пяти годам. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года.

Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если они  правильно сформулированы, известны работникам и приняты ими к  исполнению. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.

Определение миссии и целей  фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма  и к чему она стремится. Зная это, можно вернее выбрать стратегию  поведения.Анализ и выбор стратегии. Этот процесс считается ядром стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.

Определение стратегии для  фирмы принципиально зависит  от

конкретной ситуации, в  которой находится фирма. Однако существуют

некоторые общие подходы  к формулированию стратегии и  некоторые 

общие рамки, в которые  вписываются стратегии.

При определении стратегии  фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить; какой  бизнес продолжить; в какой 

бизнес перейти.

Первая область связана  с лидерством в минимизации издержек

производства. Вторая область  выработки стратегии связана  со специализацией

в производстве продукции. Третья область определения стратегии  относится к фиксации

определенного сегмента рынка  и концентрации усилий фирмы на выбранном  рыночном сегменте.

Все многообразие стратегий, которые коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют в  реальной жизни, являются раз

личными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая из них 

эффективна при определенных условиях и состоянии внутренней и

Информация о работе Основные этапы стратегического управления