Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:26, курсовая работа
Вся история развития менеджмента была связана с двумя подходами к управлению: первый из них акцентировал внимание на управлении операциями ( технической стороной производственного процесса ), второй—на управление трудовыми ресурсами отдавая приоритет психологическим факторам , мотивации и стимулированию человеческой деятельности. Рассмотрим основные школы теории управления и вклад наиболее известных представителей теории и практики менеджмента в развитие управления.
Введение.
1. Школа научного управления (Ф. Тейлор., Г. Ганнт , Ф.и Л. Гилберт.)
2. 14 научных принципа Тейлора.
3. Административная или классическая школа (Г. Файоль, Г. Эмерсон)
3.1 14 принципов управления Файля.
3.2 12 принципов управления Эмерсона.
4. Школа человеческих отношений (М.Фоллет, Э.Мейо).
5. Школа поведенческих отношений (А. Маслоу).
6. Современные теории управления
Заключение
Список использованной литературы
Электрик» . Эти выводы можно представить следующим образом:
1.
Выработка рабочего
физическими возможностями. Все нормы , характеризующие определенные стандарты поведения или позицию человека, поддерживаются групповыми санкциями . Групповые нормы , по существу , являются неписаными правилами, регулирующими неформальную организацию.
2. Рабочие гораздо чаще действуют или принимают решения как члены группы,
нежели как индивиды: поведение их в большинстве случаев обусловливается
групповыми нормами.
3. Особое значение неформальных лидеров для достижения целей группы ,
установления и поддержания групповых норм .Лидер группы—это человек , чья деятельность в наибольшей степени совпадает с групповыми нормами, т. е.
человек ,чье поведение воспринимается как наиболее соответствующее достижению целей группы.
Исходя из этого , менеджер выполняет две функции : экономическую и
социальную. Первая направлена на максимизацию цели организации , вторая ---
на создание и управление трудовых объединений и групп , эффективно работающих вместе. Достижением в анализе неформальной структуры было доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностей структуры. Основываясь на этих выводах , исследователи психологической школы полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, от и уровень удолетворенности работников должен возрастать , что будет вести к увеличению производительности.
Еще до получения Мэйо
ситуацией. Фоллет определила менеджмент как «обеспечение выполнение работы с помощью
других лиц.
5.
Школа поведенческих
наук.
Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и др.
психологами, помогли понять причины этого явления. Показали, что мотивами
поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности ,
которые лишь частично могут быть удолетворенны с помощью денег. Речь шла о том, производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением зарплаты, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышение удолетворительности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.
Большой вклад в развитие
нашедшую в дальнейшем широкое применение в менеджменте теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей»:
потребность в самореализации.
потребность в самоуважении.
принадлежность к социальной группе.
потребность в безопасности.
базисная или основная ступень.
В соответствии с учением
иерархически расположенных потребностей. согласно этой теории цели
индивидуума ранжируются по степени важности.
Базисные потребности (
производственные или мета- потребности (потребность в справедливости , благополучии и др.) Базисные являются постоянными, а производственные
изменяются. Ценность мета- потребностей одинакова.
Базисные
располагаются по принципу
1. физиологические потребности и сексуальные.
2.
экзистенциальные потребности –
существования, уверенности в завтрашнем дне , стабильности условий,
жизнедеятельности , определенном постоянстве и регулировании окружающего социума, а в сфере труда – в гарантируемой занятости , страховании от несчастных случаев.
3. социальные потребности – в привязанности , принадлежности к коллективу , заботе о других и внимании к себе.
4. престижные потребности – в уважении со стороны «значимых
лиц» , служебном росте, статусе (престиж, призвание и высокой оценки.)
5. духовные потребности --- в самовыражении через творчество.
Базисные потребности представляют собой мотивационные переменные , которые по мере взросления человека и по мере их реализации в качестве необходимости условий социального бытия индивида, следуют друг за другом. Первичные (врожденные) , 3 остальные -- вторичные (приобретенные).
Согласно
принципу иерархии
актуальными для индивида лишь после удовлетворения предыдущих запросов.
Иерархия потребностей по Маслоу позволяет сделать важное заключение о
мотивирующей силе денег . Деньги не являются решающим мотиватором
производительного и качественного труда. Самым мощным фактором мотивации трудовых процессов является удолетвореннность трудом: радость от работы , рост личности, свобода в выборе действий, уважение со стороны руководства.
В тех случаях когда человек не удолетворен своей работой, если она ему в
тягость , он испытывает беспокойство даже тогда , когда основные потребности
его удолетворены. Вот почему так важно правильно выбрать профессию, найти
себя в работе и именно в ней стремиться к самовыражению. Учитывая, что
потенциальные возможности человека растут и расширяются , потребность в
самовыражении никогда не может быть полностью удолетворена. Поэтому можно с уверенностью сказать : процесс мотивации поведения человека через потребности бесконечен.
Отсюда вывод : менеджер должен тщательно изучить своих подчиненных и
четко представлять , какие активные потребности движут ими. Учитывая
динамический характер потребностей человека, менеджеру очень важно заметить изменение этих потребностей и соответственно изменить методы удолетворения потребностей.
Эта теория была использована в качестве основы многих современных моделей
мотивации труда.
Современные
теории управления
Взгляды Э.Мэйо идр. получили дальнейшее развитие в трудах Дугласа
Макгрегора.3
Он проанализировал деятельность исполнителя
на рабочем месте и выявил, что управляющий
может контролировать следующие параметры,
определяющие действия исполнителя:
задания которые получает подчиненный
качество выполнения задания
время получения задания
ожидаемое время выполнение задания
средства, имеющиеся для выполнения задания
коллектив , в котором работает подчиненный
инструкции, полученные подчиненным
убеждение подчиненного в посильности задания и в вознаграждении за успешную работу.
размер вознаграждения за проведенную работу
уровень вовлечения подчиненного в круг проблем , связанных с работой.
Все эти факторы ,которые
Теория «У».
1. Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.
2. Поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации.
3. Средний человек предпочитает , чтобы им руководили: он предпочитает
избегать ответственности , у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.
Теория «Х».
1. Работа для человека также естественна, как и игра.
2. Внешний контроль --- не единственное средство объединения усилий для
достижения целей организации. Человек может осуществить самоуважение и
самоконтроль служа целям, которым он привержен: приверженность формируется
как результат наград ,связанных с достижением цели.
3. Средний человек стремится к ответственности , его желание избежать
ответственности, как правило, результат прошлого разочарования и вызвано
плохим руководством сверху.
Теория
«Х» воплощает чисто
существенной централизацией власти, жестким контролем .
Теория «У» является демократическим стилем управления и предполагает
делегирование полномочий , улучшение взаимоотношений в коллективе , учета
соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержание работы.
Теории Макгрегора нельзя встретить в чистом в виде в нормальной
производственной деятельности, однако именно они оказали сильное влияние на развитие теории управления в целом. Теории «Х» и «У» были разработаны
применительно к отдельно взятому человеку.
Уильям Оучи предложил свое
понимание рассматриваемого
получившее название теории «А» и «Z» , чему в не малой степени способствовали отличия в управлении в японской и американской экономиках
Современная практика отдает предпочтение теориям «У» и «Х». Теории «Х» и «Z», теории «А» и «Z» также можно назвать мягким и жестким стилями в управлении, которые были довольно точно охарактеризованы :жесткий стиль руководства наиболее эффективен либо в очень благоприятной , либо в очень3