Основные понятия и категории управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 13:05, курсовая работа

Описание

Управление качеством - это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла продукции, а также взаимодействием с внешней средой.

Содержание

Введение
1. Основополагающие понятия по управлению качеством: управление, обеспечение, улучшение, прослеживаемость и идентификация качества
2. Понятие качества
3. Понятие и категории управления качеством
4. Термины и определения в области управления качеством
5. Принципы управления качеством
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.39 Кб (Скачать документ)

     Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен  объект управления, но и чтобы четко  были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше  осознать и организовать весь процесс.

     В отношении управления качеством  продукции следует выделить как  минимум следующие категории:

     Объект  управления - качество продукции. Иногда в качестве объекта выступает  конкурентоспособность, технический  уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать вся  совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное  свойство.

     Цель  управления - уровень и состояние  качества продукции с учетом экономических  интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств  и какой уровень качества следует  задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень соответствовали характеру  потребности. При этом возникают  вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости  и прибыльности продукции для  её разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что  напрямую связано с конкурентоспособностью.

     Субъект управления - управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

     Методы  и средства управления - способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая  достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Управление качеством использует следующие  четыре типа методов:

  1. экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;
  2. методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой - взыскание за причиненный ущерб от недостаточности показателей ее качества;
  3. организационно - распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации;
  4. воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.

     Выбор методов управления качеством продукции  и поиск их наиболее эффективного сочетания - один из самых творческих моментов в создании систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих  в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого  фактора. 

     4. Термины и определения в области управления качеством 

     Основные  определения в области управления качеством регламентированы ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.

     Свойство  продукции – объективная особенность  продукции, которая может проявляться  при ее создании, эксплуатации или  потреблении.

     Качество  продукции – совокупность свойств  продукции, обусловливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с ее назначением.

     Показатель  качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно  к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

     Признак продукции – качественная или  количественная характеристика любых  свойств или состояний продукции.

     Параметр  продукции – признак продукции, количественно характеризующий  любые ее свойства или состояния.

     Единичный показатель качества продукции –  показатель качества продукции, характеризующий  одно из ее свойств.

     Комплексный показатель качества продукции –  показатель качества продукции, характеризующий  несколько ее свойств.

     Определяющий  показатель качества продукции –  показатель качества продукции, по которому принимают решение оценивать  ее качество.

     Интегральный  показатель качества продукции –  показатель качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффекта  от эксплуатации или потребления  продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или  потребление.

     Оценка  уровня качества продукции – совокупность операций, выключающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой  продукции, определение значений этих показателей и сопоставление  их с базовыми.

     Оценка  технического уровня продукции –  совокупность операций, включающая выбор  номенклатуры показателей, характеризующих  техническое совершенство оцениваемой  продукции, определение значений этих показателей и сопоставление  их с базовыми.

     Годная  продукция – продукция, удовлетворяющая  всем установленным требованиям.

     Дефект  – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

     Индекс  дефектности продукции – комплексный  показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый интервал, равный среднему взвешенному коэффициентов  дефектности этой продукции.

     Управление  качеством продукции – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в  целях установления, обеспечения  и поддержания необходимого уровня ее качества.

     Система управления качеством продукции  – совокупность управляющих органов  и объектов управления, взаимодействующих  с помощью материально-технических  и информационных средств при  управлении качеством продукции.

     Государственная аттестация продукции – система  организационно-технических и экономических  мероприятий, предусматривающих отнесение  продукции к категориям качества и направленных на планомерное повышение  ее качества и своевременное внедрение  научно-технических достижений.

     Прогнозирование качества продукции – определение  вероятных значений показателей  качества продукции, которые могут  быть достигнуты к заданному моменту  или в течение заданного интервала  времени.

     Планирование  качества продукции – установление обоснованных заданий по выпуску  продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент времени или в течение заданного  интервала времени.

     Контроль  качества продукции – проверка соответствия показателей качества продукции  установленным требованиям.

     Надзор  за качеством продукции – контроль качества продукции, осуществляемый специальными органами.

     Квалиметрия – область науки, предметом которой  являются количественные методы оценки качества продукции. 

 

     5. Принципы управления качеством 

     В основу международных стандартов ИСО  серии 9000:2000 положены восемь принципов  управления качеством. Ниже изложено содержание этих принципов всеобщего управления качеством.

     Принцип 1. Ориентация (или фокус) на потребителя. В основе этого принципа — анализ рынка и потребностей потребителей. Результаты анализа служат механизмом, запускающим производство. Выпуская продукт, уже не ограничиваются выполнением  формальных требований заказчика, а  пытаются предугадать его желания.

     Принцип 2. Лидерство. Лидерство – ключевой принцип системы менеджмента  качества, без которого система менеджмента  качества (СМК) скорее фикция, чем реальность. Управление предприятием, руководство  проектами, создание, внедрение и  эксплуатация СМК – это области  деятельности, где необходимо лидерство. С представлением о лидерстве  тесно связана концепция ответственности. Ответственность нельзя установить приказом. Ее можно только взять  на себя добровольно. Однако ответственность  необходимо подкреплять полномочиями. При этом важно постоянно соблюдать  баланс между взятой на себя человеком  добровольно ответственностью и  данными ему полномочиями.

     Принцип 3. Вовлечение персонала. Вовлечение персонала  на практике означает систематическую  возможность каждого сотрудника участвовать в выработке и  реализации управленческих решений. Такая  возможность рождает в людях  чувство ответственности и сопричастности, которое усиливает мотивацию  к творческому труду. Следствие  такого подхода – принцип отказа от идеи наказания. Сотрудников не имеет  смысла наказывать за просчеты менеджмента. Этот подход порождает инициативу и  является основой корпоративной  культуры.

     Принцип 4. Процессный подход. Все виды деятельности в организации рассматриваются  как процессы. Процессы – это  логически упорядоченные последовательности шагов (работ, этапов, элементов), преобразующих входные данные в выходные данные. Такое понимание процессов близко к представлению об алгоритмах, и это дает возможность использования информационных технологий для визуализации процессов и полученных результатов для своевременного принятия управленческих решений.

     Принцип 5. Системный подход. Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, постоянного планирования и доведения планов до каждого  рабочего места, с тем, чтобы можно  было анализировать и корректировать их выполнение по xoдy дела. Этот принцип  предполагает представление организации  как системы взаимодействующих  динамических процессов. С системным  подходом связана и проблема оценивания результатов деятельности организации. Долгое время в этой области господствовал  финансовый подход. Сейчас стало очевидно, что к финансовым показателям  следует добавить показатели удовлетворенности  потребителей, показатели эффективности  бизнес-процессов, а также показатели потенциала роста фирмы и квалификации персонала. Система таких показателей  называется сбалансированной системой показателей.

     Принцип 6. Непрерывное улучшение. При систематическом  улучшении процессов постепенно появляется возможность снижения потерь и соответственно цены продукции  за счет растущего «зазора» между  себестоимостью и ценой. Такое снижение цены ведет к расширению рыночной ниши, что, в свою очередь, приводит к снижению себестоимости за счет эффекта масштаба. Этот механизм называют цепной реакцией Деминга. Постоянное улучшение  начинается с человека, с совершенствования  его личных качеств, знаний, навыков  и умений. Наиболее важный аспект непрерывного совершенствования – это обучение персонала.

     Принцип 7. Подход к принятию решений на основе фактов. Принимать решения на основе фактов – значит отличать достоверные  факты от ложных или сомнительных. Основа этого подхода – измерения, производимые для получения данных о процессах, и одновременно накапливание информации, которая постепенно превращается в знания.

     Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип нацелен на создание новых отношений с поставщиками. При постоянных отношениях с поставщиками можно говорить об управлении цепочками  добавленных ценностей для потребителей. Действительно, поиск поставщика и  налаживание отношений с ним  – дело долгое и дорогое. Всегда следует стремиться к постоянным отношениям с поставщиками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Проведя данную работу мы ознакомились с главными понятиями управления качеством, а  именно управлением, обеспечением, улучшением, прослеживаемостью и идентификацией качества.

     В результате, можно заключить, что  качество касается как всех функций  компаний, так и каждого работающего  в них сотрудника, всех направлений  деятельности компаний (производственной, коммерческой, индивидуальной и услуг).

     Качество - это:

     - мотивация и ответственность,  и как следствие, методы и  деятельность компании должны  основываться на интересах заказчиков;

     - цель, которая достигается только  совершенной организацией, поскольку  для обеспечения конкурентоспособности  компания должна отвечать требованиям  и ожиданиям заказчиков;

Информация о работе Основные понятия и категории управления качеством