Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа
Регулирование поведения человека в обществе посредством законов, кодексов, норм и стандартов, а не на основе применения силы или его биологических и физических нужд, входит в определение цивилизованного человеческого общества. Общепризнано, что социальное поведение человека ограничивают следующие пять факторов:
1. Закон: что разрешается и что запрещается законом?
Понятие порядочности подсказывает, что лучше избегать:
• составления материалов, которые могут подорвать репутацию других специалистов, также работающих в области связей с общественностью; исключение составляют ситуации, когда этот другой специалист «занимается неэтичной, противозаконной, недобросовестной практикой»[9];
• использования или передачи другим лицам ради личной выгоды конфиденциальной информации, полученной от бывших или настоящих клиентов;
• принятия поручения от клиентов, находящихся в конкурирующих отношениях с работодателем, у которого специалист по связям с общественностью работает в настоящее время.
Нарушение принципа порядочности, в частности подрыв репутации других специалистов в области PR в последнее время широко распространен в сфере политического PR. Своими обвинительными публикациями в адрес таких специалистов как С. Белковский, Г. Павловский славится веб-сайт Компромат.ру.
Отметим, что следует помнить специалистам по связям с общественность в связи со всеми замечаниями, высказанными ранее относительно соблюдения и несоблюдения этических норм:
• преступая этические нормы, PR-специалист во многих случаях нарушает и закон, а следовательно, наносит вред своей собственной карьере;
• неэтичное поведение разрушает личное достоинство специалиста (ведь он осознает, что поступает неэтично), а также его человеческое и профессиональное доверие к себе; такой специалист вряд ли будет востребован клиентами;
• неэтичное поведение PR-специалиста разрушает также деловую репутацию организации или клиентов, на которых он работает, и подрывает доверие к ним;
• неэтичным поведением такой специалист подрывает доверие общества в целом ко всей профессии по связям с общественностью.
Поскольку, как показывает практика и знакомство с функциональными обязанностями PR-специалистов, в России им довольно часто приходится заниматься рекламной деятельностью и так как законы, регулирующие деятельность PR-специалистов, еще не приняты, хорошее знание закона, касающегося рекламы, для них очень полезно.
В нашей стране Федеральный закон «О рекламе» был впервые принят 18.07.1985 г. Он прежде всего определяет круг общественных отношений, связанных с размещением и распространением рекламной продукции, а также защищает потребителя от рекламы недоброкачественных товаров, а самих рекламодателей — от недобросовестной конкуренции с помощью рекламы.
В ст. 2 Федерального закона «О рекламе» дается определение понятия рекламы, где разъясняется, что под ней понимается «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».[10] Остальные статьи Закона подробно и досконально описывают и предписывают ограничения и запреты, накладываемые на рекламодателей, производителей и средства массовой информации, занимающиеся размещением и распространением рекламы.
В Законе также дается характеристика недобросовестной рекламы (ст. 6 ФЗ «О рекламе»), которая определена как скрытая, намеренно ложная, недостоверная, неэтичная. А так как этическая составляющая в профессии специалиста по связям с общественностью занимает очень важно место, приведем ст. 8 ФЗ «О рекламе», где подробно рассматривается проблема неэтичной рекламы.
«Неэтичной является реклама, которая:
содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении национальности, профессии, социальных категорий, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;
• порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;
• порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства религиозные символы;
• порочит какое-нибудь физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.
Неэтичная реклама не допускается».[11]
Текст этой статьи Федерального закона «О рекламе», как и многих других статей, касающихся необходимости соблюдения в рекламе этических норм и универсальных ценностей, повторяет многие положения Международного кодекса рекламной практики. В этом Кодексе прописано, что «реклама должна:
быть законной, честной и достоверной;
помнить о своей ответственности перед обществом;
уважать и поддерживать общественные ценности;
руководствоваться принципами добросовестной конкуренции;
не должна:
наносить вред рекламной деятельности в глазах общества;
содержать прямой или косвенной клеветы. Заканчивая рассмотрение вопроса о роли и значении соблюдения правовых и этических норм в деятельности специалиста по связям с общественностью, следует еще раз подчеркнуть и обозначить как основополагающую и приоритетную обязанность такого специалиста:
самому соблюдать эти нормы и проповедовать такое поведение среди своих коллег по профессии, в своей организации, в обществе.»[12]
Наиболее серьезные этические проблемы возникают, когда специалист по PRдолжен принять решение о возможности применения своих знаний для пропаганды того, что по его мнению является злом или противоречит интересам его страны. Это крайне сложная проблема, и ответ, скорее всего, лежит не в области логики, а в области сознания.
Очевидно, что подобные проблемы могут возникнуть как у тех специалистов, которые работают в постоянном штате компании, так и у тех, кто дает консультации. Этические соображения при этом сходны, но их практическое проявление весьма различно.
Предполагается, что каждый ответственный человек знакомится с характером деятельности организации прежде чем принять предложение о поступлении на работу. Если же уже приняв решение он узнает, что деятельность организации противоречит закону или его морально-этическим представлениям, он, видимо, должен уволиться. Такие чрезвычайные ситуации происходят нечасто. Более вероятно возникновение ситуаций, когда честность некоторых действий представляется сомнительной или когда возможно противоречие этих действий интересам страны или отдельных граждан. Здесь опять же можно говорить об увольнении, что требует известной доли мужества, особенно для семейного человека, но на другой чаше весов лежит компромисс с собственной совестью. Для эффективной работы в сфере PR необходима вера в деятельность или продукцию организации, а это невозможно при несоответствии моральных норм работника нормам этой организации. Это напоминает нам о том, что PR – не только наука, но и искусство.
Что касается деятельности PR-консультантов, они также сталкиваются с проблемами этического характера, но здесь вопрос стоит иначе: должен ли консультант предоставить свои услуги для пропаганды чего-либо, что можно считать противоречащим общественным интересам.
В условиях современной России в связи с насущной потребностью стабилизации образа жизни, становления рыночных отношений, сохранения ценностей российской культуры, создания цивилизованных условий жизни, духовного и физического развития нации нравственный аспект в деятельности связей с общественностью приобретает особое значение.
Еще десять лет назад в России мало кто представлял себе, что такое связи с общественностью и как они работают. Однако сегодня для многих PR стал профессией такой же ответственной, как и многие другие. В настоящий момент в России существует немало агентств, которые занимаются установлением связей с общественностью и на практике доказывают свой профессионализм и высокие стандарты качества.
Этические нормы и правила предотвращают разного рода конфликты, возникающие в практической деятельности. Они отнюдь не регламентируют гражданскую жизнь специалистов PR, не ограничивают их права и свободы, а лишь определяют нравственную сторону их деятельности, устанавливают четкие этические нормы профессионального поведения. А главное, они не заменяют личного нравственного выбора, позиции и убеждений человека, его совести и ответственности.
По словам С. Блэка, «совершенно необязательно безоговорочно верить в то дело, которое пропагандируешь, но неэтично служить делу, которое считаешь неправым». [13]Можно ли считать этичной работу убежденного трезвенника в пивоваренной компании? И этично ли рекламировать сигареты, если известно, что их употребление вызывает рак легких? Подобные этические проблемы в области PR, как и в других областях человеческой деятельности, порой оказываются весьма сложными, но даже при наличии многочисленных профессиональных кодексов решать их следует прежде всего в соответствии с личными убеждениями. Ни один, самый детально разработанный этический кодекс не может дать формальных и готовых рецептов на все случаи.
Основное условие демократии – это право каждого убеждать других в чем-либо, при том что средства убеждения честны и законны. И в области PR это условие является основным способом деятельности. Таким образом, все занятые в области связей с общественностью, должны неизменно сохранять чувство ответственности, поскольку их деятельность воздействует на сознание людей и влияет на жизнь общества.
1. С. Блэк , «Паблик рилейшнз» – М., Сирин, 2002
2. Кочеткова А. В., Филиппов В. Н., Скворцов Я. Л., Тарасов А. С., «Теория и практика связей с общественностью» – СПб.: Питер, 2006
3. http://ru.wikipedia.org/
4. Иванова К. А, «Бесценные советы для начинающего PR-менеджера» – СПб.: Питер, 2006
5. Алешина И. В, «Паблик рилейшнз для менеджеров» – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2006.
6. Ньюсом Д, Тёрк Дж.В., Крукеберг Д, "Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз". - 7 изд.: - М.: Консалтинговая группа "ИМИДЖ-Контакт": ИНФРА-М, 2001
7. Василенко А.Б., «Пиар крупных российских корпораций» – М.: ГУ ВШЭ, 2001
9. Кодексы профессиональной этики PR, перечисленные на стр. 7
10. Практические примеры взяты из прессы (см. сноски), а также были подсказаны Чаплыгиным А.Г. и Ганиянцем И. И. (“Insiders”)
[1] А.В. Кочеткова и др , «Теория и практика связей с общественностью» – СПб.: Питер, 2006
[2] С. Блэк, «Паблик рилейшнз» – М., Сирин, 2002
[3] http://ru.wikipedia.org/ - 25 декабря 2006 г.
[4] Иванова К. А, «Бесценные советы для начинающего PR-менеджера» – СПб.: Питер, 2006
[5] Ольга Шумяцкая. Живое-неживое.// «Московские новости», № 12 (1279), 25-31.03.2005 г.
[6] «Коммерсантъ», № 53, 26.03.2005 г.
[7] Алешина И. В, «Паблик рилейшнз для менеджеров» – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2006.
[8] Иванова К. А., «Бесценные советы для начинающего PR-менеджера» – СПб.: Питер, 2006
[9] ст. 14,15 Кодекса профессиональных стандартов Американской ассоциации по связям с общественностью
[12] Международный кодекс рекламной практики (кодекс МТП)
[13] С. Блэк , «Паблик рилейшнз» – М., Сирин, 2002
Информация о работе Основы и проблемы профессиональной этики в PR