Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 04:11, курсовая работа
Целью данной работы является обзор и анализ процесса стратегического управления компанией в его современном понимании.
Первая глава работы посвящена теоретическим основам и общим принципам стратегического управления. Вторая и третья главы содержат подробный обзор и анализ стратегического управления как фактора существования предприятия в условиях современной рыночной экономики. Четвертая и пятая главы посвящены проблеме стратегического планирования, как наиболее важной при разработке и реализации стратегии управления предприятием.
Введение ……………………………………………………………..…….……… 1
1. Стратегическое управление ……………………………………………...……. 2
1.1. Сущность стратегического управления ……………………………….……..2
1.2. Функции стратегического управления ………………………………….……8
1.3. Основные принципы стратегического управления ……………………..…..9
2. Этапы стратегического управления …………………………………………. 13
3. Стратегическое управление в зонах хозяйствования …………………….… 18
4. Стратегическое планирование ………………………………………..……… 21
4.1. Понятие стратегического планирования ……………………………….…. 22
4.2. Сущность и функция стратегического планирования ………………….….25
4.3. Структура стратегического планирования …………………………….….. 29
4.4. Преимущества и недостатки стратегического планирования …………….35
5. Стратегия организации …………………………………………………..…… 37
5.1. Виды стратегии организации ………………………………………………. 37
5.2. План-портфель организации ………………………………………..……… 41
Заключение ………………………………………………………………………. 44
Список литературы ………………………………………………..…………….. 47
2. Сохранение и развитие
рыночных позиций путем
Так, объединение "Гермес", начав с финансовых и экспортных операций с нефтепродуктами, в 1994-1996 гг. занялось переработкой сельскохозяйственной продукции и ее доставкой в районы Сибири, нефтехимией, строительством и т.д. Эта оборонительная стратегия должна учитывать прогнозы развития общехозяйственной конъюнктуры, изменения в структуре рынка, качества, цен и спроса на различные товары, модель маркетингового поведения конкурента.
3. Уход с неперспективных
рынков на основе
Сокращение ассортимента продукции, закрытие нерентабельных участков требует увольнения части персонала. Многие крупные НИИ в Санкт-Петербурге оставили в постоянном штате лишь 30-40 % сотрудников (вычислительный и информационный центр, опытно-экспериментальная база, бухгалтерия, руководство проектами, служба эксплуатации зданий и сооружений). выделив специализированные отделы в самостоятельные малые предприятия, использующие базу головного института на договорных или арендных началах.
Стратегическое управление предприятиями в переходный период может быть только многоцелевым. Так, Люберецкий ковровый комбинат избрал четыре основные цели: обновление производства, диверсификацию ассортимента продукции, организацию прямых связей с поставщиками и потребителями, сохранение социальной инфраструктуры.
Курс на обновление характеризует
соотношение доли валового дохода,
направляемой на совершенствование
производства и оплату труда. На комбинате
оно составило 6:1 (в среднем по
промышленности России 1:1). Были выделены
средства на договоры с НИИ по разработке
новых технологий, материалов и красителей.
Совместно с
Финансовую устойчивость
комбинату после введения акцизного
налога (20-45%) и таможенной пошлины (15%)
на ковры обеспечивает производство
пряжи для ручного вязания, трикотажа,
ватина, а в перспективе - швейных,
меховых изделий, переработка
Комбинат отказался от услуг многих посредников, организовав 40 фирменных магазинов в странах СНГ, прямую поставку продукции 1400 клиентам, прямые закупки сырья через свой торговый дом, центр маркетинга и постоянную выставку продукции. Международный сертификат качества позволил получить постоянное место на крупнейшей в мире ярмарке в Ганновере.
Комбинат - закрытое акционерное общество - дал право своим 3500 работникам приобрести акции за половину номинала. На оплату труда расходуется лишь 10% валового дохода (в 3-5 раз меньше, чем за рубежом). Однако еще более ЗО% направляется в фонд социального развития, за счет которого содержатся детские учреждения, спорткомплекс, профилакторий, строится жилье, выплачиваются надбавки к пенсиям и т.д. Поэтому текучесть кадров минимальная.
Стратегия управления в разных зонах хозяйствования одной и той же фирмы может существенно отличаться. При нехватке капитала следует уйти из зон неприемлемых по уровню риска, требуемым инвестициям или срокам окупаемости, используя высвобождающиеся средства в других сегментах. Однако при этом следует учесть обесценивание уже сделанных в данной зоне капиталовложений, а также постоянные затраты (на содержание зданий и сооружений, исполнение долгосрочных контрактов и т.д.), которые придется финансировать, даже прекратив производство.
Риск хозяйствования можно уменьшить, используя:
а) страхование риска неплатежей,
экспроприации, неблагоприятных изменений
цен, валютных курсов и т. д.; б) гибкие
организационные структуры, позволяющие
оперативно реагировать на изменение
ситуации, быстро перебрасывать ресурсы
внутри фирмы из одной зоны в другую;
в) ликвидные (быстро обращаемые в деньги)
резервы для компенсации
Специфика зоны хозяйствования
определяет общую концепцию управления.
Если ситуация стабильна, цель определена,
а успех зависит от одного главного
фактора, полномочий, ресурсы и ответственность
целесообразно передать на места. В
сложных многоцелевых зонах следует
сохранить стратегическое управление
в центре. При развитии техники
в рамках одного поколения (базовой
технологии) можно ограничиться ассортимента
продукции, при переходе к новому
укладу требуется централизованное
изменение всей структуры управления,
форм и методов менеджмента. Руководство
фирмы согласует стратегию в
различных зонах
4. Стратегическое планирование
Рассмотрим и проанализируем теперь детально, пожалуй, наиболее важный аспект стратегического управления - стратегическое планирование.
Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Стратегическое планирование -- это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора це-лей организации и путей их достижения. Стратегическое пла-нирование обеспечивает основу для всех управленческих ре-шений, функции организации, мотивации и контроля ориен-тированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтик-ом, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены чет-кого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обес-печивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в на-шей стране, можно отметить, что стратегическое планирова-ние становится все более актуальным для российских пред-приятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
Проблеме стратегического планирования уделено большое внимание в западной литературе, но к сожалению в нашей стране долгое время не уделялось должного внимания данной проблеме. Необходимость появления учебных пособий по планированию, было вызвано трансформацией централизованного планирования в систему государственного регулирования, что потребовало кардинального пересмотра всех элементов системы внутрифирменного планирования. Цель данных пособий - изучение средств, методов и технологий обоснования плановых решений на предприятии, приобретение навыков разработки стратегических, тактических и оперативно-календарных планов.
4.1. Понятие стратегического планирования
Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные измене-ния во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще опреде-ляли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя».
В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в те-чение полувека американская промышленность великолепно об-ходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме.
По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей дея-тельности. Существует четыре различные группы.
1. Правила, используемые
при оценке результатов
2. Правила, по которым
складываются отношения фирмы
с ее внешней средой, определяющие:
какие виды продукции и
3. Правила, по которым
устанавливаются отношения и
процедуры внутри организации.
Их нередко называют
4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными прие-мами.
Стратегии имеют несколько отличительных черт:
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-ли-бо немедленным действием. Обычно он заканчивается установ-лением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
2. Сформулированная стратегия
должна быть использована для
разработки стратегических
3. Необходимость в стратегии
отпадает, как только реальный
ход развития выведет
4. В ходе формулирования
стратегии нельзя предвидеть
все возможности, которые
5. Как только в процессе
поиска открываются конкретные
альтернативы, появляется и более
точная информация. Однако она
может поставить под сомнение
обоснованность
6. Поскольку для отбора
проектов применяются как стра-
7. Наконец, стратегия и
ориентиры взаимозаменяемы как
в отдельные моменты, так и
на различных уровнях
Короче говоря, стратегия -- понятие трудноуловимое и не-сколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого об-ходится как по денежным расходам, так и по затратам време-ни управляющих.
Сам термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60--70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического уп-равления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущ-ность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим об-разом и своевременно реагировать на происходящие в нем изме-нения.
Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассмат-ривали его как «процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое планирование -- это процесс управления с целью осуществле-ния миссии организации посредством управления взаимодейст-вием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определе-ний, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.
Информация о работе Основные этапы стратегического управления