Основные принципы эффективного управления собственностью корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:43, реферат

Описание

Структура корпоративного управления должна обеспечивать равное отношение к акционерам, включая мелких и иностранных акционеров, для всех должна быть обеспечена эффективная защита в случае нарушения их прав.
Структура корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между корпорациями и заинтересованными лицами в создании богатства и рабочих мест и обеспечении устойчивости финансового благополучия предприятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие корпоративного управления…………………………………...7
2. Основные принципы корпоративного управления……………………10
3. Международные принципы корпоративного управления…………….14
Рациональные деловые нормы и корпоративная практика ЕБРР…...14
4.Основные принципу корпоративного управления Евроакционеров….17
5. Глобальны принципы корпоративного управления Калифорнийского открытого пенсионного фонда (CalPRES)………………………………...19
6. Становление корпоративного управления в России…………………...21
7. Особенности нарушения прав акционеров в России…………………..24
Заключение………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………....30

Работа состоит из  1 файл

КОРПОРАТИВНОЕ УПР-ИЕ КУРСОВАЯ.docx

— 68.80 Кб (Скачать документ)

Министерство образования РФ

НОУ ВПО Омская Гуманитарная Академия

Кафедра управления, политики и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Дисциплина: Теория корпоративного управления.

Тема: Основные принципы эффективного управления собственностью корпорации.

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка з/о, 6 курс

менеджмент организации

Зубова Е.С.

Проверила: к.и.н., доцент

Новикова И.В..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2011

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………..3

1. Понятие корпоративного управления…………………………………...7

2. Основные принципы корпоративного  управления……………………10

3. Международные принципы корпоративного  управления…………….14

    1. Рациональные деловые нормы и корпоративная практика ЕБРР…...14

4.Основные принципу корпоративного  управления Евроакционеров….17

5. Глобальны принципы корпоративного управления Калифорнийского открытого пенсионного фонда (CalPRES)………………………………...19

6. Становление корпоративного управления в России…………………...21

7. Особенности нарушения прав  акционеров в России…………………..24

Заключение………………………………………………………………….28

Список использованной литературы……………………………………....30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Характер  и особенности системы корпоративного управления определяются в целом  рядом общеэкономических факторов, макроэкономической политикой, уровнем  конкуренции на рынках товаров и  факторов производства. Структура корпоративного управления также зависит от правовой и экономической институциональной  среды, деловой этики, осознания  корпорацией экологических и общественных интересов. Не существует единой модели эффективного корпоративного управления. В то же время, работа, проведенная в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), позволила выявить некоторые общие элементы, лежащие в основе корпоративного управления.

 В  рекомендательном документе Организации  экономического сотрудничества  и развития ("Принципы корпоративного  управления") определены принципиальные  позиции миссии корпораций, основанные  на этих общих элементах. Они  сформулированы так, чтобы охватить  различные существующие модели. Эти "Принципы" сосредоточены  на проблемах управления, возникших  в результате отделения собственности  от управления. Некоторые прочие  аспекты, касающиеся процессов  принятия решений в компании, такие, как экологические и  этические вопросы, также приняты  во внимание, но в более детальной  форме они раскрыты в других  документах ОЭСР (включая "Руководство"  для транснациональных предприятий, "Конвенцию" и "Рекомендацию  по борьбе со взяточничеством"), а также в документах других международных организаций.

Степень соблюдения корпорациями базовых принципов  надлежащего корпоративного управления становится все более важным фактором при принятии решений по вопросам инвестиций. Особое значение имеют  отношения между практикой управления корпорациями и возможностями компаний находить источники финансирования, используя гораздо более широкий  круг инвесторов. Если страны хотят  воспользоваться всеми преимуществами глобального рынка капитала и  привлечь долгосрочный капитал, методы корпоративного управления должны быть убедительными и понятными. Даже в том случае, если корпорации не полагаются главным образом на иностранные  источники финансирования, приверженность надлежащей практике корпоративного управления поможет укрепить доверие внутренних инвесторов, уменьшить стоимость  капитала и, в конечном итоге, стимулировать  более стабильные источники финансирования.

На корпоративное  управление также воздействуют отношения  между участниками системы управления. Акционеры, имеющие контрольный  пакет акций, которыми могут быть физические лица, семьи, альянсы или  другие корпорации, действующие через  холдинговую компанию или через  взаимное владение акциями, могут существенно  повлиять на корпоративное поведение. Будучи собственниками акций, институциональные  инвесторы все больше требуют  права голоса в управлении корпорациями на некоторых рынках. Индивидуальные акционеры обычно не стремятся пользоваться своими правами по управлению, но их не может не волновать, обеспечивают ли им справедливое отношение акционеры, владеющие контрольным пакетом  акций, и администрация. Кредиторы  играют важную роль в некоторых системах управления и имеют потенциал, чтобы  осуществлять внешний контроль за деятельностью  корпораций. Наемные работники и  другие заинтересованные лица вносят важный вклад в достижение долгосрочного  успеха и результатов деятельности корпораций, тогда как правительства  создают общие институциональные  и правовые структуры корпоративного управления. Роль каждого из этих участников и их взаимодействие варьируется  весьма широко в различных странах. Отчасти эти отношения регулируются законами и подзаконными нормативными актами, а отчасти - добровольным приспособлением  к меняющимся условиям и рыночными механизмами.

Согласно  принципам корпоративного управления ОЭСР структура корпоративного управления должна защищать права акционеров. К основным из них относятся: надежные методы регистрации права собственности; отчуждение или передача акций; получение необходимой информации о корпорации на своевременной и регулярной основе; участие и голосование на общих собраниях акционеров; участие в выборах правления; доля в прибыли корпорации.

Структура корпоративного управления должна обеспечивать равное отношение к акционерам, включая  мелких и иностранных акционеров, для всех должна быть обеспечена эффективная  защита в случае нарушения их прав.

Структура корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права  заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между корпорациями и заинтересованными лицами в  создании богатства и рабочих  мест и обеспечении устойчивости финансового благополучия предприятий.

Современный этап экономического развития России войдет в историю как период «наступления государства на экономику». Еще до начала мирового экономического кризиса в России был принят ряд важных правительственных решений по созданию государственных корпораций и увеличению доли государства в экономике.

Ввиду того, что большинство крупных компаний России являются компаниями с государственным  участием, а государство зачастую является главным акционером, эффективность  управления подобными компаниями напрямую сказывается на состоянии российской экономики. При этом необходимо отметить, что уровень эффективности управления корпорациями с государственным  участием, в большинстве случаев, вызывает серьезные нарекания, как  со стороны государства, так и  со стороны потребителей.

В настоящее  время советы директоров компаний с  государственным участием включают в качестве членов преобладающее  число представителей государственных  органов. Зачастую, один и тот же государственный чиновник является членом совета директоров значительного  числа компаний. В этом случае, конечно, ни о какой эффективности работы не может быть и речи, просто ввиду  физической невозможности осмыслить  и проанализировать необходимый  для эффективного управления этими  компаниями объем исходной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие корпоративного управления.

 

Корпоративное управление — это управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутри- и межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями.

Выделяя корпоративное управление в особый тип, особенности которого обусловлены спецификой корпорации в качестве объекта управления, его определяют как «управление, построенное на приоритетах интересов акционеров и их роли в развитии корпорации, управление, учитывающее реализацию прав собственности, предусматривающее взаимодействие акционеров (корпоративные коммуникации), построенное на стратегии развития корпорации в целом (интересы фирмы подчинены общим интересам), наконец, это управление, которое рождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения».

Главная функция корпоративного управления – обеспечение работы корпорации в интересах собственников, т.е. акционеров, предоставляющих корпорации финансовые ресурсы.

Проблема  корпоративного управления затрагивалась  многими исследователями. Однако пороговыми по выделению ее в отдельную область  исследования стали разработки А. Берли  и Г. Минза. В своей книге «Современная корпорация и частная собственность» (1931 г.) они впервые детально изучили проблему отделения контроля от собственности в т.н. квазипубличных корпорациях.

Необходимо  отметить, что корпоративное управление стало возможным только тогда, когда  произошло четкое отделение собственности  от управления.

Вообще, исследования по корпоративному управлению отражали эволюцию крупных структур, что и обусловило пристальное внимание экономистов к данной проблеме в 80-е годы — годы массовых слияний и поглощений, тенденций к социально ориентированным нормам в правовых системах.

Сущность  корпоративного управления состоит  в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием  корпоративного управления.

В настоящее  время западными учеными предлагается цикл управления фирмой, состоящий  из четырех этапов (рис.1).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Цикл управления фирмой

 

В частности, такую схему предлагают Мескон, Альберт и Хедоури. Однако, такое представление является слишком  урезанным и для такого крупного объединения как корпорация не подходит. Для управления корпорацией используется расширенный цикл управления, содержащий семь этапов (рис.2).

Для осуществления цикла управления, представленного на рис.2, управляющая  компания должна определить и согласовать  с подчиненными предприятиями перечень, структуру и объем информации о функционировании.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Цикл управления корпорацией

 

Управляющая компания определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий направления деятельности своих предприятий в соответствии с общей политикой и интересами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные принципы корпоративного управления.

 

Рассмотрение  вопроса о передовых практиках  корпоративного управления целесообразно  начинать с рассмотрения принципов  корпоративного управления, которые  были первоначально разработаны  одним из крупнейших в мире институциональных  инвесторов - Калифорнийским пенсионным фондом государственных служащих. Позднее  эти принципы приняли в качестве базисных Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а  также Всемирный экономический  форум. В конечном итоге эти принципы были признаны мировыми принципами корпоративного управления.

Для российских компаний с государственным участием, корпоративное управление в которых  не всегда находится на должном уровне, внедрение описанных ниже принципов  корпоративного управления, несомненно, будет способствовать повышению  их капитализации и, в целом, экономической эффективности.

Базовых принципов корпоративного управления всего восемь. Они имеют четкую, апробированную деловой практикой  форму. Раскроем последовательно их содержание.

Первый принцип - максимизация прибыли для акционеров. Это простой принцип: компания работает для того, чтобы ее акционеры получили наибольшую прибыль. Причем, компания должна соблюдать интересы не каких-либо отдельных группы собственников или менеджмента, а всех акционеров в совокупности. В России с этим принципом мало кто считается. Реально он еще не присутствует даже в головах большинства российских менеджеров. Они не осознают всей его важности. Наши компании до сих пор работают не как корпорации, а как предприятия. Приоритеты смещены - менеджеры полагают, что целью работы их предприятия является производство лучшей в мире продукции: самолетов, станков, автомобилей, или чего-то еще. Но акционеров вовсе не интересуют лучшие в мире машины. Они хотят, чтобы вложенные ими деньги принесли им лучший в мире доход. Разумеется, часть этого дохода будет потрачена не на потребление, а на долгосрочное инвестирование, на развитие производства.

Второй принцип - открытость. Для акционеров, а также регулирующих органов (в России им является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг) нужно раскрывать информацию о финансах компании, подготовленную по международным стандартам бухгалтерского учета и аудированную независимым аудитором. Этот принцип соблюдается у нас несколько лучше. У ряда компаний сформировалась потребность иметь прозрачные, аудированные финансы. В России существует несколько корпораций со столь сложной структурой, что их менеджмент сам в состоянии пользоваться только данными, полученными от независимого аудитора, и поскольку такая отчетность готовится, ее иногда представляют акционерам. Однако, в России, по-прежнему сплошь и рядом встречается ситуация, когда финансово-промышленная группа включает в себя аудиторскую компанию, причем именно последняя аудирует финансы «материнской» ФПГ. По результатам исследования, проведенного компанией «Тройка Диалог», из 28 компаний, попавших в выборку, только половина соблюдает принцип открытости, или готовится его соблюдать.

Информация о работе Основные принципы эффективного управления собственностью корпорации