Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:26, курсовая работа
Вся история развития менеджмента была связана с двумя подходами к управлению: первый из них акцентировал внимание на управлении операциями ( технической стороной производственного процесса ), второй—на управление трудовыми ресурсами отдавая приоритет психологическим факторам , мотивации и стимулированию человеческой деятельности. Рассмотрим основные школы теории управления и вклад наиболее известных представителей теории и практики менеджмента в развитие управления.
Введение.
1. Школа научного управления (Ф. Тейлор., Г. Ганнт , Ф.и Л. Гилберт.)
2. 14 научных принципа Тейлора.
3. Административная или классическая школа (Г. Файоль, Г. Эмерсон)
3.1 14 принципов управления Файля.
3.2 12 принципов управления Эмерсона.
4. Школа человеческих отношений (М.Фоллет, Э.Мейо).
5. Школа поведенческих отношений (А. Маслоу).
6. Современные теории управления
Заключение
Список использованной литературы
зависит от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры , которая обеспечит лучшие возможные результаты.
9. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих
должностях, начиная от лица , занимающего самое высокое положение до
руководителя низшего звена. Было бы ошибкой отказаться от иерархической
системы
без определенной необходимости
в этом, но было бы еще большей
ошибкой поддерживать эту иерархию,
когда она наносит ущерб
10. Порядок. Место для всего и все на своем месте.
11. Справедливость.
Это сочетание доброты и
преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров
снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который
держится за место, безусловно предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро меняет место.
13. Инициатива. Означает добровольную разработку работником или группой
работников плана какого –либо мероприятия и обеспечения его успешной
реализации. Это придает организации силу и энергию.
14. Корпоративный дух. Союз—это сила, которая является результатом
гармонии персонала и руководства фирмы.
Систему из 14 положений А. Файоль
считал не просто гибкой но
и открытой т.е. допускающей
возможность введения новых
Тейлор расчленял работу
В отличии от Тейлора Файоль отрицал необходимость наделения функциональных работников административными правами и впервые указал на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а осуществлять подготовку к будущему и выявляют возможны способы совершенствования организации. Особое внимание Файоль уделял составлению плана и прогноза. Заслугой Файоля является также вывод о том, что не только инженерно—технические работники , но и каждый член общества нуждается в той или иной степени в знании принципов административной деятельности.
Важное место во взглядах
организационного планирования. Рассматривая планирование как обязательное
условие успешной организациии управления , он указывал на трудности
планирования в постоянно меняющихся условиях рынка . План должен исходить из представления не о повторении событий, уже имевших место ,а из представления о возможных изменениях как закономерных, так и случайных. Этот принцип в настоящее время положен в основу планирования деловой
и производственной деятельности не только на уровне отдельных корпораций ,но и государств в целом.
Следует отметить, что Файоль
значительно опередил свое
управление промышленным производством должно строиться с учетом постоянных изменений, присущих рыночным отношениям.
В результате исследования Файоля привели непросто к совершенствованию системы Тейлора, а к разделению теории управления на два направления:
-
организация и управление
трудовыми процессами и так далее, т. е. то, что можно назвать техническим
направлением;
-
изучение общих проблем
3.2
12 принципов управления
Эмерсона.
Г.
Эмерсон в своем труде «
Принципы управления Г.
1. Точно поставленные идеалы или цели, к достиженияю которых стремятся
каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления.
2. Здравый смысл, т. е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого
нового процесса с учетом перспективных целей;
3. Компетентная консультация, т. е. необходимость специальных знаний и
компетентных советов по всем вопросам, связанных с производством и
управлением . Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным;
4. Дисциплина—подчинение
всех членов коллектива
5.
Справедливое отношение к
6. Быстрый , надежный , полный , точныйи постоянный учет, обеспечивающий
руководителя необходимыми сведениями;
7.
Диспетчирование,
деятельностью коллектива;
8. Нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в
организации и уменьшать вызванные ими потери;
9.
Нормализация условий,
10. Нормирование операций , предлагающее установление времени и
последовательности выполнения каждой операции;
11. Письменные стандартные инструкции , обеспечивающие четкое закреплени всех правил выполнения работ;
12. Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда
каждого работника.
В целом заслуга Тейлора, , Файоля и др. заключается в следующих принципах научного управления:
1.
Использования научного
выполнения задачи.
2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение .
3.
Обеспечение работников
выполнения задач.
4. Систематическое и правильное использование материального
стимулирования
для повышения
5. Выделение
планирования и обдумывания в
отдельный процесс.
4.
Школа человеческих
отношений.
Классическая школа, пройдя
изучив
техническую сторону
степени исчерпала свои возможности. В центре внимания поведенчекой школы стал человек, т. е. вместо управления работами во главу угла было поставлено управление формированием персонала. Для более успешного, конкурентоспособного развития управленцам необходимо было изучать человека, его психологические особенности , адаптационные возможности.
Начала формироваться «школа человеческих отношений » , которая изучала
поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от марально-психологического состояния исполнителя. Исследователи этой школы исходили из того , что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках , то уровень удолетворенности у работников возрастает , что естественно ведет к увеличению производительности . Цель сторонников этой школы состояла в том , чтобы попытаться управлять, воздействуя на систему социально-психологических факторов. Школа «человеческих отношенипй» явилась попыткой менеджмента рассматривать каждую организацию как «социальную систему». Начало этому направлению положил Элтон Мэйо, который пришел открытию исследуя зависимость производительности труда от уровня освещенности рабочего места.
Мэйо увеличил уровень
увеличение производительности. Тогда в научных целях он уменьшил уровень
освещения, однако производительность снова возросла. После многочисленных
исследований был сделан вывод о том, что производительность труда растет не
из-за уровня освещенности ,а в силу того обстоятельства , что к исполнителям
просто проявлялось внимание. Мэйо обнаружил что, четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению
производительности труда, как считали представители классической школы. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми , могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе , чем на желание руководства и на материальные стимулы. Первым серьезным достижением поведенческой школы было доказательство того факта , что на производительность труда исполнителя оказывают влияние не только а порой и столько материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные.
В этом отношении показан
В результате специальных исследований Мэйо пришел к выводу , что причинами такого положения явилась организация труда исключающая возможность общения, и непрестижность профессии Однако стоило ввести два десятиминутных перерыва для отдыха, как положение сразу изменилось: текучесть работников резко снизилась, а выработка возросла. И задача менеджмента состоит в том , чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать плодотворные неформальные связи, которые сильно влияют на результаты деятельности . Таким образом , формальная организация дополнялась бы неформальной структурой , которая расценивалась как необходимый и существенный компонент эффективной деятельности организации. Организацию сравнивают с айсбергом , в подводной части которого находится различные элементы неформальной системы, а в верхней формальные аспекты организации. Тем самым подчеркивается приоритет этой системы над официально установленными взаимоотношениями в организации , более глубокий определяющий характер социально—психологических характеристик в организации.
Свои выводы Э. Мэйо основал прежде всего на известных Хоуторнских
экспериментах, проведенных в рабочих группах на заводе фирмы «Вестерн