Основные принципы эффективного управления собственностью корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:43, реферат

Описание

Структура корпоративного управления должна обеспечивать равное отношение к акционерам, включая мелких и иностранных акционеров, для всех должна быть обеспечена эффективная защита в случае нарушения их прав.
Структура корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между корпорациями и заинтересованными лицами в создании богатства и рабочих мест и обеспечении устойчивости финансового благополучия предприятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие корпоративного управления…………………………………...7
2. Основные принципы корпоративного управления……………………10
3. Международные принципы корпоративного управления…………….14
Рациональные деловые нормы и корпоративная практика ЕБРР…...14
4.Основные принципу корпоративного управления Евроакционеров….17
5. Глобальны принципы корпоративного управления Калифорнийского открытого пенсионного фонда (CalPRES)………………………………...19
6. Становление корпоративного управления в России…………………...21
7. Особенности нарушения прав акционеров в России…………………..24
Заключение………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………....30

Работа состоит из  1 файл

КОРПОРАТИВНОЕ УПР-ИЕ КУРСОВАЯ.docx

— 68.80 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

  1. Становление корпоративного управления в России.

 

Принципы  корпоративного управления носят рекомендательный характер, являются своеобразным ориентиром для создания правовой базы корпоративного управления на государственном уровне, а также для оценки и выработки  компаниями собственной практики.

Корпоративное управление в России регулируется, во-первых,  Гражданским кодексом РФ, во-вторых, Федеральными законами «Об  акционерных обществах», «О рынке  ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», в-третьих, нормативными актами Федеральной Службы по финансовым рынкам (ФСФР).

С формальной точки зрения российское корпоративное  законодательство достаточно развито, но необходимо укреплять механизмы  правоприменения, ужесточать требования по соблюдению прав акционеров, раскрытию  информации и т.д.

В настоящее  время вступил в силу Кодекс корпоративного поведения, разработанный ФКЦБ (ныне ФСФР) и одобренный Правительством РФ.

Необходимо  отметить, что Кодекс не является нормативным  актом, носит рекомендательный характер и представляет собой свод рекомендаций по основным компонентам процесса корпоративного управления в компаниях.

В кодексе  дано следующее определение корпоративного поведения – это понятие, охватывающее разнообразные действия, связанные  с управлением хозяйственными обществами.

Кодекс  устанавливает следующие принципы корпоративного управления:

1. Практика  корпоративного поведения должна  обеспечивать акционерам реальную  возможность осуществлять свои  права, связанные с участием  в обществе.

2.  Практика   корпоративного    поведения   должна   обеспечивать равное  отношение к акционерам, владеющим  равным числом акций одного  типа (категории). Все акционеры должны  иметь возможность получать эффективную  защиту в случае нарушения  их прав.

3. Практика  корпоративного поведения должна  обеспечивать осуществление советом  директоров стратегического управления  деятельностью общества и эффективный  контроль с его стороны за  деятельностью исполнительных органов  общества, а также подотчетность  членов совета директоров его  акционерам.

4. Практика  корпоративного поведения должна  обеспечивать исполнительным органам  общества возможность разумно,  добросовестно, исключительно в  интересах общества осуществлять  эффективное руководство текущей  деятельностью общества, а также  подотчетность исполнительных органов  совету директоров общества и  его акционерам.

5.  Практика   корпоративного    поведения   должна    обеспечивать своевременное  раскрытие полной и достоверной  информации об обществах,    в   том   числе   о   его    финансовом   положении,  экономических    показателях.     Структуре     собственности     и управления    в    целях    обеспечения    возможности    принятия обоснованных  решений акционерами общества  и инвесторами.

6.  Практика     корпоративного     поведения     должна     учитывать предусмотренные   законодательством   права   заинтересованных лиц, в том  числе работников общества, и  поощрять активное сотрудничество   общества  и   заинтересованных  лиц   в   целях увеличения  активов общества, стоимости акций  и иных ценных бумаг общества, создания новых рабочих мест.

7.  Практика  корпоративного должна обеспечивать  эффективный контроль над финансово-хозяйственной  деятельностью общества с целью  защиты прав и законных интересов  акционеров.

Помимо   этого   Кодекс   содержит   детальные   рекомендации   по следующим вопросам:

  • Созыв, подготовка и проведение общего собрания акционеров;
  • Совет  директоров  общества: формирование,  функции, вознаграждение;
  • Исполнительные органы общества: формирование, компетенция, вознаграждение;
  • Крупные     сделки,     реорганизации:     определение,     порядок проведения;
  • Раскрытие информации об обществе: цели, формы;
  • Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества: цели и организация контроля, аудиторская проверка, ревизионная комиссия;
  • Дивиденды: определение размера, порядок выплаты;
  • Урегулирование корпоративных конфликтов.

Целью применения Кодекса является защита интересов  всех акционеров независимо от размера  пакета акций, которым они владеют. Чем более высокого уровня защиты интересов акционеров удастся достичь, тем на большие инвестиции смогут рассчитывать российские акционерные  общества (АО), что окажет положительное  влияние на российскую экономику  в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Особенности нарушения прав акционеров в России.

 

 В России законодательно  закреплен один из основных  принципов корпоративного управления - “одна акция - один голос”. Акционер  реализует право на участие  в управлении компанией посредством  участия в общем собрании акционеров - высшем органе управления акционерным  обществом. Но как выяснилось, использовать свое право для  акционера дело не всегда простое.

Согласно Закону право на участие  в общем собрании может быть осуществлено акционером как лично, так и через  представителя. Данная норма расширяет  возможности акционеров принять  участие в собрании. Но упоминание в Законе о том, что доверенность должна содержать паспортные данные представителя, в условиях борьбы за контроль приобретает силу грозного оружия. Сторона, желающая не пустить  “противника” к участию в собрании, под паспортными данными понимает любую запись в паспорте. Доверенность представителя акционера, на формальном основании отклоняется, а представитель  не допускается к участию в  собрании.

Нарушаются сроки подготовки к  проведению общего собрания и, как следствие  акционер не успевает принять участие  в собрании, потому что сообщение  о проведении собрания или бюллетень  для голосования получены слишком  поздно, или, что также случается, не получены вовсе, так как их просто “забыли” выслать.

Конечно же, если решение общего собрания принято с нарушением требований законодательства, или устава общества, оно может быть обжаловано акционером в суде. Но и эту бочку меда не обошла ложка дегтя. Акционеру  необходимо учитывать, что суд может  оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера  не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными  и решение не повлекло причинения убытков данному акционеру. Таким  образом, миноритарному акционеру, чей голос обычно не оказывает  влияния на результаты голосования, чтобы защитить свои права в суде в случае, если, например, были нарушены сроки извещения о собрании, часто  требуется не только хороший юрист, но и большая удача.

 Наиболее часто права акционеров  нарушаются при размещении ценных  бумаг. В результате чего новая  эмиссия уже становится синонимом  нарушения прав акционеров.

Примером служат известные конфликты  последних лет в нефтяных компаниях  “Юкос” (перевод средств из дочерних компаний, размывание долей миноритарных акционеров), “Сиданко” (попытка выпуска  и размещения конвертируемых облигаций  по цене ниже рыночной для размещения аффилированным лицам), “Сибнефть” (перевод  активов в холдинг и дискриминация  мелких акционеров дочерних компаний при переходе на единую акцию). Необходимо отметить, что в значительной части  случаев “размывания” не удались. Только в 2008 году ФКЦБ России отказано в государственной регистрации  выпусков акций в 2600 случаях, в том  числе удары пришлись и по “олигархам”.

Особенно часто Советы директоров, используя предоставленную Законом  возможность принимать решения  об увеличении уставного капитала, размещали акции путем закрытой подписки аффилированным лицам по явно нерыночной цене, часто даже не ставя  об этом в известность акционеров.

Условия размещения определялись по принципу “узкого горлышка” - таким  образом, чтобы исключить или  существенно затруднить акционерам возможность приобретения акций. Например, размещение акций крупного эмитента осуществлялось только один день и  при этом, требовалось личное присутствие  акционера для заключения сделки.

Распространенными стали также  нарушения прав акционеров, связанные  с проведением реорганизации  акционерных обществ. Целью реорганизаций  являлся перевод прибыльного  бизнеса “контролирующим” акционером в новые компании. Финансовые проблемы “старой” компании наследовались  оставшимися в ней акционерами. Либо наоборот, осуществлялось вытеснение отдельных акционеров в новые  компании с неблагополучным финансовым состоянием.

Для предотвращения таких нарушений  ФКЦБ России внесла в свои нормативные  акты ряд положений, направленных на защиту прав акционеров в процессе эмиссии ценных бумаг. К таковым  относится требование о том, что  решение о размещении акций путем  закрытой подписки может приниматься  только общим собранием акционеров этого акционерного общества. Позднее  данное положение было закреплено Федеральным  законом “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”.

В соответствии с требованиями ФКЦБ России срок, в течение которого акционеры могут заключить договоры о приобретении указанных ценных бумаг, (за исключением случая размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, среди акционеров, реализующих  преимущественное право приобретения) не может быть менее одного месяца.

Установлено требование об обязательном привлечении независимого оценщика для определения цены размещения ценных бумаг, в случае размещения их открытым акционерным обществом  с числом акционеров 1 000 и более, а также открытым акционерным  обществом, государственная регистрация  выпусков ценных бумаг которых осуществляется ФКЦБ России, путем закрытой подписки лицам, не являющимся акционерами этого  акционерного общества, или не всем акционерам этого акционерного общества, а также всем акционерам, но не пропорционально  количеству принадлежащих им акций. Хотя качество работы, так называемых независимых оценщиков, как известно, вызывает множество нареканий.

Определен четкий порядок предварительного (в том числе до предоставления документов на государственную регистрацию  выпуска ценных бумаг (не менее чем  за 30 дней)) раскрытия информации об эмиссии, что позволяет акционерам своевременно узнавать о соответствующих  решениях в ходе эмиссии и обжаловать их до того, как их права будут  нарушены. Кроме того, Стандарты  устанавливают преимущество акционеров на приобретение акций при размещении дополнительных акций, уточняют правила  принятия решений о совершении крупных  и заинтересованных сделок, связанных  с размещением акций, а также  правила оплаты акций неденежными  средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Финансовые  кризисы последних лет подтверждают, что принципы прозрачности и подотчетности являются важнейшими в системе эффективного управления корпорацией. Структура корпоративного управления должна обеспечивать своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией.

В большинстве  стран ОЭСР о предприятиях, акции  которых находятся в свободном  обращении, и о не котирующихся на бирже крупных предприятиях собирается обширная информация, как в обязательном, так и в добровольном порядке, а впоследствии она распространяется среди широкого круга пользователей. Публичное раскрытие информации обычно требуется, как минимум, раз  в год, хотя в некоторых странах  такую информацию необходимо представлять раз в полгода, раз в квартал  или даже еще чаще, в случае существенных изменений, произошедших в компании. Не довольствуясь рамками минимальных  требований к раскрытию информации, компании часто добровольно представляют информацию о себе в ответ на требования рынка.

Строгий режим раскрытия информации является главной опорой рыночного  мониторинга компаний и имеет  ключевое значение для осуществления  акционерами своего права голоса. Опыт стран с большими и активными  фондовыми рынками показывает, что  раскрытие информации также может  быть мощным инструментом воздействия  на поведение компаний и защиты инвесторов. Строгий режим раскрытия информации может помочь в привлечении капитала и поддержании доверия к фондовым рынкам. Акционеры и потенциальные  инвесторы нуждаются в доступе  к регулярной, надежной и сопоставимой информации, достаточно детальной, чтобы  они могли оценить качество управления, осуществляемого администрацией, и  принимать информированные решения  по вопросам оценки, собственности  и голосования акциями. Недостаточная  или нечеткая информация может ухудшить функционирование рынка, повысить стоимость  капитала и привести к ненормальному  распределению ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Васильев Д. Корпоративное управление в России: есть ли шанс для улучшений? // Инвестиционный климат и экономическая стратегия России. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005
  2. Иванова Е.А., Шишикина Л.В. Корпоративное управление: Учебное пособие - М.: Феникс, 2007
  3. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества / Пер. с англ. Джон Уайли энд Санз. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009
  4. МащенкоВ.Е. Системное корпоративное управление. - М.:Сирин, 2003
  5. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2008
  6. Могилевский С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ: Учеб. -практич. пособие. - М.: Дело, 2004
  7. Радыгин А. Корпоративное управление: ограничения, противоречия и особенности регулирования // Проблемы теории и практики управления. – 2004
  8. Шиткина И.С. Корпоративное право. Учебник для вузов. - М.: Волтерс Клувер, 2008
  9. Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное управление. М.: Изд. Центр «Акционер», 2007

Информация о работе Основные принципы эффективного управления собственностью корпорации