Основы и проблемы профессиональной этики в PR

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание

Регулирование поведения человека в обществе посредством законов, кодексов, норм и стандартов, а не на основе применения силы или его биологических и физических нужд, входит в определение цивилизо­ванного человеческого общества. Общепризнано, что социальное по­ведение человека ограничивают следующие пять факторов:
1. Закон: что разрешается и что запрещается законом?

Работа состоит из  1 файл

chaplygina.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)


Чаплыгина А.

Основы и проблемы профессиональной этики в PR

 

Регулирование поведения человека в обществе посредством законов, кодексов, норм и стандартов, а не на основе применения силы или его биологических и физических нужд, входит в определение цивилизо­ванного человеческого общества. Общепризнано, что социальное по­ведение человека ограничивают следующие пять факторов:

1. Закон: что разрешается и что запрещается законом?

2. Традиция: как традиционно оценивалась и разрешалась подоб­ная ситуация прежде?

3. Общественное мнение: что в настоящее время считается прием­лемым с точки зрения большинства?

4. Мораль: ограничения, связанные с духовными и религиозными верованиями и убеждениями, с универсальными ценностями.

5. Этика: стандарты, накладываемые обществом, профессией, орга­низацией или личностью и основанные на совести и обществен­ном сознании с точки зрения того, что хорошо и справедливо по отношению к другим и самому себе.

Так, во всяком случае, обстоят дела в начале XXI в. Конечно, в эти определения можно внести множество поправок и уточнении, но оче­видно одно: существуют силы, помогающие обществу функциониро­вать, несмотря на мощное влияние со стороны личной заинтересован­ности, эгоизма, соперничества, преступности и других зол, которые стремятся разрушить общество.

Трудности, связанные с попыткой сформулировать принципы эти­ческого поведения и ограничить его рамками стандартов и кодексов, объясняются прежде всего разнообразием индивидуумов, проблем Я ситуаций. Что приемлемо в одном случае, оказывается недопустимым в другом; что принимает в общественном поведении отдельное лицо или группа лиц, не принимается другими. Изменяющаяся с течением времени жизнь также привносит дополнительные сложности в определение и претворение в жизнь этических норм поведения.

Особенно существенными и имеющими первостепенный характер этические проблемы становятся тогда, когда речь заходит о реализации практической деятельности в области связей с общественностью.

 

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Как свидетельствует мировой опыт, специалисту по связям с обществен­ностью очень часто приходится сталкиваться с этическими проблемами, порожденными конфликтом между целью и этикой средств ее достиже­ния. Забота об этичном поведении в сфере связей с общественностью свя­зана с моральной стороной этой сравнительно молодой профессии.

Репутация компании или организации обычно оценивается по трем направлениям:

                         нравственное поведение

                         ответственность перед обще­ством

                         финансовое положение

Приверженность организации интере­сам общества должна быть ясной и отчетливой. Связи с общественно­стью занимаются проблемами ответственности и соблюдения этических норм по двум направлениям: необходимость принимать во внимание по­ведение конкретного человека, профессионала в PR, и той организации, которую он представляет.

Любое обсуждение профессионального статуса связей с общественно­стью неминуемо начинается с обсуждения вопросов этики. И несмотря на то, что в России есть практики и теоретики, осознавшие перспективность и необходимость связей с общественностью как для успешного существо­вания фирмы в конкурентной среде, так и для гармонизации обществен­ных отношений в целом, в российском PR это обсуждение почти всегда ограничивается обсуждением конкретной проблемы. Для этого есть свои причины. Специалисты по PR чаще всего заняты классификацией про­блем, планов, организацией кампаний и разработкой стратегий. Во мно­гих случаях они не уделяют должного внимания вопросам этики и не рас­сматривают их как проблемные теоретические вопросы.

Глобализация мира, создание международной системы коммуника­ций, бизнес-сетей, развитие науки и глобальной сети профессиональ­ных организаций означают, что ограничение дискуссий по этическим вопросам рамками одной страны уже невозможно: власть и воздействие профессионалов уже не сдерживаются ни национальными, ни культур­ными границами. Вот почему вопросы этики и профессионализма так волнуют в наши дни мировую общественность: социальная ответствен­ность уже не представляет собой лишь локальную проблему.

Приверженность определенному кодексу профессиональной этики позволяет отличить работу профессионала от других видов квалифици­рованной деятельности. В этом случае вопросы этики приобретают осо­бую значимость, поскольку именно профессионалы, обладающие глубо­кими познаниями в сфере деятельности, имеют возможность принимать решения, влияющие на самые различные аспекты жизни общества. «Лю­бая профессия должна оправдывать ожидания и выполнять моральные обязательства на уровне общества. Преданность идее служения обще­ству должна быть свойственна как отдельным специалистам, так и про­фессии в целом. Чтобы успешно исполнять свои социальные обязатель­ства, профессионалам недостаточно лишь предоставлять клиентам свои знания и квалифицированные услуги: они несут ответственность за со­вершенствование институтов, предоставляющих эти услуги.»[1]

Профессиональное поведение основывается на том, что считается «правильным поведением», контролируется и оценивается в соответ­ствии с принятым кодексом поведения и проводится в жизнь путем при­менения мер принуждения к тем, кто не соблюдает стандартов професси­ональной деятельности. Принципы, лежащие в основе профессиональной этики, заключаются в том, что действия профессионала направлены на создание наибольшего блага как для клиента, так и для общества в целом, а не на усиление позиций и власти этого профессионала.

Клю­чевыми моментами с точки зрения правовых и этических норм для спе­циалистов PR является неукоснительное соблюдение, прежде всего, законов страны, в которой они действуют. В полной сте­пени это относится к законам о распространении информации, нанесе­нии вреда посредством опубликования ложных или намеренно искажен­ных сведении, нарушении прав личности на частную жизнь. Столь же обязательным для них является следование этическим нормам, налага­емым профессией. С. Блэк в своей книге «Паблик рилейшенз» сравнивает PR с медициной: «После продолжительного, всестороннего учебного курса врач должен сдать квалификационный экзамен, прежде чем получит официальное удостоверение на право практики. Затем врач может приступить к работе в качестве терапевта и продолжить обучение, если он желает специализироваться в узкой области медицины, или устроиться на работу в научное заведение или в медицинскую промышленность. Всех начинающих врачей во всех странах объединяют две общие черты: они владеют базовыми знаниями в области медицины и хирургии и принимают клятву Гиппократа. Примерно то же происходит и с PR. Все занимающиеся PR, независимо от их узкой специализации, должны усвоить базовые знания и опыт владения методами и средствами, соблюдать определенные правила и нормы профессионального поведения». [2]И если в медицине основой профессиональной этики уже много столетий является клятва Гиппократа, то в PR (несравнимо более молодой науке) этой базой стали разнообразные этические кодексы.

 

ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ В PR

За историю существования PR как профессии было разработано прецедентное право профессионального поведения и в 1962 году был принят первый профессиональный кодекс Международной Ассоциации общественных отношений (IPRA). Собственные кодексы приняли и многие национальные ассоциации. Предполагалось, что строгое следование кодексам в значительной степени способствовало бы утверждению PR как профессии и помогло бы сохранить высокое качество работы. Всего было создано немало кодексов профессионального поведения, среди них можно назвать следующие:

                         Римская Хартия (принята в октябре 1991 г.)

                         Хельсинкская хартия (принята в 1997 г.)

                         Афинский кодекс (принят в 1965 г.)

                         Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (принят 26 сентября 2001 г.)

                         Лиссабонский кодекс (принят в апреле 1978 г., дополнен в мае 1989 г .)

                         Кодекс профессионального поведения IPRA (принят в мае 1961 г.)

                         Кодекс профессионального поведения Британского института PR (принят в декабре 1963, пересмотрен в 1985, в обновленном виде принят в 1986 г.)

                         Международный кодекс рекламной деятельности (впервые принят в 1937 г.)

                         Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (принята в ноябре 1994 г.)

                         Кодекс профессиональных стандартов Американского общества по связям с общественностью

                         Декларация принципов профессиональной деятельности американского общества по связям с общественностью

                         Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью (подписана летом 1997 г.)

Эти кодексы регулируют профессиональное поведение всех занимающихся PR по отношению к другим гражданам и должны поэтому соответствовать законам, традициям и обычая соответствующей страны.  Они определяют профессиональные стандарты практической деятельности, юридические и этические сложности, которые возникают у специалиста PR во время реализации его профессиональной деятельности.

Общепринятые стандарты кодекса профессиональ­ной этики специалиста сводятся к следующему:

• основным принципом профессиональной этики специалиста в об­ласти связей с общественностью служит твердое правило — инте­ресы клиента или организации должны быть всегда выше интере­сов практики PR;

• профессиональный уровень специалиста в области связей с об­щественностью определяется эффективностью результатов кам­пании по достижению взаимовыгодных отношений между орга­низациями и общественностью;

• приоритетным направлением в области связей с общественно­стью должно быть достижение гармонии и понимания между вза­имодействующими общественными субъектами — индивидом и организацией, организацией и обществом.

Этические правила призваны укреплять уверенность добросовестных, профессионально подготовленных специалистов по связям с обществен­ностью в том, что их качества и усилия будут всесторонне оценены и воз­награждены по достоинству; они должны учитывать реальные стороны профессиональной работы и держать их в этическом контексте, причем чем шире будет этот контекст, тем лучше. На этом предположении основываются все этические кодексы в об­ласти связей с общественностью.

Основные положения всех вышеперечисленных кодексов можно объединить вокруг четырех главных проблем:

• публикация информации, потенциально способной нанести вред всему обществу или его части;

• намеренная публикация информации, ущемляющей интересы и достоинство личности или организации;

• нарушение корпоративных правил;

• нарушение этических норм по отношению к обществу, средствам массовой коммуникации, коллегам по профессии.

Рассмотрим эти проблемы и более подробно — те осложнения, которые они потенциально могут вызвать и действительно реально создают.

 

1. Сообщение информации, потенциально способной нанести вред всему обществу или его части

Большая часть информации, получаемой общественностью о деятельности организаций, независимо от того, относятся ли они к коммерческому или некоммерческому сектору либо представляют собой властные струк­туры, поступает от служб по связям с общественностью через средства массовой информации или по другим информационным каналам. Именно таким образом до целевых групп и до широкой общественности в целом доходят сведения об экономических, финансовых, технологических и социальных программах, которые реализуют компании, внося свои по­ложительный вклад в развитие общества. И следовательно, это обстоя­тельство позволяет говорить о неоценимой роли PR в жизнедеятельности как самой организации, так и всего общества.

Неверно было бы полагать, что специалисты по связям с обществен­ностью, как создатели этих изначальных сведений (позже они могут претерпеть изменения по воле тех или иных редакторов в средствах массовой информации), полностью свободны и ничем не лимитирова­ны в своих действиях. Некоторые ограничения в распространении той или иной информации определяются самой организацией, другие ис­ходят из федеральных или местных законодательных или исполнитель­ных органов и, наконец, последняя группа ограничений (по порядку, но не по их роли и значимости) диктуется этическим кодексом специ­алистов по связям с общественностью, а также личными ценностями, которыми они руководствуются в своей деятельности.

В качестве примера приведем два случая, иллюстрирующих (каж­дый по-своему) положение о том, с какой осторожностью специалис­ты по связям с общественностью, а вместе с ними и журналисты, дол­жны подходить к распространению информации.

 

Пример 1

Американский, а затем и мировой кризис, начавшиеся снижением стоимости акций на нью-йоркской бирже в 1929 г., частично были спровоцированы об­вальной, хотя и соответствующей действительности на первом этапе, инфор­мацией о разорении нескольких банков и компаний. Очень скоро этот инфор­мационный поток превратился в дезинформацию вследствие манипуляторских и спекулятивных действий отдельных брокеров и биржевых маклеров и привел к обесцениванию акций вполне состоятельных банков и компаний, которые за бесценок скупались этими самыми брокерами и маклерами. Дальнейшее раз­витие событий нам хорошо известно по учебникам истории, литературе, филь­мам — последовал всемирный кризис, разоривший миллионы людей.

Информация о работе Основы и проблемы профессиональной этики в PR