Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать как происходит государственное регулирование деятельности банков в современных условиях.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что банки выполняют разнообразные функции и вступают в сложные взаимоотношения меж¬ду собой и другими субъектами хозяйственной жизни.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………...…………………………..…..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОГРАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………….…..4
1.1 Сущность и правовые основы регулирования банков. Лицензирование деятельности кредитных организаций…….……..…4
1.2 Экономическое регулирование и надзор за деятельностью банков.…8
1.3 Основные направления работы с проблемными банками………..….12
2 ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕММЫ. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ .….….16
2.1 Оценка структуры банковской системы……………………….….…..16
2.2 Проблемы и перспективы банковского регулирования……..……….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…….…..……..…..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………………..…….….27
- достаточность капитала (отношение собственных средств к
ликвидным активам);
- качество его активов с точки зрения риска ликвидности;
- доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или 1
занятого);
- ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои
обязательства) - соотношение ликвидности и прочих активов.
Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его активов. Глубокий анализ качества активов, выявление не возвращаемых или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены в процессе инспектирования на месте. Представляемая банком отчетная документация может использоваться как показатель состояния его активов, и на ее основе в некоторой мере можно оценить кредитный риск, или риск неуплаты по кредиту, со стороны заемщика.
Инспектирование на местах.
Проверка степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, формирование максимально точного представления о положении банка, качестве его менеджмента могут быть обеспечены только в ходе проверки на месте.
Во время общей проверки анализируются различные аспекты деятельности банка и главные области риска. Как правило, выявляются соблюдение банком законов, правильность составления отчетов, наличие эффективной системы управления и производится оценка общего финансового состояния банка.
Во всех странах по результатам проверок на месте составляются письменные отчеты, доводимые до сведения руководства центрального банка, оценивающего информацию инспекторов и дающего при необходимости разрешение на принятие соответствующих мер воздействия на банк.
Затем отчет вместе с сопроводительным письмом направляется в банк, где на Совете директоров обсуждается сделанные по результатам проверки заключения.
Важным моментом в регулировании деятельности банков является соблюдение обязательных нормативов установленных Банком России (ФЗ «О Центральном банке РФ» глава X):
- минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организации статуса банка (ст.63)
- предельный размер имущественных вкладов в уставный капитал кредитной организации (ст.62 , п. 2);
- максимальный размер риска на одного заёмщика или группу связанных заёмщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных средств кредитной организации (КО) и не может превышать 25 % размера собственных средств КО (ст.64 );
- максимальный размер крупных кредитных рисков – устанавливается как выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств КО. Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 % собственных средств КО. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 % размера собственных средств КО (ст. 65);
- нормативы ликвидности кредитной организации.
Определяются как:
отношение её активов и пассивов с учётом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
отношение её ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования) и суммарных активов (ст. 66)
- нормативы достаточности собственных средств, определяются как отношение размера собственных средств КО и суммы её активов, взвешенных по уровню риска (ст. 67);
- размеры валютного, процентного и финансовых рисков;
- минимальный размер резервов, создаваемых под риски. Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов КО для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков (ст. 69 от 23. 12. 2003 г.)
- нормативы использования собственных средств КО для приобретения акций других юридических лиц, определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств КО, и этот размер не может превышать 25 % размера собственных акций КО (ст. 70 );
- максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных КО своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств КО и не может превышать 50 % (ст.71).
Денежное кредитное регулирование.
ЦБ регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную политику. Воздействуя на кредитные институты, он создаёт определённые условия для их функционирования, от этих условий зависит направление деятельности коммерческих банков. Инструментами регулирования являются:
- Дисконтная и залоговая политика. Если цель ЦБ – удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учётную ставку. В случае действенного повышения учётной ставки, рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что в итоге ведёт к росту стоимости кредитов в стране. Эта политика является способом воздействия на ликвидность кредитных институтов;
- Депозитная политика, при увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведёт к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат – уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.
1.3. Основные направления работы с проблемными банками
Работа с проблемными банками начинается с постановки системы выявления финансовых трудностей. Затем устанавливается характер и причина возникновения проблем, вырабатывается политика регулирования, включающая применение конкретных мер воздействия.
Признаками проблемности кредитных организаций можно подразделить на прямые и косвенные.
К прямым относятся:
- нарушение обязательных экономических нормативов и несоблюдение
резервных требований;
- резкие колебания остатков средств на корреспондентских счетах, особенно при условии, что минимальные остатки составляют критическую величину (близко к нулю);
- установление факторов грубых нарушений правил бухгалтерского учета, предоставление заведомо недостоверной отчетности, проведение рискованной кредитной и процентной политики;
- убыточная деятельность, включая необеспеченные собственными средствами вложения во внутреннюю инфраструктуру;
- выплата дивидендов при неудовлетворительном финансовом положении банка;
- отсутствие ежегодной аудиторской проверки деятельности банка;
- резкие изменения состава участников и руководства банка;
- негативная информация министерств и ведомств, граждан, средств массовой информации, жалобы клиентов на работу банка.
К косвенным признакам проблемности можно отнести:
- работу на высоко рисковых и ненадежных рынках, которые имеют ограниченные перспективы развития;
- несбалансированность сроков привлечения и размещения средств;
- высокий удельный вес межбанковских кредитов в составе привлеченных банком ресурсов;
- агрессивную рекламу привлечения средств на условиях выше рыночных.
Среди арсенала мер воздействия Центрального банка на проблемные кредитные организации можно было бы выделить следующие меры стабилизационного характера:
а) совещания и консультации в надзорных органах, нацеленные на выработку путей преодоления финансовых трудностей;
б) принятие кредитной организацией письменных обязательств об устранении недостатков, исправление которых не предполагает вмешательство органов надзора в обычный режим банковской деятельности;
в) соглашение между кредитной организацией и банком России, которое заключается в целях преодоления более серьезных недостатков деятельности банка, когда адекватные шаги требуется предпринять немедленно, однако степень развития возникших проблем не угрожает платежеспособности банка;
г) письменное предупреждение банка России кредитной организации о выявленных недостатках и возможности применения мер воздействия;
д) предоставление банком России чрезвычайного (7 дней), ломбардного (90 дней) и других видов кредитов.
е) введение Временной администрации по управлению кредитной организацией для оценки реалистичности перспектив стабилизации деятельности или необходимости отзыва лицензии.
При присоединении проблемного банка к надежному банку Центральный банк РФ может создать на определенный срок режим наибольшего благоприятствования объединенной кредитной организации, включая:
а) предоставление кредита под залог ликвидных активов;
б) снижение норм отчислений в фонд обязательных резервов;
в) неприменение санкций за нарушение отдельных нормативов;
г) отсрочку погашения задолженности присоединенной кредитной
организации перед Банком России.
Меры административного характера - санкции:
а) штрафы;
б) предписания (распоряжение) об устранении недостатков и проведении мероприятий по финансовому оздоровлению;
в) предписание о замене руководства кредитной организации (филиала);
г) предписание о запрете на осуществление отдельных банковских операций;
д) предписание о запрете на открытие филиалов;
е) отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
Таким образом, по данной главе можно сделать вывод, что воздействие ЦБ на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы;
2. Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику;
3. Установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечения ликвидности банковских балансов.
Работа с проблемными банками начинается с постановки системы выявления финансовых трудностей. Затем устанавливается характер и причина возникновения проблем, вырабатывается политика регулирования, включающая применение конкретных мер воздействия.
2 Развитие банковской системы. Пути совершенствования банковского регулирования
2.1. Оценка структуры банковской системы
Основная цель развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2009 – 2012 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования, а конкретно:
- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
- повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;
- повышение конкурентоспособности кредитных организаций.
Контроль за соблюдением банками требований надзорных органов.
Набор неофициальных и официальных мер воздействия на банки во всех странах достаточно широк. К неофициальным мерам воздействия относятся:
- гарантийное письмо неблагополучного банка надзорному органу с признанием конкретных недостатков и определением способа их устранения;
- письменное соглашение между органом надзора и банком об исправлении выявленных существенных негативных аспектов его деятельности.
Официальные меры воздействия включают в себя:
- предупреждение; директивы по устранению недостатков; штрафные санкции; приказ о снятии с должности руководителя банка; передача банка под опеку надзорного органа; организацию слияния или поглощения; лишение лицензии на проведение банковских операций; ликвидацию кредитного учреждения.
Информация о работе Основы регулирования банкоской деятельности