Основы регулирования банкоской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследовать как происходит государственное регулирование деятельности банков в современных условиях.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что банки выполняют разнообразные функции и вступают в сложные взаимоотношения меж¬ду собой и другими субъектами хозяйственной жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………...…………………………..…..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОГРАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………….…..4
1.1 Сущность и правовые основы регулирования банков. Лицензирование деятельности кредитных организаций…….……..…4
1.2 Экономическое регулирование и надзор за деятельностью банков.…8
1.3 Основные направления работы с проблемными банками………..….12
2 ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕММЫ. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ .….….16
2.1 Оценка структуры банковской системы……………………….….…..16
2.2 Проблемы и перспективы банковского регулирования……..……….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…….…..……..…..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………………..…….….27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

              - достаточность капитала (отношение    собственных    средств    к

              ликвидным активам);

              -  качество его  активов  с  точки   зрения   риска   ликвидности;

              - доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или 1

              занятого);

              - ликвидность (способность  банка  своевременно  оплачивать  свои

              обязательства) - соотношение ликвидности и прочих активов.

              Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его  активов. Глубокий анализ качества активов,  выявление не возвращаемых   или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены  в   процессе  инспектирования  на  месте.  Представляемая  банком   отчетная документация может использоваться как показатель состояния   его активов, и на ее основе в некоторой мере можно оценить кредитный   риск, или риск неуплаты по кредиту, со стороны заемщика.

              Инспектирование на местах.

              Проверка степени достоверности передаваемой  надзорным  органам   информации,   формирование   максимально  точного  представления  о   положении банка,  качестве его менеджмента  могут  быть  обеспечены  только  в  ходе проверки на месте. 

              Во время   общей   проверки   анализируются  различные  аспекты   деятельности банка и главные области  риска. Как  правило, выявляются   соблюдение  банком законов, правильность составления отчетов, наличие  эффективной  системы  управления  и  производится   оценка   общего   финансового состояния банка.

              Во всех странах по результатам проверок на  месте  составляются   письменные  отчеты,  доводимые до сведения руководства центрального   банка,  оценивающего   информацию   инспекторов   и   дающего   при  необходимости    разрешение   на   принятие   соответствующих   мер   воздействия на банк.

              Затем отчет  вместе  с  сопроводительным письмом направляется в   банк, где на Совете директоров обсуждается сделанные по результатам   проверки заключения.

              Важным моментом в регулировании деятельности банков является соблюдение обязательных  нормативов установленных Банком России (ФЗ «О Центральном банке РФ» глава X):

              - минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организации статуса банка (ст.63)

              - предельный размер имущественных вкладов в уставный капитал кредитной организации (ст.62 , п. 2);

              - максимальный размер риска на одного заёмщика или группу связанных заёмщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных средств кредитной организации (КО) и не может превышать 25 % размера собственных средств КО (ст.64 );

              - максимальный размер крупных кредитных рисков – устанавливается как выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств КО. Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 % собственных средств КО. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 % размера собственных средств КО (ст. 65);

              - нормативы ликвидности кредитной организации.

              Определяются как:

      отношение её активов и пассивов с учётом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

      отношение её ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования) и суммарных активов (ст. 66)

              - нормативы достаточности собственных средств, определяются как отношение размера собственных средств КО и суммы её активов, взвешенных по уровню риска (ст. 67);

              - размеры валютного, процентного и финансовых рисков;

              - минимальный размер резервов, создаваемых под риски. Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов КО для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков (ст. 69 от 23. 12. 2003 г.)

              - нормативы использования собственных средств КО для приобретения акций других юридических лиц, определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств  КО, и этот размер не может превышать 25 % размера собственных акций КО (ст. 70 );

              - максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных  КО своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств КО и не может превышать 50 % (ст.71). 

              Денежное кредитное регулирование.

              ЦБ регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную политику. Воздействуя на кредитные институты, он создаёт определённые условия для их функционирования, от этих условий зависит направление деятельности коммерческих банков. Инструментами регулирования являются:

              - Дисконтная и залоговая политика. Если цель ЦБ – удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учётную ставку. В случае действенного повышения учётной ставки, рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что в итоге ведёт к росту стоимости кредитов в стране. Эта политика является способом воздействия на ликвидность кредитных институтов;

              - Депозитная политика, при увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведёт к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат – уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

 

1.3.  Основные направления работы с проблемными банками

                      Работа с  проблемными  банками  начинается с постановки системы выявления финансовых трудностей. Затем  устанавливается  характер  и  причина возникновения проблем, вырабатывается политика регулирования, включающая применение конкретных мер воздействия.

       Признаками проблемности     кредитных     организаций     можно  подразделить на прямые и косвенные.

       К прямым относятся:

-  нарушение обязательных  экономических нормативов и несоблюдение

   резервных требований;

- резкие колебания    остатков   средств   на   корреспондентских  счетах, особенно  при  условии, что  минимальные  остатки  составляют  критическую   величину   (близко   к   нулю);

- установление факторов грубых  нарушений  правил  бухгалтерского   учета, предоставление заведомо недостоверной отчетности, проведение   рискованной кредитной и процентной политики;

- убыточная деятельность,   включая  необеспеченные  собственными  средствами вложения во внутреннюю инфраструктуру;

- выплата дивидендов    при    неудовлетворительном    финансовом   положении банка;

-  отсутствие ежегодной  аудиторской  проверки деятельности банка;

-  резкие  изменения  состава  участников  и  руководства   банка;

- негативная информация министерств и ведомств, граждан, средств  массовой информации,  жалобы клиентов на работу банка.

К косвенным признакам проблемности можно отнести:

- работу на  высоко рисковых  и  ненадежных  рынках, которые  имеют  ограниченные перспективы развития;

- несбалансированность сроков привлечения и размещения средств;

- высокий удельный   вес   межбанковских   кредитов   в   составе   привлеченных банком ресурсов;

- агрессивную рекламу   привлечения   средств  на  условиях  выше  рыночных.

Среди арсенала мер воздействия Центрального банка на проблемные  кредитные организации   можно   было  бы  выделить  следующие  меры   стабилизационного характера:

а) совещания и консультации в надзорных органах,  нацеленные на  выработку путей преодоления финансовых трудностей;

б) принятие  кредитной  организацией письменных обязательств об   устранении недостатков,   исправление   которых   не   предполагает   вмешательство органов    надзора   в   обычный   режим   банковской   деятельности;

в) соглашение    между    кредитной   организацией   и   банком   России, которое заключается  в  целях  преодоления  более  серьезных   недостатков деятельности   банка, когда  адекватные  шаги  требуется   предпринять немедленно,  однако степень развития возникших  проблем   не угрожает   платежеспособности   банка;

г) письменное предупреждение банка России кредитной  организации   о выявленных недостатках и возможности применения мер воздействия;

д) предоставление  банком  России   чрезвычайного   (7 дней),   ломбардного (90 дней) и других видов кредитов.

е) введение Временной  администрации  по  управлению  кредитной   организацией  для  оценки  реалистичности  перспектив  стабилизации   деятельности или необходимости отзыва лицензии.

При присоединении   проблемного   банка   к   надежному   банку   Центральный банк  РФ  может  создать  на  определенный  срок  режим   наибольшего благоприятствования объединенной кредитной организации,   включая:

а) предоставление кредита под залог ликвидных активов;

б) снижение норм отчислений в фонд обязательных резервов;

в) неприменение санкций за нарушение отдельных нормативов;

г) отсрочку  погашения  задолженности  присоединенной кредитной

   организации перед Банком России.

Меры административного характера - санкции:

а) штрафы;

б) предписания   (распоряжение)  об  устранении  недостатков  и проведении мероприятий по финансовому оздоровлению;

в) предписание   о  замене  руководства  кредитной  организации  (филиала);

г) предписание  о запрете на осуществление отдельных банковских   операций;

д) предписание о запрете на открытие филиалов;

е) отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

              Таким образом, по данной главе можно сделать вывод, что воздействие ЦБ на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим  основным направлениям:

1.   Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы;

2.   Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику;

3.   Установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечения ликвидности банковских балансов.

Работа с  проблемными  банками  начинается с постановки системы выявления финансовых трудностей. Затем  устанавливается  характер  и  причина возникновения проблем, вырабатывается политика регулирования, включающая применение конкретных мер воздействия.

 

 

 


2 Развитие банковской системы. Пути совершенствования  банковского регулирования

2.1. Оценка структуры банковской системы

Основная цель развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2009 – 2012 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования, а конкретно:

- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

- повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

- повышение конкурентоспособности кредитных организаций.

Контроль  за  соблюдением банками требований надзорных органов.

Набор неофициальных и официальных мер воздействия на  банки  во всех  странах  достаточно  широк. К  неофициальным мерам воздействия  относятся:

- гарантийное письмо  неблагополучного  банка надзорному органу с   признанием  конкретных  недостатков  и  определением   способа   их   устранения;

  - письменное соглашение  между  органом  надзора  и   банком   об  исправлении   выявленных   существенных   негативных  аспектов  его   деятельности.

Официальные меры воздействия включают в себя:

- предупреждение; директивы  по устранению недостатков;  штрафные   санкции;  приказ о снятии с должности руководителя банка;  передача   банка   под   опеку  надзорного  органа;  организацию  слияния  или   поглощения;  лишение лицензии на  проведение  банковских  операций;   ликвидацию кредитного учреждения.

Информация о работе Основы регулирования банкоской деятельности