Основные типы структур управления, их содержание, достоинстоинства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:48, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы будет заключаться в следующем: в первом вопросе мы рассмотрим основные типы организационных структур управления и покажем их видимые преимущества и недостатки. Во второй части работы мы рассмотрим метод «дерева целей» и его роль в менеджменте. Выполним задачу.

Содержание

1. Введение
2. Основные типы структур управления, их содержание, достоинства и недостатки
3. Раскрытие понятия «древо целей» организации и его роль в менеджменте
4. Задачи
5. Тест
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

менеджмент, содержание.doc

— 296.00 Кб (Скачать документ)

                                          Содержание

  1. Введение
  2. Основные типы структур управления, их содержание, достоинства и недостатки
  3. Раскрытие понятия «древо целей» организации  и его роль в менеджменте
  4. Задачи
  5. Тест
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              

                                                 Введение

    Данная  контрольная работа будет посвящена  анализу  существующих основных типов  структур управления и изучены их особенности. Управление - процесс сложный и емкий, требующий не только классификации по стилям, методам, но и структуризации.

    Организационная структура управления - важное звено  в научном теоретическом менеджменте. На практике применение основных типовых  структур - это не только необходимость, но и неизбежность. Невозможно установить долговременные связи с персоналом на предприятии «методом хаоса». Все требует упорядоченности и иерархичности. В  особенности для российского рынка, когда переход к рыночному укладу в экономике уже произошел, а понимания построения организации у многих предпринимателей еще нет, как никогда актуальным становится научный менеджмент и его основные учения, в частности его выводы о типовых организационных структурах управления.

      Цель контрольной работы будет заключаться в следующем: в первом вопросе мы рассмотрим  основные типы организационных структур управления и покажем  их видимые преимущества и недостатки. Во  второй части работы мы рассмотрим метод «дерева целей» и его роль в менеджменте. Выполним задачу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Основные типы структур управления, их содержание, достоинства и недостатки.

   Структура организации - это основной элемент  любой организации, не только характеризующий  её, но и представляющий собой сам  механизм построения и функционирования организации. Правильный выбор организационной структуры - необходимый фактор успешного функционирования предприятия, фирмы или организации.

   Организационная структура  управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением  функций.

   Элементы  организационной структуры управления – это либо отдельные работники  (руководители, специалисты, служащие), либо службы и органы аппарата управления.

   В процессе исследования оргструктур  был выработан ряд требований для того, чтобы деятельность организации была эффективной:

   -  Оптимальность. Установление рациональных связей между звеньями управления на всех его уровнях и в каждой системе управления.

   - Оперативность. Все распоряжения выполняются оперативно. Минимальное количество посредников между руководителем.

   -  Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации.

   -      Гибкость. Способность изменяться с изменениями внешней среды.

   -  Экономичность. Нужный эффект  от управления достигается при минимальных затратах на управленческий аппарат.

   Кроме вышеуказанных требований на разработку структуры управления оказывают  влияние внутренние и внешние  факторы.

   Внутренние  факторы:  технические;    организационные;    экономические;

социально-психологические др.

   Внешние  факторы:   территориальное размещение;  климатические  условия.

   Структуры управления во многих организациях сложились  больше исторически, чем в результате целенаправленных усилий по их формированию и улучшению.

   Иерархический (бюрократический)  тип структур управления. Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения: четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности; иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей. Объективный характер управленческих решений выступал в качестве гаранта рациональности такой структуры.

   Органический  тип, представляя собой новый тип, возник как антипод бюрократическому типу. Он предполагает гибкость структур вместо жесткости, связанной правилами и нормами, высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом, ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность (для создания общей системы знаний, помогающей решать проблемы организации быстрее и эффективнее) и самодисциплину.

                     Линейная организационная структура.

   Это одна из простейших организационных  структур управления. Она характеризуется  тем, что во главе каждого структурного подразделения любого уровня стоит руководитель-единоначальник, который осуществляет все функции управления и осуществляет единоличное руководство подчиненными ему работниками. В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности.

   Достоинства:

   - Простое построение;

   - Однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности;

   - Жесткое руководство органами управления;

   - Оперативность и точность управленческих решений.

   Недостатки:

   - Затруднительные связи между инстанциями;

   - Концентрация власти в управляющей верхушке;

   - Сильная загрузка средних уровней управления.

   Линейная  структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими  несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями. (Рис.1).

                                                                     

   

                                                                                         Рис. 1          

                      Функциональная организационная структура.

   Функциональная  организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях  управления. К таким функциям относят  исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.

   Функциональные  службы обычно имеют в своём составе  специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.

   Достоинства:

   - Сокращение звеньев согласования;

   - Уменьшение дублирования работ;

   - Укрепление вертикальных связей и усиление контроля над деятельностью нижестоящих уровней;

   - Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций.

   Недостатки:

   - Неоднозначное распределение ответственности;

   - Затруднённая коммуникация;

   - Длительная процедура принятия решений;

   - Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место. (Рис. 2).

   

                                                                                             Рис. 2 

                   Линейно-функциональная структура управления.

   Линейно-функциональная структура представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.

   Эти штабы могут:

- ограничиваться центральными уровнями управления (штабы руководства);

- находиться в нескольких уровнях управления;

- образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления.

   Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать  в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями.

   Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами. Преимуществами и недостатками линейно-функциональной структуры можно назвать:

   Достоинства:

   - Возможность поучить высокую  степень профессиональной специализации  сотрудников;

   -   Точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров);

   - Способствует стандартизации, формализации и программированию процесса.

   Недостатки:

   -   Затрудняет горизонтальное согласование;

   -   С трудом реагирует на изменение. (Рис.3). 

   

   

   

 
 
 

                                                                                                              Рис. 3

                                  Матричная структура управления.

   Матричная структура управления помогает решать проблемы координации и связывать  воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп. Структура построена на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы (персонал и техническая помощь руководителю проекта), с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками и ресурсами.  Руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.

   Для эффективности  применения матричных  структур необходимо одновременно с введением новой структуры провести изменения в системах планирования, контроля, распределения ресурсов, ввести новые условия материального стимулирования участников, изменить стиль руководства и всемерно поддерживать стремление работников.

     Достоинства:

   -   Лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос;

Информация о работе Основные типы структур управления, их содержание, достоинстоинства