Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:03, курсовая работа
Целью данной работы изучение основных школ менеджмента
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3. Рассмотреть развитие основных школ менеджмента
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА……………………………...5
1.1 Историческое развитие школ управления…………………………………...5
1.2 Развитие подходов в управлении………………………………………….…6
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ………………………….9
2.1 Школа научного управления…………………………………………………9
2.2 Классическая (административная) школа управления……………………12
2.3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук…………18
2.4. Школа науки управления (количественная школа)………………………21
2.5. Эмпирическая школа………………………………………………………23
2.6. Школа социальных систем…………………………………………………25
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА……………27
3.1 Развитие школы научного управления……………………………………..28
3.2 Развитие классической (Административной) школы……………………..30
3.3 Развитие школы поведенческих наук………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………37
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального обучения
Московский Социально-
Кафедра «Менеджмента и Маркетинга»
Дисциплина
«Основы менеджмента»
Курсовая работа
Тема «Основные школы менеджмента»
Выполнила:
Студентка 4-го курса
Факультета Экономики и управления
Специальность «Менеджмент организации»
Очной формы обучения
Ларионова М.В.
Проверил:
Ахапкин Н.Ю., к.э.н.
Москва 2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА……………………………...5
1.1 Историческое развитие
школ управления…………………………………..
1.2 Развитие подходов в управлении………………………………………….…6
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ………………………….9
2.1 Школа научного управления…………………………………………………9
2.2 Классическая (административная) школа управления……………………12
2.3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук…………18
2.4. Школа науки управления (количественная школа)………………………21
2.5. Эмпирическая школа………………………………
2.6. Школа социальных систем…………………
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА……………27
3.1 Развитие школы научного управления……………………………………..28
3.2 Развитие классической (Административной) школы……………………..30
3.3 Развитие школы поведенческих наук………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………37
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «менеджмент» в последнее время все чаще и чаще употребляется в русском языке. Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.
В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.
Проблемы природы и
принципов управления волновали
мыслителей на протяжении многих веков.
Особое внимание им уделяется на страницах
специальной печати в период трансформации
общественно-экономических
Исходя из исторической периодизации развития менеджмента, можно выделить три основных направления развития теории и практики менеджмента: это товарная концепция (конец ХIХ - начало ХХ в.), сбытовая (30-50-е гг.) и маркетинговая (с конца 50-х - начала 60-х гг.). Подобное деление условно, ибо в настоящее время даже в развитых капиталистических странах можно встретить отдельные отрасли, осуществляющие свою деятельность, используя все перечисленные концепции Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: "Дело ЛТД", 1994.
Дальнейшее развитие теории
и практики менеджмента исследуется
с выделением подходов, школ управления.
Исторические процессы менеджмента
структурируют по этапам развития управленческой
мысли, выделяя определенные школы,
следующие друг за другом во времени
и дополняющие друг друга новыми
содержательными аспектами
Тема курсовой работы: Основные школы менеджмента.
Целью данной работы изучение основных школ менеджмента
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные стадии
развития науки управления и
проследить попытки
2.Рассмотреть возникновение,
формирование и содержание
3. Рассмотреть развитие основных школ менеджмента
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 историческое развитие школ управления
Великая индустриальная революция
XVII-XIX вв. оказала гораздо более
существенное влияние на теорию и
практику управления, чем все предшествующие
революции. Именно на этом этапе и
начал развиваться менеджмент в
том виде, в котором мы привыкли
воспринимать это слово. Именно тогда
появилась потребность в
К концу XIX - началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.
Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX-XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.
Во многом это было предопределено
потребностями
Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.
Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана», по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.
Классическое направление менеджмента включало в себя три области:
- научный менеджмент - акцент
делался на научно
- административный менеджмент
- внимание уделялось
- концепция бюрократических
организаций предполагала
В целом период доминирования
классического направления
1.2 Развитие подходов в управлении
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
В системном подходе
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всею соответствует данной ситуации.
Подходы на основе выделения
школ управления. В первой половине
двадцатого века получили развитие четыре
четко различаемые школы
Ученые выделяют множество подходов в управлении. Так, представляет интерес классификация Г. Кунца, который выделил следующие подходы к управлению:
1. Эмпирический подход.
2. Подход с точки зрения поведения человека.
3. Подход с точки зрения общественной системы.
4. Математический подход.
5. Операционный подход.
Несколько иначе рассматривает принципы организации управления фирмой Дж.О. Шоннеси, группирующий школы управления следующим образом:
1. Классический подход.
2. Теория человеческих отношений, бихевиоральный подход.
3. Системный подход.
4. Ситуационные теории организации.
Ученые выделяют также и другие школы или теории. Например,
1. Теория индустриального менеджмента.
2. Школа «научного управления».
3. Теория бюрократической организации управления.
4. Теория «человеческого фактора в управлении».
5. Концепция «производственной демократии».
Анализ приведенных подходов,
касается, прежде всего, «процессного
подхода», «системного подхода» и
«ситуационного подхода», т.е. имеет
место искусственное и
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Школа научного управления
Основателем школы научного менеджмента принято считать Фредерика Тейлора (1856—1915) — американского инженера, который известен тем, что разработал первую целостную концепцию управления, которую в его честь называют «тейлоризмом». Тейлор присутствовал на собрании, во время которого читал свой доклад Таун. Идея Тауна вдохновила Тейлора на создание собственной концепции менеджмента. Свои идеи он сформулировал в книгах «Цеховой менеджмент» (1903) и «Принципы и методы научного менеджмента» (1911).
Тейлор получил образование инженера-механика и работал в сталелитейной компании, в которой и были воплощены основные идеи тейлоризма. Необходимо отметить, что во времена Тейлора свой расцвет переживал монополистический капитализм. Предприятия очень быстро росли, а это требовало унификации и стандартизации производства, более эффективного использования материальных ресурсов, времени и рабочей силы.