Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:19, курсовая работа
В современных условиях российской экономики все большую значимость имеют технологии управления персоналом предприятия как стратегического фактора повышения конкурентоспособности, ведь при всем многообразии ситуаций, в которых развивается бизнес предприятий, можно утверждать, что устойчиво высокие результаты определяют именно люди, работающие в компании. Технологии управления персоналом предприятия включают в себя совокупность социально-экономических методов воздействия управляющей системы на управляемую подсистему с целью повышений эффективности целевой функции организации за счет совершенствования кадрового состава и формирования коллектива, адаптированного к требованиям социально-экономической ситуации.
Если этого не происходит, эффективность деятельности предприятия существенно снижается.
Поиск, отбор и наем работников представляется правомерным рассматривать в качестве самостоятельных и, одновременно, тесно взаимосвязанных этапов, в совокупности образующих полный комплекс мероприятий. Вместе с тем, в зависимости от специфики управленческой ситуации, не исключается реализация лишь части мероприятий комплекса - например, относящихся только к найму персонала и т. п.
1.2 Основные методы наема и отбора персонала
Основной задачей при наеме на работу персонала является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении.
Наем на работу - это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. С привлечения на работу начинается управление персоналом.
Несомненно, становится все труднее привлекать желаемое число кандидатов высокого уровня для заполнения ключевых вакансий. В некоторой степени это результат сокращения числа квалифицированных и опытных работников. Следовательно, организации явно выгодно привлекать как можно больше подходящих квалифицированных и опытных кандидатов. Однако следует уделить внимание не только количеству, но и качеству. Большое число низко квалифицированных кандидатов неэффективно с точки зрения затрат, потому что большая часть кандидатов будет отсеяна (это напрасная трата времени) до момента принятия решения об отборе.
Есть два возможных источника наема персонала: внутренний (из работников организации) и внешний (из людей, до этого никак не связанных с организацией).
Чаще всего приходится прибегать и к внутренним, и к внешним источникам. И у внешних и у внутренних источником имеются свои положительные и отрицательные стороны.
К основным внешним и внутренним способам поиска персонала можно отнести:
- использование собственного
банка данных. Как правило, у
опытного специалиста по
- поиск в кадровых базах, данных (на сайтах) интернета;
- подача объявления о
вакансии в СМИ: помещение в
газете, журнале, на радио,
- обращение в районные
центры занятости. Районные
- обращение в рекрутинговые, кадровые агентства. В этом случае наиболее важными являются в первую очередь добросовестность и профессионализм работающих в нем специалистов, а также имя агентства, его известность и рейтинг;
- распространение объявлений о вакансии по почтовым ящикам и на улицах;
- заявки на выпускников
учебных заведений. Некоторые
компании предпочитают
- «Лизинг» персонала. Рекрутинговые агентства предлагают сравнительно новую в России услугу - «лизинг» персонала, хотя с юридической точки зрения данный термин некорректен. Рекрутинговое агентство заключает трудовой договор с работником от своего имени, а потом направляет его на работу в какую-либо компанию;
- участие в ярмарках вакансий. Данный способ подбора кандидатов практикуется, как правило, в крупных городах;
- одной из форм привлечения
кадров на предприятие
- информирование знакомых о вакансиях;
- учет возможностей карьерного
роста собственных работников. Работники,
которые в свое время находили
возможность развиваться
Компаниям нужно постоянно следить за эффективностью стратегии подбора, которую она применяет для привлечения кандидатов. Используемые методы должны регулярно пересматриваться в соответствии с потребностями компании и ее стратегическим направлением. Вместо того чтобы полагаться исключительно на какой-нибудь один канал подбора персонала, компании должны прибегать к многоканальному подходу, пытаясь использовать лучшие черты каждого метода.
Не менее важным моментом, предопределяющим успех поиска, является установление разумных требований к кандидатам. Такие требования должны, прежде всего, гарантированно защитить службу персонала от приема (и последующей обработки) низкокачественной информации.
В то же время чрезмерное ужесточение требований может привести к нехватке входящих кандидатов, что повлечет за собой необходимость в проведении нового поиска либо в неоправданном использовании кадрового резерва предприятия. С тем чтобы избежать неблагоприятного исхода по завершении поиска, целесообразно накапливать поступающую информацию в двух массивах - основном и резервном.
Если по итогам поиска выяснится, что в основном массиве накопилось достаточное количество информации для надлежащего проведения следующего этапа - этапа отбора кандидатов, то информация из резервного массива хранится до минования надобности.
Отбор персонала - это совокупность мероприятий, нацеленных на выявление из числа допущенных к отборочным мероприятиям кандидатов, наиболее подходящих по своим профессиональным и личным качествам для работы на предприятии.
При отборе определяется соответствие возможностей и взглядов кандидатов условиям и особенностям работы на конкретной должности.
При нормальном (без специальных протекций) отборе, естественно, предпочтение отдается соискателю, который более других кандидатов соответствует предъявляемым требованиям. Таким образом, основная цель отбора - набрать работников с нужной квалификацией и необходимыми личностными качествами, способных решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно.
Примерный состав мероприятий по отбору персонала включает:
- формулирование задач этапа;
- проведение установочного
совещания с работниками
- выбор технологии отбора;
- уточнение основных и
второстепенных критериев
- уточнение порядка принятия
решений об одобрении (
- обработку информации о кандидатах, выявленной (полученной) в процессе мероприятий отбора;
- подготовку и выдачу
(в установленной форме)
- подведение итогов этапа поиска.
Отбор персонала организуется группой отбора или специально уполномоченным для этой цели лицом - например, одним из менеджеров по персоналу.
Формулирование задач производится с учетом результатов выполненного ранее поиска персонала. Исходя из содержания и объема задач начальником группы (непосредственным исполнителем) определяется технология отбора персонала. Поясним, что основное отличие технологий отбора друг от друга состоит в количестве «барьеров», устанавливаемых на пути кандидатов. Чтобы отбирать, необходимо сравнивать. Для сравнения же нужна определенная система оценивания.
Важными критериями отбора являются: социальный статус и возраст кандидата, его профессиональный опыт, профессионально важные качества и личностные особенности. Существенную помощь в уточнении критериев отбора может оказать анализ рабочей ситуации, в которой предстоит работать кандидату в случае успешного прохождения отбора. При разработке или выработке критериев отбора следует учитывать основные составляющие рабочей ситуации. Процесс отбора обычно состоит из нескольких ступеней (этапов) представленных на рисунке 1.
Этапы процедуры. |
Выявляемые характеристики. |
Пул претендентов. |
Очевидные отклонения во внешнем виде и поведении. |
Предварительное собеседование. |
Наличие необходимого образования и рабочего опыта. |
Анализ биографических данных. |
Наличие необходимых способностей, знаний и навыков, наличие личностных характеристик, деловых качеств, необходимых для работы.
|
Тестирование, интервью. |
Оценка установок, рабочей морали и профессиональной этики кандидата. |
Комплексная система отбора включает в себя следующие методы:
- предварительный отбор
(анализ информации о
- сбор информации о
кандидате от других людей
(от предыдущего руководителя
или коллег). Зачастую от предыдущего
руководителя или коллег
- личностные опросники;
- психометрия и тесты:
интеллекта, специальных способностей,
интересов, профессиональные и
имитационные, психологические тесты
и др. В каждом конкретном случае
разрабатывается специальная
- групповые методы отбора (пробные задания или игровые методы);
- экспертные оценки;
- решение проблем;
- собеседование / интервью.
Интервьюирование кандидата, в
той или иной мере
Подчеркнем, что, как и в случае с поиском работников, обоснованный выбор инструментов отбора позволяет не только сократить временные затраты службы персонала на выполнение соответствующих мероприятий, но и максимально точно определить персональный состав наиболее подходящих для работы на предприятии кандидатов. Заметим, кроме того, что применение отборочного инструментария требует от работников службы персонала тщательной, многосторонней подготовки.
Анализируя информацию о кандидатах после того, как они прошли батарею методов отбора, для принятия окончательного решения необходимо иметь возможность не только установить степень соответствия кандидатов установленным критериям, но и сравнить кандидатов друг с другом.
Принятию взвешенного и обоснованного решения относительно преимущества одних кандидатов перед другими помогает использование продуманной системы оценки.
Система оценки кандидатов на вакантные должности должна обладать следующими характеристиками:
- она должна быть основана
на точной информации и давать
многостороннюю оценку
- она должна стимулировать
тех, кто производит отбор к
тому, чтобы обосновывать свой
выбор, ориентируясь на
- она должна помогать
работникам организации,
- она должна быть продолжением
сложившейся в организации
Таким образом, несмотря на отличия в названиях и содержании отборочных мероприятий, их объединяет общее функциональное назначение, по сути, все они позволяют организаторам рекрутинга за относительно короткий промежуток времени (в большинстве случаев - от нескольких дней до нескольких недель) как можно лучше познакомиться с кандидатом на вакантную должность, объективно оценить его служебно-деловые качества, сравнить результаты оценки на предмет соответствия предъявляемым предприятием требованиям, после чего, сопоставив с результатами оценки других кандидатов, принять решение о предоставлении или отказе в предоставлении работы.
Информация о работе Основные методы наема и отбора персонала