Основные понятия и категории управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 13:05, курсовая работа

Описание

Управление качеством - это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла продукции, а также взаимодействием с внешней средой.

Содержание

Введение
1. Основополагающие понятия по управлению качеством: управление, обеспечение, улучшение, прослеживаемость и идентификация качества
2. Понятие качества
3. Понятие и категории управления качеством
4. Термины и определения в области управления качеством
5. Принципы управления качеством
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.39 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат на тему: «Основные понятия и категории управления качеством» 
 

 

     Оглавление 
 

     Введение

1. Основополагающие понятия по управлению качеством: управление, обеспечение, улучшение, прослеживаемость и идентификация качества

2. Понятие качества

3. Понятие и категории управления качеством

4. Термины и определения в области управления качеством

5. Принципы управления качеством

Заключение

Список  литературы 
 
 
 

 

     

     Введение

     Качество - это совокупность характеристик  объекта, относящихся к его способности  удовлетворять установленным или  предполагаемым требованиям. Качество продукции в последнее время  приобретает все большее значение в связи с интеграцией рынка, научно-техническим прогрессом и, как  следствие, постоянно возрастающими  требованиями потребителей. Параметров, определяющих качество товара, большое  множество, и для каждого они  различны, возникла необходимость развития такого течения в менеджменте, как  управление качеством.

     Управление  качеством - это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла  продукции, а также взаимодействием  с внешней средой.

     В результате во всем мире стали разрабатываться  системы качества продукции, которых  на настоящий момент насчитывается  уже несколько сотен. Их общей  задачей является выпуск товаров, соответствующих  требованиям потребителей по всем параметрам. В России разработка систем качества началась с середины XX в., но все они  оказались малоэффективны, так как  уделялось слабое внимание мотивации  работников. С 1997 г. начали разрабатываться  системы качества в соответствии с требованиями международной организации  по стандартизации ИСО. Данная организация  начала свою деятельность еще в 1946 г., но к системам качества приступила относительно недавно. Основополагающим принципом любой системы качества является постоянное совершенствование  качества продукции, так как иначе  затраты на нее будут бессмысленными в связи с постоянно возрастающими  требованиями покупателей. Наибольшее распространение как во всем мире, так и в России получили такие  системы качества, как QMS (Quality Management System) и TQM (Total Quality Management).

     1. Основополагающие понятия по  управлению качеством: управление, обеспечение, улучшение, прослеживаемость  и идентификация качества

     Независимо  от используемого подхода любое  управление, как известно, заключается  в выработке управленческих решений  и их выполнении посредством соответствующих  воздействий на управляемые объекты. Поэтому управление качеством следует  рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий  на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом. Здесь процесс следует  понимать в качестве совокупности взаимосвязанных  или взаимодействующих видов  деятельности, преобразующих входы  в выходы. Такое определение является более универсальным и применимо  для характеристики управления качеством  как для условий рынка, так  и для смешанной экономики, чем  то, которое дано в

     ГОСТ  Р ИСО 9000—2001: Часть менеджмента  качества, направленная на выполнение требований к качеству. Последнее  определение больше подходит к контролю качества.

     В теории и на практике широко используется понятие обеспечение качества, согласно ГОСТ Р ИСО 9000—2001 оно характеризуется  как часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут  выполнены. По существу, это процесс  разработки и выполнения совокупности планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания этой уверенности. В традиционно  сложившемся понимании обеспечение  качества трактуется применительно  только к изготовлению продукции, но его следует рассматривать значительно  шире. Комплекс воздействий по обеспечению  качества должен охватывать мероприятия  по разработке, производству и использованию  продукции, удовлетворяющей определенным требованиям по качеству на всех стадиях ее производственной деятельности, создающей доверие потребителей к изготовителю.

     Для правильного решения проблем  в области КП необходимо более  четко понимать сущность часто используемых терминов повышение качества и улучшение  качества. Принято считать, что повышение  качества может осуществляться в  основном при разработке продукции  или ее модернизации, т.е. при внесении существенных конструктивных изменений, а улучшение качества может достигаться, как правило, изменениями технологического характера и более эффективными управляющими воздействиями. Вместе с  тем в стандартах на СМК улучшение качества характеризуется как часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству. Такая трактовка улучшения качества, по существу, включает в себя содержание термина повышение качества. Однако очевидно, что объектом управления при улучшении качества может быть любой элемент производственной подсистемы или СМК на каждой стадии жизненного цикла продукции.

     С введением международных стандартов в качестве государственных стали  часто применяться такие термины, как прослеживаемость, идентификация, СМК и ряд других.

     Прослеживаемость  понимается, как возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается (ГОСТ Р ИСО 9000—2001). Прослеживаемость продукции во многом обеспечивается ее идентификацией, которая представляет собой процедуру маркировки и этикетирования сырья, материалов, комплектующих изделий и пр. 
 
 
 

     2. Основные понятия и категории управления качеством

     Понятие качества.

     Под управлением качеством продукции  понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях  на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

     Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным  стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление  качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество  – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с ее назначением».

     Покупатель  считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления  независимо от того, какие специфические  потребности ей предназначалось  удовлетворять.

     До  недавнего времени при решении  проблем качества предприятия ориентировались  на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка. Вместе с тем, следует отметить, что отечественная система управления качеством внесла существенный вклад  в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. В этом вопросе отечественный  опыт учтен при разработке международных  стандартов по системам качества.

     Система качества, регламентированная международным  стандартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный  цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие  элементы системы, как маркетинг, материально-техническое  обеспечение, сбыт, обслуживание.

     Системный подход к управлению качеством продукции  предполагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управления предприятием.

     Система управления качеством продукции  представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание  высокого уровня качества продукции. Система  управления качеством продукции  включает следующие функции:

  1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.
  2. Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.
  3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.
  4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

     Качество  продукции как экономическая  категория тесно связано с  такой характеристикой, как потребительная стоимость. С точки зрения экономической  теории потребительная стоимость рассматривается  как совокупность полезных свойств  товара, то есть его полезность; качество же продукции отражает степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Поэтому  качество неразрывно связано с потребительной стоимостью, однако не тождественно ей. Качество характеризует одно или  одновременно несколько свойств  потребительной стоимости, а потребительная стоимость охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связанных  с удовлетворением той или  иной потребности, то есть является более  широким понятием.

     С точки зрения степени использования  совокупности потребительских свойств  продукции следует также различать  понятия «качество» и «полезный  эффект». Качество - потенциальная способность  товара удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект — действительная (фактическая) способность товара ее удовлетворять.

     Показатель  качества продукции — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество продукции, рассматриваемая  применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

     Квалиметрия – научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология  и проблематика комплексной, количественной оценки качества объектов любой природы.

     Квалиметрия – область практической и научной  деятельности, связанная с разработкой  теоретических основ и методов  измерения и количественной оценки качества.

     Объект  квалиметрии - это исследование принципов  и методов оценки качества, а предмет - совокупность составляющих качество свойств предметов и процессов, с которыми человек контактирует в своей практической деятельности.

     Квалиметрия как наука переживает период становления, чем объясняется отсутствие единого  мнения по ряду вопросов. Являясь в  значительной степени научной дисциплиной  межотраслевого характера, квалиметрия  по многим вопросам смыкается с конкретными  инженерными дисциплинами: стандартизацией, метрологией, экономикой, организацией производства, правом, психологией  и др., а в ее аппарат включается целая группа мат. теорий.

     Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие  от товара-конкурента как по степени  соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

     Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими  конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров  связаны не только с качеством  и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут  быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания. 

     3. Понятие и категории управления качеством 

     Механизм  управления качеством продукции  представляет собой совокупность взаимосвязанных  объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и  функций управления на различных  этапах жизненного цикла продукции  и уровнях управления качеством.

     Непосредственными объектами управления являются в  данном случае показатели и характеристики качества продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла.

     Субъектами  управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие  на различных иерархических уровнях  и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми  принципами и методами управления.

     Важнейшим источником роста эффективности  производства является постоянное повышение  технического уровня и качества выпускаемой  продукции. В любой стране мира высококачественная продукция оценивается высоко и  имеет спрос у потребителя. Поэтому  новейший подход к стратегии производства и предпринимательства состоит  в понимании того, что качество является единственным и самым эффективным  средством в борьбе с конкурентами, удовлетворении требований потребителей, снижении издержек производства. А  для достижения высокого уровня качества продукции необходимо уметь управлять  качеством.

Информация о работе Основные понятия и категории управления качеством