Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:03, реферат

Описание

Менеджмент- это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. Без этого элемента "производственные ресурсы" остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством. В условиях конкуренции жизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят от опыта и эффективности менеджмента. Опыт и умение правильно действовать являются единственными преимуществами, которые имеет предприятие в конкурентной экономике. Современная теория и практика менеджмента приобретает особое значение с двух точек зрения.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 80.56 Кб (Скачать документ)

                                               Введение

 

Менеджмент- это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. Без этого элемента "производственные ресурсы" остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством. В условиях конкуренции жизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят от опыта и эффективности менеджмента. Опыт и умение правильно действовать являются единственными преимуществами, которые имеет предприятие в конкурентной экономике.  Современная теория и практика менеджмента приобретает особое значение с двух точек зрения.

Во-первых, переход  российской экономики на рыночные отношения  требует изучения форм и методов  управления на уровне основного хозяйственного звена - предприятия, производственного отделения. Практическое использование такого опыта на отечественных предприятиях и объединениях - одна из первоочередных задач.

Во-вторых, широкий  выход отечественных предприятий  и объединений на мировые рынки  обусловливает необходимость изучения и знания практики и теории менеджмента.

В данной работе освещены основы теории по следующим  темам: 1.Основные элементы системы менеджмента.                                                       

2. Подходы  к понятию «менеджмент».   

3.Определение  роли и места менеджера в  организации требований к современному  руководителю.

4. Получение  комплексного представления о  методологии современного менеджмента.

5.Процессы  разработки целей и стратегии  организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Тема1. Сущность и содержание менеджмента

                          

                           Экономические основы менеджмента

 

Менеджмент  это управление социально-экономическими системами. Определение понятия "менеджмент" говорит о том, что менеджмент является экономическим органом, функционирующим в современном индустриальном обществе.Любое действие, любое решение, принимаемое менеджментом - это мероприятие экономического характера. Таким образом, эффективность менеджмента и деятельности менеджеров можно измерять лишь с помощью показателей экономических успехов, экономических результатов.

Менеджмент  имеет свой собственный экономический механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом.

 

             Понятие менеджмента как типа рыночного управления

 

Менеджмент- это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент  как тип рыночного управления имеет следующие отличительные черты:

-     ориентация на человека;

-     ориентация на потребителя;

-     полная ориентация на рынок;

-     постоянное совершенствование системы управления организацией.

           Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

•  ориентацию фирмы на спрос и потребности  рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех  видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме  намечаемую прибыль;

• постоянное стремление к повышению эффективности  производства, к получению оптимальных  результатов с меньшими затратами;

• хозяйственную  самостоятельность, обеспечивающую свободу  принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

• выявление  конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных  подразделений на рынке в процессе обмена;

• необходимость  использования современной информационной базы с компьютерной техникой для  многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.                               

                                   Цели и задачи менеджмента

 

Конечная  цель менеджмента состоит в обеспечении  прибыльности, или доходности, в  деятельности фирмы путем рациональной организации производственного  процесса. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.

Важнейшей задачей  менеджмента является организация  производства товаров и услуг  с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с  этим в задачи менеджмента входит

• обеспечение  автоматизации производства и переход  к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

• стимулирование работы сотрудников фирмы путем  создания для них лучших условий  труда и установления более высокой  заработной платы;

• постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

• постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также

• определение  конкретных целей развития фирмы;

• выявление  приоритетности целей, их очередности  и последовательности решения;

• разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных  задач и путей их решения;

• выработка  системы мероприятий для решения  намечаемых проблем на различные  временные периоды;

• определение  необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

• установление контроля за выполнением поставленных задач.

 

                    Тема2. Развитие взглядов на менеджмент

          

          Развитие менеджмента в прошлом и настоящем

 

Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в  настоящее время, появилось не сразу. Как только доисторические люди стали  жить организованными группами, у  них появилась необходимость  управления. На первом этапе, когда  группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком - вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения, выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций

  Древние  греки уделяли особое внимание  вопросам организации и управления  производственными процессами, заботились  о четкой специализации рабочих.  У Сократа дается понимание  управления как особой сферы  человеческой деятельности. Он говорил  о том, что главным в управлении  является поставить нужного человека  на нужное место и добиться  выполнения поставленных перед  ним задач. 

 Линейная  структура управления государством  получила выражение в системе  управления Римской империей. К  сожалению, эволюция управленческой  мысли в России этого периода  изучена недостаточно. Переворот  в производственных отношениях  связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.   С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса.  Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы. Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:

- индустриальный  способ организации производства;

- развитие  рыночных отношений, основными  элементами которых являются  спрос, предложение и цена.

На протяжении всей истории развития менеджмента  ученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попытки  разработать универсальную классификацию  школ менеджмента. Предложенные ими  классификации носят, в известной  мере, условный характер. Это объясняется  тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных  взглядов и позиций, трудно найти  один универсальный принцип, который  следует положить в основу классификации. В американском учебнике по управлению описан современный взгляд на классификацию  подходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитие управленческой мысли. В настоящее время известны четыре важнейших подхода, которые  позволили выделить четыре школы  управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах:

  · Школа научного управления

  ·  Классическая (административная) школа  в управлении 

  ·  Школа психологии и человеческих  отношений. 

  ·  Школа науки управления 

 Все  вышеуказанные школы внесли значительный  вклад в развитие  науки об управлении.

 

                                  Школа научного управления

 

  Возникновение  современной науки управления  относится к началу XX в. и связано с именами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Термин  «научное управление» впервые был  предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции. Метод исследования Тейлора заключался в разделении труда на исполнительный и распорядительный.

Тейлор  считал, что с помощью соответствующей  системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора  заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих  и менеджеров. Цели не были достигнуты.

Идеи  Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь  следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.  Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности. Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

 

        Школа человеческих отношений и поведенческих наук

  Вклад школы в развитие менеджмента:                                                                                     1. Применение приемов управления, межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.                                                                      2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.                                                                                                  В 20-е гг. классическим представлениям о роли человека в организации стало противопоставляться новое гуманистическое направление. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.Представители: Э. Мэйо, Г. Мюнстерберг, М. Паркер Фоллет.                                                                                                   С конца 50-х гг. XX века школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук (бихевиористскую). Главным постулатом школы поведенческих наук является не метод налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации  в целом на основе поведенческих наук. Представители: Д. Мак Грегор, Фредерик Герцбер, Уильям Оучи и др.                                     Д. Мак Грегором были разработаны теория Х и теория У, в которых описаны 2 типа работников, требующих  два типа управления.Теория Х воплощает авторитарный стиль управления. Теория У –  демократический стиль управления.Американский профессор У. Оучи в 1981 году  выдвинул теорию Z (японский стиль управления) и теорию А (американская модель управления).

Тема3. Методология современного менеджмента

             Основополагающие подходы к изучению менеджмента                 

 

Процессный  подход появился в 20-х годах XX века и существует до настоящего времени. Это первый исторически сложившийся подход. Он был предложен классической административной школой. Этот подход рассматривает менеджмент как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, определяет менеджмент как процесс, в котором деятельность направлена на достижение целей организации. В соответствии с процессным подходом каждая из управленческих функций тоже является процессом.

  Системный подход появился в 50-е годы XX века и существует в наши дни. Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению. Он предполагает исследование объекта анализа как системы, включающей в себя составные компоненты (подсистемы), без которых невозможно функционирование объекта в целом. При анализе рассматриваются внутренние связи между компонентами и внешние связи объекта. Применение системного подхода к менеджменту помогает увидеть организацию в единстве составляющих её частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.

Информация о работе Основы менеджмента