Основные показатели эффективности стилей управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 12:57, курсовая работа

Описание

Единство методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические).

В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так не существует и двух менеджеров с одинаковым стилем руководства.

Содержание

Введение

Глава 1. Стиль управления: понятие и факторы формирования

Понятие стиля управления
Стили управления и их характеристика
Факторы, влияющие на стиль управления
Глава 2. Основные показатели эффективности стилей управления

2.1 Формирование эффективного стиля управления

2.2 Пример управленческой деятельности руководителя в управленческой деятельности

2.3 Стиль управления в инновационном общеобразовательном учреждении

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 46.04 Кб (Скачать документ)

Введение

Глава 1. Стиль управления: понятие и факторы формирования

    1. Понятие стиля управления
    2. Стили управления и их характеристика
    3. Факторы, влияющие на стиль управления

Глава 2. Основные показатели эффективности стилей управления

          2.1 Формирование эффективного стиля управления

          2.2 Пример управленческой деятельности руководителя в   управленческой деятельности

          2.3 Стиль управления в инновационном общеобразовательном учреждении

     Заключение

     Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Работа  менеджера представляется как выполнение управленческих функций в системе  «человек-человек». Это накладывает  свой отпечаток на выбор стиля руководства. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.

     Слово «стиль» – греческого происхождения. Первоначальное его значение – «стержень для писания на восковой доске», а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – это своего рода «почерк» в действиях менеджера.

     Более полное определение понятия «стиль руководства» – относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.

     Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

     Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.

         Как видим, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками.

        Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами. Кроме того, метод управления более подвижен и чувствителен к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства.

     Единство  методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические).

     В процессе трудовой деятельности формируется  некоторый строго индивидуальный «почерк» руководителя, действия которого повторить  в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так не существует и двух менеджеров с одинаковым стилем руководства.

     При этом следует иметь в виду, что  не существует некоего «идеального» стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стиль или симбиоз стилей зависят не столько от личности менеджера, сколько от соответствующей ситуации (ситуативное положение). 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ  ФОРМИРОВАНИЯ

 

    1.1 ПОНЯТИЕ СТИЛЯ  УПРАВЛЕНИЯ

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в  свойственном только ему стиле. Стиль  руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив  к инициативному и творческому  подходу к выполнению возложенных  на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.

       Слово “стиль” греческого происхождения.  Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении  “почерк”. Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода “почерк” в действиях менеджера.

       Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели. Одной из составляющих функций управления является лидерство (руководство).

       Стиль руководства – индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

       Стиль отличается устойчивостью, которая  проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта  устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица. Но при всей их значимости особенности личности не исключают другие компоненты, формирующие стиль управления. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, но стиль всегда имеет и общую объективную основу.

       Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме  этого существуют и другие объективные  компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика  сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты  исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности  и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля  показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции  и функции регулирования взаимоотношений  в коллективе, характер сложившихся  в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.

       Существуют  два похода к изучению стиля руководства.

       1. Поведенческие теории, рассматривающие проблему с позиции поведения руководителя, стремящегося эффективно организовать деятельность подчиненных ему работников.

       2. Ситуационные теории, исследующие стиль руководства в контексте ряда ситуационных факторов. К таким факторам относятся ясность и характер задания, объем имеющейся у руководителя информации, личные качества подчиненных, наличие профсоюза и т.п.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2.  Стили управления  и их характеристика 

      Стиль работы руководителя - это совокупность повторяющихся конкретных приемов и способов управленческого воздействия, применяемых руководителем в процессе управления и определяющих особенности отношения людей к его действиям.

      С другой стороны - это индивидуальная форма реализации социально-политических, социально-экономических и социально-психологических  отношений в процессе руководства  людьми.

      Именно  в стиле руководства находят  свое отражение внутренняя культура, знания, опыт руководителя. Стиль руководства  оказывает существенное влияние  на психологический климат коллектива. Стиль так тесно связан с личностью  руководителя, что его иногда называют почерком управленческой деятельности.

      Существует  несколько классификаций стилей руководства. Первая и наиболее известная  классификация выделяет авторитарный, либеральный и демократический  стили.

      Авторитарный  (директивный) стиль связан с чрезмерным преувеличением роли руководителя. Характеризуется централизацией власти, приверженностью к единоначалию. Руководитель обычно сам решает все вопросы, не учитывает мнение других. Для этого стиля руководства характерна чрезмерная требовательность к подчиненным, которая ограничивает их инициативу и самостоятельность. Руководство осуществляется не методами разъяснения и убеждения, а методами принуждения.

      К сожалению, довольно большое число  современных молодых руководителей  рассуждает именно так и поэтому  выбирает авторитарный стиль. Однако эффективность  такого стиля весьма низка при  наличии большого коллектива квалифицированных  сотрудников, и может применяться  только к ограниченному контингенту  работников нетворческого психологического типа.

      Либеральный стиль характеризуется тем, что руководитель старается не вмешиваться в работу своих подчиненных, не требует ответственности за невыполнение задач исполнителями, пускает работу на самотек, не желает принимать на себя ответственность. Иногда этот стиль называют попустительским.

      Демократический стиль характеризуется партнерскими отношениями в коллективе, привлечением подчиненных к обсуждению и подготовке решений по основным направлениям деятельности коллектива, взаимным распределением прав и обязанностей, развитием самостоятельности и инициативы подчиненных при выполнении принятых решений, расширением взаимного контроля.

      Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.

      Классификация стилей может быть проведена по вариантам  принятия управленческих решений, по способам осуществления управленческих воздействий  и по другим критериям.

      Стиль руководства чаще всего не может  быть выбран, он является функцией многих аргументов, зависит от следующих  факторов и условий:

      - господствующего стиля управления  отраслью, регионом, страной; 

      - стиля работы вышестоящих руководителей; 

      - уровня управления;

      - подготовленности руководителя  к работе на занимаемой должности; 

      - индивидуальных особенностей руководителя (его темперамента, характера, знаний, опыта и т.п.);

      - социально-психологических особенностей  исполнителей;

      - уровня развития коллектива;

      - социальных, демографических, материальных, природных и других условий;

      - стиля работы в аналогичных  организациях, подразделениях, аппаратах  управления.

      С помощью стиля руководства можно  значительно улучшить работу организации, подразделения, аппарата управления, но можно и существенно ухудшить.

      Следует помнить, что не существует универсального стиля управления одинаково подходящего  для осуществления руководства  разными людьми Хороший руководитель - это хороший психолог, который в нужный момент выбирает тот стиль управления, который в наибольшей мере отвечает требованиям конкретной управленческой ситуации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные показатели эффективности стилей управления