Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:48, контрольная работа
Цель контрольной работы будет заключаться в следующем: в первом вопросе мы рассмотрим основные типы организационных структур управления и покажем их видимые преимущества и недостатки. Во второй части работы мы рассмотрим метод «дерева целей» и его роль в менеджменте. Выполним задачу.
1. Введение
2. Основные типы структур управления, их содержание, достоинства и недостатки
3. Раскрытие понятия «древо целей» организации и его роль в менеджменте
4. Задачи
5. Тест
6. Заключение
7. Список использованной литературы
Данная контрольная работа будет посвящена анализу существующих основных типов структур управления и изучены их особенности. Управление - процесс сложный и емкий, требующий не только классификации по стилям, методам, но и структуризации.
Организационная
структура управления - важное звено
в научном теоретическом
Цель контрольной работы будет заключаться
в следующем: в первом вопросе мы рассмотрим
основные типы организационных структур
управления и покажем их видимые преимущества
и недостатки. Во второй части работы
мы рассмотрим метод «дерева целей» и
его роль в менеджменте. Выполним задачу.
1. Основные типы структур управления, их содержание, достоинства и недостатки.
Структура организации - это основной элемент любой организации, не только характеризующий её, но и представляющий собой сам механизм построения и функционирования организации. Правильный выбор организационной структуры - необходимый фактор успешного функционирования предприятия, фирмы или организации.
Организационная структура управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
Элементы
организационной структуры
В процессе исследования оргструктур был выработан ряд требований для того, чтобы деятельность организации была эффективной:
- Оптимальность. Установление рациональных связей между звеньями управления на всех его уровнях и в каждой системе управления.
-
Оперативность. Все
- Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации.
- Гибкость. Способность изменяться с изменениями внешней среды.
- Экономичность. Нужный эффект от управления достигается при минимальных затратах на управленческий аппарат.
Кроме вышеуказанных требований на разработку структуры управления оказывают влияние внутренние и внешние факторы.
Внутренние факторы: технические; организационные; экономические;
социально-психологические др.
Внешние факторы: территориальное размещение; климатические условия.
Структуры управления во многих организациях сложились больше исторически, чем в результате целенаправленных усилий по их формированию и улучшению.
Иерархический (бюрократический) тип структур управления. Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения: четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности; иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей. Объективный характер управленческих решений выступал в качестве гаранта рациональности такой структуры.
Органический тип, представляя собой новый тип, возник как антипод бюрократическому типу. Он предполагает гибкость структур вместо жесткости, связанной правилами и нормами, высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом, ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность (для создания общей системы знаний, помогающей решать проблемы организации быстрее и эффективнее) и самодисциплину.
Линейная организационная структура.
Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения любого уровня стоит руководитель-единоначальник, который осуществляет все функции управления и осуществляет единоличное руководство подчиненными ему работниками. В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности.
Достоинства:
- Простое построение;
- Однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности;
- Жесткое руководство органами управления;
- Оперативность и точность управленческих решений.
Недостатки:
- Затруднительные связи между инстанциями;
- Концентрация власти в управляющей верхушке;
- Сильная загрузка средних уровней управления.
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями. (Рис.1).
Функциональная организационная структура.
Функциональная
организационная структура
Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.
Достоинства:
- Сокращение звеньев согласования;
- Уменьшение дублирования работ;
- Укрепление вертикальных связей и усиление контроля над деятельностью нижестоящих уровней;
- Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций.
Недостатки:
- Неоднозначное распределение ответственности;
- Затруднённая коммуникация;
- Длительная процедура принятия решений;
- Возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место. (Рис. 2).
Линейно-функциональная структура управления.
Линейно-функциональная структура представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.
Эти штабы могут:
- ограничиваться центральными уровнями управления (штабы руководства);
- находиться в нескольких уровнях управления;
- образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления.
Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями.
Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами. Преимуществами и недостатками линейно-функциональной структуры можно назвать:
Достоинства:
-
Возможность поучить высокую
степень профессиональной
- Точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров);
- Способствует стандартизации, формализации и программированию процесса.
Недостатки:
- Затрудняет горизонтальное согласование;
-
С трудом реагирует на изменение. (Рис.3).
Матричная структура управления помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп. Структура построена на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы (персонал и техническая помощь руководителю проекта), с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками и ресурсами. Руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.
Для эффективности применения матричных структур необходимо одновременно с введением новой структуры провести изменения в системах планирования, контроля, распределения ресурсов, ввести новые условия материального стимулирования участников, изменить стиль руководства и всемерно поддерживать стремление работников.
Достоинства:
- Лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и спрос;
Информация о работе Основные типы структур управления, их содержание, достоинстоинства