Основные классификации управленческих решений их сходства и различия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение различных подходов к классификации управленческих решений.
Объектом исследования являются свойства управленческих решений.
Задачами для достижения цели являются:
– рассмотреть и обобщить материал по данной проблеме;
– рассмотреть способы формирования критериев оценки управленческих решений.

Содержание

Введение … 3
1. Понятие, сущность и свойства управленческих решений … 5
2. Классификация управленческих решений … 10
3. Условия и критерии качества управленческого решения … 20
Заключение … 23
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 50.85 Кб (Скачать документ)

     Управленческие  решения инновационного уровня связаны  со сложностью и непредсказуемостью событий, что вызывает необходимость  принятия неординарных управленческих решений, содержащих нововведения.

     Адаптационные и селективные решения представляют собой сочетание рутинных и инновационных  управленческих решений в различной  степени пропорциональности.

     По  степени важности учёта временных  ограничений на разработку, принятие и исполнение, управленческие решения  подразделяются на решения: в реальном масштабе времени, принимаемые в  одном из этапов, не имеющие явных  временных ограничений.

     Решения в реальном масштабе времени –  решения, принимаемые и реализуемые  достаточно быстро.

     Решения, принимаемые в одном из этапов – решения, ограниченные во времени  рамками определённого этапа.

     Решения, не имеющие явных ограничений  по времени их принятия – решения  относительно начала какого – либо процесса или единоличного действия.

     По  составу и сложности реализации управленческие решения подразделяются на: простые, процессные.

     Простые решения – решения, реализуемые  при выполнении одного действия.

     Процессные  решения – решения, реализуемые  при выполнении некоторой совокупности взаимосвязанных действий.

     В свою очередь последние подразделяются на алгоритмизированные решения (с  чётко определённой последовательностью  и сроками выполнения составляющих действий) и размытые решения (слабоструктурированные по составляющим действиям и срокам их выполнения).

     По  характеру учёта изменения условий  реализации управленческие решения  подразделяются на: гибкие, жёсткие.

     Гибкими решениями называют решения, алгоритм реализации которых предусматривает  различные варианты действий в зависимости  от различных условий.

     Жёсткие решения – решения, имеющие единственный вариант реализации при любых  условиях и состоянии субъектов  и объектов управления.

     По  степени регламентации, т.е. насколько  жёстко установлены сроки и условия  действия подчинённых, различают рекомендующие, ориентирующие и регламентирующие управленческие решения

     По  зависимости целей и условий  решения от времени выделяют управленческие решения со статистической и динамической зависимостью.

     По  степени формализации проблемной области  различают структурированные, слабо  структурированные (смешанные) и неструктурированные  управленческие решения.

     Под структуризацией понимается возможность  количественного выражения зависимостей между элементами ситуации.

     Таким образом, хорошо структурированные  управленческие решения основываются на решение проблемы, в которой  зависимости между элементами ситуации могут получать численные значения или символы. Как правило, при  решении таких задач используются количественные методы анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр и др.

     Слабо структурированные управленческие решения основываются на решение  проблемы, содержащей качественные и  количественные элементы при преобладающем  составе первых. В зависимости  от типа слабо структурированной  задачи для её решения могут применяться: системный анализ и синтез, способы  построения моделей и др.

     Неструктурированные (или качественно выраженные) управленческие решения основываются на решение  проблемы, в которой содержится лишь описание важнейших ресурсов исполнения, признаков и характеристик, при  полном отсутствии каких - либо количественных зависимостей между ними. Решение таких проблем производится с использованием эвристических методов, основанных на интуиции, логике и профессионализме лица или коллегиального органа, принимающего решение. Это наиболее многочисленный класс проблем.

     Помимо  вышеприведённых признаков классификации  и типологий в теории принятия решений могут выделяться и другие классифицирующие факторы:

     – источник возникновения (инициативные, по предписанию);

     – степень новизны или уникальности (рутинные или традиционные, новаторские  или творческие);

     – наличие случайных и неопределённых условий;

     – фактор оценки приемлемости или неприемлемости последствий для объекта управления и (или) элементов внешней среды;

     – возможность реализации (нереализуемые, реализуемые, частично реализуемые);

     – степень риска (с допустимым, с  критическим);

     – ответственность (с юридической, с  моральной, с социальной);

     – этап жизненного или рыночного цикла;

     – объект управления (система, процесс).

     Возможны  и другие подходы к классификации  управленческих решений, что обусловлено  многообразием решений и существенных для конкретного случая факторов. Однако уже приведённый выше перечень классификационных признаков показывает многообразие видов и характеристик  управленческих решений, обусловленных  сложностью объекта. Классификация  управленческих решений характеризует  перечень тех параметров, которые  должны содержать условия принимаемого решения, а также показывает обоснованность включения учебной дисциплины «управленческие  решения» в число обязательных для  специалиста в области управления.

     Знание  и использование классификационных  и типологических признаков управленческих решений позволяет провести структуризацию стоящей перед руководителем задачи. Это позволяет более чётко формулировать и разрабатывать задачи управления и способствует конкретизации усилий, более эффективному расходованию времени и средств, при разработке решений. Однако знание проблемной области и различных видов решений ещё не решает задачу выбора эффективного управленческого решения, а лишь помогает построить список альтернатив. Каждое управленческое решение должно быть оценено и сравнено с другими разработанными решениями. Различные условия и параметры сравнения будут рассмотрены в следующем пункте данной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Условия и критерии  качества управленческого  решения 

     Под качеством управленческих решений  понимается совокупность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение и получение  определённого эффекта.

     Качество  управленческого решения зависит  от множества факторов. Именно качество управленческих решений в значительной мере определяет его конечный результат.

     Структура факторов, оказывающих влияние в процессе принятия управленческих решений, условно можно разделить на две группы:

     1. Факторы ситуационного характера,  связанные с осознанием проблемы, альтернатив её решения и их  последствий. К данной группе  относится изучение ситуации, анализ  и прогнозы, используемые методы, организация управления на предприятии  и др.

     2. Факторы поведенческого характера,  оказывающие влияние на управленческое  решение в процессе его разработки. К данной группе относится  мотивы, ценности организации, уровень  требований, готовность идти на  риск и др.

     Факторы первой группы действуют на этапе, предшествующему  принятию решения, и способствуют формированию проблемы. Факторы второй группы проявляются  в поведении руководителя, его  сотрудников в ходе разработки управленческих решений. В практике принятия решений  на отдельных стадиях эти группы факторов могут переплетаться.

     Для того чтобы быть эффективным, т.е. достигать  поставленных целей, управленческое решение  должно удовлетворять ряду требований:

     1. Единство целей и целенаправленность, т.е. непротиворечивость решения  ранее поставленным целям. Для  этого должна быть проведена  структуризация проблемы и построено  дерево целей.

     2. Научная обоснованность и правомочность  – аргументированность и обоснованность  решения, а также соответствие  прав и обязанностей органов  принятия решения. Аргументы должны носить формализованный характер, т.е. содержать в себе статистические, экономические и другие данные. Для достижения научной обоснованности и правомочности необходимо обеспечить:

     – применение к разработке решения  научных подходов менеджмента;

     – изучение влияния экономических  законов на эффективность решения;

     – применение и использование методов  функционально - стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и  экономического обоснования для  каждого решения.

     3. Эффективность – соотношение  ожидаемого и достигнутого экономического  и социального эффекта с затратами  на его разработку и реализацию. Соблюдение этого требования  является основной предпосылкой  выживания и конкурентоспособности  предприятия в условиях рыночной  экономики.

     4. Краткость формулировок принятого  решения, что способствует лучшему  пониманию задачи исполнителем.

     5. Гибкость (устойчивость)– существование  алгоритма достижения цели при  изменении внешних или внутренних  условий, описания состояния объекта  управления, внешней среды.

     6. Своевременность и оперативность  принятия управленческих решений.

     7. Объективность, т.е. реализуемость.  Лицо, принимающее решение, не  должно игнорировать фактические  условия или фактическое положение  дел при разработке вариантов  решения. Для этого необходимо:

     – получить качественную информацию, характеризующую  систему разработки решений;

     – обеспечить сопоставимость вариантов  решений;

     – обеспечить многовариантность решений;

     – достичь правовой обоснованности принятого  решения.

     8. Возможность контроля – количественной  и качественной оценки и учёта результатов работы. Отсутствие реальных мероприятий по контролю может сделать работу по подготовке и принятию решения бессмысленной.

     9. Автоматизация процесса сбора,  обработки и хранения информации.

     10. Автоматизация процесса разработки  и реализации решения при помощи  средств вычислительной техники,  что значительно сокращает время  обработки решения и повышает  его обоснованность.

     11. Ответственность и мотивация  при принятии качественного и  эффективного решения.

     12. Наличие механизма реализации, т.е.  содержание решения должно включать  разделы, охватывающие организацию,  стимуляцию, контроль при реализации  решений.

     13. Количественная и качественная  определённость.

     14. Юридическая законность.

     15. Полнота документального оформления.

     16. Ориентация на конкретного исполнителя.

     Кроме того, чтобы быть качественным управляющее  решение должно быть устойчивым в  эффективности к возможным ошибкам  в определении исходных данных, а  также должно быть гибким – предусматривать  изменение целей и алгоритмов их достижения. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть по различным причинам, сделают эффективное  решение неэффективным.

Информация о работе Основные классификации управленческих решений их сходства и различия