Основные методы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:01, контрольная работа

Описание

Мировой опыт управления качеством продукции показал, что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов. Поэтому отмечается тенденция к все более тесному взаимодействию изготовителя изделий с поставщиками сырья, материалов, комплектующих деталей. Это имеет место, как в развитых, так и развивающихся странах, хотя и в разной форме. Не случайно процедуру выбора поставщика международный стандарт предлагает как элемент системы обеспечения качества.

Содержание

Введение
1 Основные методы управления качеством………………………………….4
1.1 Классификация методов управления качеством………………………....6
1.2 Организационно-распорядительные методы управления качеством ….7
1.3 Инженерно-технологические методы управления качеством………….9
1.4 Экономические методы управления качеством…………………………11
1.5 Социально-психологические методы управления качеством………….13
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

ФГБОУ ВПО Калининградский государственный.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)
     
    1. Инженерно-технологические  методы управления качеством
 

     По  существу все инженерно-технологические  методы можно подразделить на взаимосвязанные между собой способы управления качеством технологических процессов и контроля качества выпускаемой продукции, а также на способы их совокупного использования. Современное состояние науки и техники позволяет осуществлять управление качеством разнообразными инженерно-технологическими методами, и конкретный их выбор во многом зависит от свойств управляемого объекта. Все эти методы управления качеством условно можно классифицировать на автоматические, автоматизированные, механизированные и ручные. Наиболее приемлем для более полного удовлетворения требований потребителей целенаправленный автоматический метод управления качеством. При использовании этого метода отклонения процессов от заданных параметров и соответствующие действия (управляющие меры) определяются, вырабатываются и воздействуют на объект автоматически с помощью технических устройств. Следует отметить, что данный метод является самым перспективным как для управления технологическими процессами, так и особенно для технического контроля качества продукции. В последнем случае применение автоматическою метода особенно важно, гак как он не позволяет пропускать ни одного дефектного и бракованного изделия. Использование автоматического технического контроля качества продукции обязывает изготовителя применять неразрушающие методы контроля. Однако в некоторых случаях могут применяться на определенных стадиях производства разрушающие способы контроля.

     Наряду  с указанными способами в практике управления качеством широко используются также статистические методы. Они представляют собой взаимосвязанный комплекс методов отслеживания качества на основе статистических данных:

  • статистическое регулирование;
  • статистический приемочный контроль;
  • статистический анализ;
  • статистическая оценка качества.

     Первые  два метода можно отнести к  основным, которые непосредственно используются при управлении качеством, а два последних — как вспомогательные при решении задач двумя предыдущими.

     Для эффективного использования инженерно-технологических методов непереоценимое место занимает метрологическое обеспечение. При реализации технологических методов управления качеством часто используют графические методы, в том числе метод контрольных карт. Графики, построенные в виде контрольных карт, отличаются от обычных наличием специфических линий на них, которые указывают границы регулирования (контрольные границы). Контрольные карты используются при контроле качества продукции и регулировании технологических процессов. В зависимости от вида контроля различают контрольные карты по количественному (в том числе альтернативному) и качественному признакам. В первом случае используются численные значения показателей качества всей группы единиц продукции, во втором — всю группу единиц продукции делят на несколько подгрупп и решение о контролируемой партии принимают в зависимости от соотношений качества различных подгрупп. При использовании метода статистического анализа часто находят применение диаграммы Парето. Он наиболее часто используется при выявлении причин и факторов, позитивно или негативно влияющих на обеспечение и эффективность управления качеством, наглядно показывая при этом значимость каждой из причин или фактора в порядке уменьшения. В частности, с помощью этих диаграмм можно по всем видам брака для конкретной продукции объективно и полно оценить потери предприятия и установить важность тех или иных факторов в показателях качества продукции. Этот метод является также эффективным средством выработки управляющих воздействий в целях обеспечения уровня качества разрабатываемой и изготавливаемой продукции, профилактики и предупреждения брака на производстве. Диаграммы Парето дают возможность объективно показать фактическое состояние производства на отдельных участках и решить целый комплекс вопросов, связанных с качеством, в том числе определить:

  • число случаев брака по его видам;
  • суммы потерь от брака;
  • затраты времени и материальных средств на исключение брака;
  • содержание поступающих рекламаций;
  • число случаев отказа изделий в процессе их транспортирования;
  • затраты, обусловленные удовлетворением рекламаций и т.д.

     Кроме этого, они позволяют найти суммы по отдельным статьям производственной сметы, затраты на производство (сырье и материалы, вспомогательные материалы, затраты труда) и др. Следует отметить, что развитие в России рыночных отношений объективно требует более широкого использования экономических методов УК. Это является важнейшим условием выживания и процветания предприятий в рыночных отношениях. 

     
    1. Экономические методы управления качеством
 

     Экономические методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной (реже - непроизводственной) деятельности. В отличие от организационно-административных эти методы управления ориентированы не столько на административное влияние (указы, распоряжения, указания и т.п.), сколько на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Значимость экономических методов управления резко возрастает в условиях развития рыночных отношений, ориентированных на получение прибыли и возможно более высокого дохода.

     В группу экономических включают следующие  методы управления качеством:

  1. финансирование деятельности в области управления качеством (кредитование разработок новаций в области управления качеством, новых и модернизируемых видов продукции; ссуды, определение стоимости, калькуляция, соизмерение затрат и результатов);
  2. хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;
  3. экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям;
  4. бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг, а также разработка соответствующих для них требованиям стандартизации и сертификации качества;
  5. ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;
  6. образование фондов экономического стимулирования качества, в том числе фондов поощрения и премирования за качество, создание и модернизация продукции, техники и технологии;
  7. применение системы оплаты труда и материального поощрения с учетом его качества на каждом рабочем месте производственной системы и систему управления в целом;
  8. использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой ими продукции и оказываемых услуг.

     Один  из примеров использования экономического метода — материальное стимулирование: в ответ на предварительно авансированное повышение зарплаты можно ожидать более ответственного отношения работника к качеству своего труда, большего энтузиазма и как результат — более высокого качества выпускаемой продукции. Такой подход можно сформулировать следующим образом: более высокая зарплата — более высокое качество продукции. Это противоречит ныне повсеместно используемому подходу высокая эффективность — высокая зарплата. Тем не менее подтверждением полезности и эффективности такого подхода могут быть результаты, достигнутые, например, японской корпорацией Омрон. Однако опыт этой корпорации показал необходимость использования данного методического подхода дифференцированно, проведения всесторонней оценки труда каждого, недопущения уравнительности и субъективности.

     Реализация  этого подхода в широком масштабе может в итоге увеличить спрос и покупательские возможности населения (в связи с повышением зарплаты), что соответственно увеличивает объемы реализации продукции, валовой доход и массу прибыли предприятий (в том числе и того предприятия, где использован этот метод). Объемы продаж увеличиваются не только из-за повышения качества продукции, но и за счет уменьшения себестоимости (затем соответствующего снижения цены) и увеличения объемов производства. Все это станет вполне реальным следствием цивилизованных производственных отношений, взаимосвязанных с реализацией данного метода. 

     1.5 Социально-психологические  методы управления  качеством 

     Социально-психологические  методы управления качеством основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально-психологическими процессами для достижения целей в области качества.

     Среди социально-психологических методов  следует отметить следующие:

  1. способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива, а также коллективов
  2. подразделений по улучшению качества и совершенствованию управления им;
  3. формы морального стимулирования высокого качества результатов труда;
  4. приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, рационального стиля управления качеством, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;
  5. способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества;
  6. приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, направленных на достижение требуемого качества;
  7. способы сохранения и развития традиций предприятия по обеспечению необходимого качества;
  8. приемы вовлечения членов трудовых коллективов в управление качеством.

     Современное состояние науки и техники  позволяет осуществлять управление качеством разнообразными технологическими методами, и конкретный их выбор во многом зависит от свойств управляемого объекта. Все технологические методы управления качеством можно классифицировать на автоматические, автоматизированные, механизированные и ручные.

     Наиболее  приемлем для самого полного удовлетворения требований потребителей автоматический метод управления качеством когда отклонения процессов от заданных параметров и управляющие меры определяются, вырабатываются и воздействуют на объект автоматически с помощью технических устройств. Наряду с ним в практике управления качеством широко используются также статистические методы.

     При реализации технологических методов  управления качеством часто используют графические методы, в том числе метод контрольных карт.

     В зависимости от вида контроля различают  контрольные карты по количественному (в том числе альтернативному) и качественному признакам.

 

      Заключение

     Современное представление о качестве изделий  основано на принципе наиболее полного  выполнения требований и пожеланий  потребителя, и этот принцип должен быть заложен в основу проекта  любого изделия. Основная суть управления качеством заключается в том, что ключевым понятием в бизнесе является качество работ, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. И этим качеством необходимо управлять. Естественно, что за такой простой сутью скрывается кропотливая работа как по созданию системы, способной эффективно управлять качеством, так и по созданию условий, при которых это самое качество будет поставлено во главу производственного процесса.

     Что дает управление качеством в России? В течение последних лет, практически во всех областях, рынок товаров и услуг в нашей стране перестает быть "рынком продавца" и становится "рынком покупателя". Список дефицитных товаров и услуг, которые покупатель готов приобретать за их функциональность, учитывая, при принятии решения о покупке качество во вторую очередь, неумолимо уменьшается. Это связано с уменьшением количества монополий, сокращением сроков поставок на российский рынок новейших товаров зарубежных производителей, появлением конкуренции среди отечественных производителей товаров и услуг. Рынок уже не "пуст". Это давно ощущают предприятия торговли, пищевой промышленности, ремонтных услуг. Покупатель, в свою очередь, ощутив преимущества качественных товаров и услуг, все в большей мере руководствуется принципом "лучше меньше да лучше". Качество становится ощутимым преимуществом в конкурентной борьбе. Основной причиной этого является то, что наличие данного сертификата зачастую оказывается обязательным условием участия предприятия в международных тендерах, получения льготных страховок и кредитов, получения национального сертификата соответствия на продукцию, снижение расходов на страхование контрактов. Но внедрение процедур управления качеством в организации дает не только эти преимущества. Самое главное, что концепция Всеобщего Управления Качеством рассматривается как основной момент, обеспечивающий успех в конкурентной борьбе. Таким образом, обеспечение качества - комплексное руководство всеми фазами деятельности, от замысла до выпуска готовой продукции.

     Главная проблема при внедрении процедур управления качеством, как правило, - персонал. Внедрение процедур повышения качества требует, зачастую, изменения корпоративной культуры предприятия. В первую очередь культуры и квалификации управляющего персонала среднего звена. Именно от этой группы управляющих зависит, удастся или нет вовлечь рядовых сотрудников в процесс тотального совершенствования технологий и контроля качества, внедрить в сознание понимание того, что повышение качества ведет к снижению затрат.

 

      Список использованной литературы: 

  1. Басовский Л.Е. , Протасьев Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  2. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством:17 - модульная программа для менеджеров “Управление развитием организации”. Модуль 5. – М.: ИНФРА – М, 2000.
  3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации сертификации и метрологии. Учебное пособие. – М.: Юнити, 2000.
  4. Мазур И.И. Шапиро В.Д. Управление качеством. – М.: Высшая школа, 2003. –
  5. Мишин В.М. Управление качеством. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. –
  6. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004.
  7. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2002.
  8. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2002.
  9. Швандар В.А., Панов В.П., Купряков Е.М. Стандартизация и управление качеством. – М.: Юнити, 2000. –

10.Всеобщее Управление Качеством: Учебник /О. П. Грудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров и др. – М.: Радио и связь, 1999 

Информация о работе Основные методы управления качеством