Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:03, реферат

Описание

Менеджмент- это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. Без этого элемента "производственные ресурсы" остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством. В условиях конкуренции жизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят от опыта и эффективности менеджмента. Опыт и умение правильно действовать являются единственными преимуществами, которые имеет предприятие в конкурентной экономике. Современная теория и практика менеджмента приобретает особое значение с двух точек зрения.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 80.56 Кб (Скачать документ)

Ситуационный  подход – появился в 60-е годы XX века, существует в наше время. Он основан на предположении, что в менеджменте организации не существует только одного набора принципов, которые могут быть использованы во всех ситуациях, т.е. отвергаются любые универсальные принципы менеджмента.

 

                         Классификация функций менеджмента

 

Функции менеджмента  являются составными частями любого процесса управления  в независимости от особенности той или иной организации. Эти функции называют общими и в их составе выделяют: планирование, организацию, мотивацию, контроль и  координацию

1.Планирование – это разработка  плана,  определяющего  то,  чего  нужно

достичь и какими способами

2.Под организацией понимается  процесс:

. Определение рациональных  форм разделения труда;

. Распределение  работы  среди  работников,   групп   работников   и

подразделений;

. Разработки структуры  органов управления;

. Регламентация функций,  подфункций, работ, операций;

. Подбора и расстановки  кадров.

3.Мотивация – это процесс  побуждения себя и других  к   деятельности  для

достижения личностных целей  и целей организации.

4.Контроль – это процесс  обеспечения достижения организацией  своих целей.

5.Координация – функция процесса управления, обеспечивающая,  во-первых,

его  бесперебойность  и  непрерывность,  и,  во-вторых,   взаимосвязь   всех

функций.

 

                       Организация как открытая система

Система – совокупность  взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новым свойством, которым не обладает в отдельности ни один из ее элементов                                                                                                                                    Признаки системы:                                                                                                                 1.Сложность объекта и его целостность.                                                                                              2. Способность делиться на подсистемы (это не отделы).                                                               3. Быть, как правило, элементом системы более высокого уровня.                                                 4. Способность образовывать единство с внешней средой.                                                                Любая организация является открытой системой.

        Вход                Преобразователь                     Выход

 

Рисунок 1. Модель организации как открытой системы

 

Тема4. Стратегическое планирование как функция менеджмента

    

    Понятия «стратегия» и «тактика» в менеджменте

Понятие стратегии пришло в теорию и практику менеджмента из военной сферы  в 70-х годах XX века.                                                                                                                           Стратегия – генеральная программа действий (общий комплексный план) организации, устанавливающий приоритеты проблем, ресурсов и последовательность шагов для обеспечения осуществляемой миссии и достижения стратегических целей организации.                                               Тактика – краткосрочные планы организации.

               Процесс стратегического планирования

   Стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Процесс перспективного планирования в современных организациях (предприятиях) включает в себя долгосрочное и стратегическое планирование. Долгосрочное планирование основано на экстраполяции сложившихся тенденций развития, т.е. построение планов осуществляется от прошлого к будущему.                                                                                             Отличительным принципом стратегического планирования является построение планов от настоящего к будущему. Важное место в нем отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, которые способны изменить сложившиеся тенденции.Целью стратегического планирования является разработка стратегии.Процесс стратегического планирования может быть представлен в следующем виде

Рисунок 2. Процесс стратегического планирования

                      Классификация целей организации

1. По степени важности для организации:                                                                                            -  стратегические;                                                                                                                                            -  тактические.                                                                                                                                2. Период времени, необходимый для реализации цели:                                                                     - долгосрочные (>5 лет);                                                                                                                           - краткосрочные (<1 года);                                                                                                                        - среднесрочные (1-5 лет).                                                                                                                 3.  По содержанию:                                                                                                                                     - технологические;                                                                                                                                     - экономические;                                                                                                                                         - производственные;                                                                                                                                 - административные;                                                                                                                                 - маркетинговые;                                                                                                                              - научно-технические;                                                                                                                               - социальные.                                                                                                                                              4. По форме выражения цели:                                                                                                                 -  количественные;                                                                                                                                        -  качественные.                                                                                                                                       5. По уровню, к которому цели относятся:                                                                                   - общие;                                                                                                                                                       - специфические цели.

             

             Тема5. Функция организации в менеджменте

 

                       Виды полномочий в организации

Каждый  элемент структуры управления организацией (подразделение, должность) является носителем  определенных управленческих полномочий.

Полномочия – это совокупность официально предоставляемых прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации.                                                                                       Существуют следующие виды управленческих полномочий:                                 1. Распорядительные полномочия. Они бывают линейными и функциональными, ими обладают руководители.                                                                                               2. Рекомендательные (консультант, референт, специалист).                                           3. Контрольно-отчетные полномочия (аудиторы, ревизоры).                                   4. Координационные полномочия (координационные советы, комитеты, комиссии на постоянной или временной основе).                                                                          5. Согласительные. Они могут быть предостерегающими (юрист) и блокирующими (главный бухгалтер).

       Методы проектирования организационных структур

Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения  к модели рациональной структуры  управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при  рассмотрении, оценке и принятии к  практической реализации наиболее эффективных  вариантов организационных решений. Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих  методов: 1) аналогий; 2) экспортно-аналитического; 3) структуризации целей и 4) организационного моделирования.                                                                                                         Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологии, спецификой организационного окружения, размером и т. п.), по отношению к проектируемой организации.                                                                      Экспортно-аналитический метод состоит в иследовании и аналитическом изучении организации, проводимыми квалифицированными специалистами с привлечением ее руководителей и других работников, с тем чтобы выявить проблемы в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке.                                                                                                                                   Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей.                                                                                                                                           Метод организационного моделирования представляет собой разработку математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных.

                        

             Типы  организационных структур

В современной теории и практике менеджмента  выделяют два типа организационных  структур:                                                                                                           -  бюрократический;                                                                                                                        -  органический.                                                                                                                    Особенностями бюрократического типа являются: рациональность, ответственность, иерархичность.                                                                                                                                    Виды бюрократических структур управления организацией:                                                 1. Линейная структура.                                                                                                       2. Функциональная структура.                                                                                                    3. Линейно-функциональная структура (является наиболее распространенной).                                                                                             4. Линейно-штабная структура.                                                                                                    5. Дивизиональная структура.                                                                                                Органические структуры возникли как антипод бюрократическим.                         Принципиальные отличия органических структур:                                                             1. Высокая гибкость.                                                                                                              2. Меньшая связанность правилами и нормами.                                                       3. Использование в качестве базы групповой организации труда.                                              Виды  органических структур:                                                                                                                  1. Проектные структуры.                                                                                                                      2. Матричная структура.                                                                                                                        3. Бригадная структура.

                 Тема6. Мотивация как функция менеджмента

      Сущность и содержание мотивации в современных условиях

При планировании и организации работы руководитель прежде всего определяет, что конкретно должна сделать организация, как и кто должен это выполнить. Правильный выбор позволяет руководителю координировать усилия многих людей и воплощать в жизнь их потенциальные возможности. Осуществляя этот процесс, руководители используют принципы мотивации. 
Мотивация - это процесс побуждения людей к деловой активности для достижения личных целей, а также целей организации.

Рис 3.. Простейшая модель мотивационного процесса

 

 

Экономические и неэкономические мотивы в мотивации персонала   организации

Мотив это то, что вызывает определенные действия человека. Он имеет персональный характер и зависит от множества факторов. Мотивы «включаются» под  влияние стимулов. В качестве стимулов могут выступать не только материальные предметы, но и действия других людей, предоставляющиеся возможности, надежды и т.д.                                           Мотивы можно разделить на 2 группы: экономические и неэкономические. Экономические мотивы могут быть прямыми (зарплата, премии, льготы) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, сокращенный рабочий день, гибкий график работ, увеличенный отпуск.)                                                                                                   Неэкономические мотивы делятся на организационные (мотивация целями, привлечение к участию в делах организации,  обогащение труда) и моральные (личное и публичное признание, похвала и критика).

                 Содержательные теории мотивации

Содержательные  теории мотивации – делают основной акцент на определение перечня и структуры потребностей.                                                                                                                  Среди содержательных теорий мотивации выделяют:                                                                       -  теорию иерархии потребностей А. Маслоу;                                                                                     -  теорию ERG К. Альдерфера;                                                                                                              -   теорию приобретенных потребностей Д. МакКлелланда;                                                               -  теорию 2-х факторов Ф. Герцберга.                                                                                                       1. Теория иерархии потребностей А .Маслоу.                                                                                           А. Маслоу выделяет 5 групп потребностей:                                                              1. Физиологические потребности. К этой группе потребностей относятся потребности в пище, воде, воздухе и т.д., т.е. потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии.                                                                                                        2. Потребности безопасности связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии.                                                                                              3.   Потребности принадлежности и причастности. Человек стремится к участию в совместных действиях.                                                                                                      4. Потребность признания и самоутверждения связана с желанием людей, чтобы окружающие признавали их компетентными, способными и уважали их за это.                                                                                                        5. Потребность самовыражения  состоит в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков.                                               По мнению А. Маслоу, для человека приоритетны потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации.                                                                                                  2. Теория ERG(ССР) К. Альдерфера.                                                                                                   Согласно данной теории потребности человека могут быть объединены в три отдельные группы:                                                                                                                                            1.   Потребности существования.                                                                                                                2.   Потребности связи.                                                                                                                               3.   Потребности роста.                                                                                                                                 3. Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда.                                                          Д. МакКлелланд выделяет 3 группы потребностей:                                                                                     -  потребность достижения;                                                                                                                    -  потребность соучастия;                                                                                                                         -  потребность властвовать                                                                                                                      3 группы потребностей  в концепции Д. МакКлелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически.                                                                                                                4. Теория 2-х факторов Ф. Герцберга.                                                                                             Ф. Герцберг связывал мотивацию с удовлетворенностью и неудовлетворенностью работой.Факторы, влияющие на устранение неудовлетворенности Ф.Герцберг называл «гигиеническими»,  или «факторами здоровья» (стиль руководства, политика компании, условия работы, межличностные отношения, заработная плата), а факторы, влияющие на удовлетворенность работников, он называл мотиваторами (трудовые успехи, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, возможности творческого и делового роста).

Информация о работе Основы менеджмента