Особенности безработицы в регионах Республики Беларусь и по отдельным социально-демографическим группам населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 22:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей безработицы и политики занятости в Республике Беларусь.

В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:

- выявить причины безработицы

- исследовать рынок труда

– оценить современное состояние безработицы в Республике Беларусь

Содержание

Введение
1 Безработица как социально-экономическое явление (экономическая сущность безработицы, виды, методы измерения, показатели).
2 Анализ масштабов, динамики и причин безработицы на уровне республики и регионов в Республике Беларусь.
2.1 Основные показатели состояния безработицы на национальном уровне.
2.2 Особенности безработицы в областях и административных районах.
2.3 Особенности проявления безработицы среди отдельных социально-демографических групп населения.
3 Рекомендации по снижению безработицы в регионах Беларуси и среди отдельных социально-демографических групп населения.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

 

       В 2010 году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному [14].

 

       Одним из направлений политики занятости является регулирование внутренней трудовой миграции и перераспределение трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах.

 

       Следует отметить, что государственной службой занятости в нашей стране уже используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработных на новое место жительства.

 

       Так, в прошлом году переехали на новое место жительства и получили рабочие места 346 семей. 10 лет назад их число не превышало 20-25 [14].

 

       Однако, следует подчеркнуть, что это не в полной мере удовлетворяет потребности трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении эффективной занятости граждан.

       Существующая в республике государственная статотчетность позволяет анализировать состояние рынка труда, в том числе и безработицы,  
в разрезе областей,  административных районов,  городов с различной численностью населения, а также в городской и сельской местности. Основными показателями, которые используются для анализа, являются: коэффициент безработицы и количество безработных, приходящихся на одну вакансию.

Рис. 1. Уровень безработицы по областям Республики Беларусь  
на 01.01.2006 г.


Рис. 2. Различие уровня безработицы по административным районам  
Республики Беларусь по состоянию на 1.01.2006 г.

Коэффициент безработицы, составлявший на начало 2006г. в среднем по республике 1,5%, по отдельным областям различался от 1,5%  
в Минской и Гомельской областям до 2,0% в Витебской области (см. рис. 9). В г. Минске величина этого показателя составляла менее 1%.

Более глубокие региональные различия в уровне безработицы существуют на уровне административных районов  и городов (см. рис. 10).  
В наибольшей степени они проявляются в Брестской, Могилевской и Витебской областях, в которых максимальные значения уровня безработицы превышают минимальные в разрезе административных районов в 10 раз.

Второй основной показатель, который используется для анализа состояния рынка труда, в том числе и региональных рынков, – соотношение численности зарегистрированных безработных и числа вакантных мест, заявленных в организации службы занятости. Данный показатель характеризует конъюнктуру, отражает напряженность на рынке труда. Конкретное количественное его значение выражается числом безработных, приходящихся на одно вакантное рабочее место (должность).

Анализ региональных рынков труда с использованием этого  показателя показывает наличие очень больших различий. Например, если величина данного показателя составляет в среднем по республике 2 (т. е. два безработных на одну вакансию), в областях – 2–3, то в гор. Солигорске – 5, Жодино – 10, Шкловском районе – 10, Поставском районе – 15, Дубровенском районе – 16, Россонском районе – 35 человек на одну вакансию. Характерно, что высокая величина показателя напряженности на рынке труда наблюдается в тех регионах, где уровень безработицы является не самым высоким. Это означает, что в этих городах и районах высок уровень долговременной безработицы.

Таким образом, основные проблемы безработицы в Республике Беларусь – это проблемы отдельных  регионов, в которых длительное время  сохраняются высокие уровни безработицы  и напряженности на рынке труда. Поэтому состояние рынка труда  этих регионов является объектом внимания государства при проведении государственной политики занятости. В частности, в Государственной программе занятости населения Республики Беларусь на 2006 г. содержатся эффективные мероприятия, направленные на снижение уровня безработицы в таких проблемных регионах.

 

 

2.3     Особенности  проявления безработицы среди  отдельных социально-демографических  групп населения

 

 

 

К основным проблемам  обеспечения занятости населения  относятся:

 

· снижение безработицы  среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;

 

· создание условий для  эффективной занятости жителей  проблемных населенных пунктов и  регионов;

 

· достижение соответствия профессионально-квалификационного  состава работников потребностям развития национальной экономики;

 

· повышение территориальной  мобильности рабочей силы.

 

Одной из ключевых задач  является содействие в трудоустройстве  граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда  и особо нуждающихся в социальной защите:

 

· молодежи;

 

· инвалидов;

 

· лиц из числа детей-сирот;

 

· родителей в многодетных  и неполных семьях;

 

· граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

 

      Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.

 

     За последние годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24% [14].

 

     Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных. [14]

 

     С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

 

     Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение: в 2011 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников[14].

 

     Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».

 

     Так, в 2011 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека[14].

 

     Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.

 

     В 2011 году организована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи [14].

 

     В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% - в общей численности безработных[14].

 

     Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

 

     Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

 

     В 2008 году обучение основам предпринимательской деятельности по направлению службы занятости прошли более 300 женщин [14].

 

     Государство поощряет женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности. Так, в прошлом году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, - женщина [14].

 

    Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

 

     Активное содействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год их удельный вес в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%[14].

 

     В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия - «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

 

     В 2011 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс. безработных[14].

 

     Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

 

    В прошлом году оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено на забронированные рабочие места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированы затраты за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов[14].

 

      Органы по труду, занятости и социальной защите населения предоставляют предприятиям общественных организаций инвалидов возвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест.

 

      Под особым контролем находится трудоустройство граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

 

 

 

 

 

 

3.  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ  В РЕГИОНАХ БЕЛАРУСИ И СРЕДИ  ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ

 

 

     Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны

и непосредственно для  самого  человека.  Поэтому  разрабатываются  следующие

законодательные и экономические  меры по ограничению безработицы:

 

1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению  числа

   рабочих  мест   через   использование   таких   рычагов,   как   льготное

   налогообложение,  льготное кредитование, компенсация в той или  иной  мере

   инвестиций на  прирост новых рабочих мест  или убытков от их  сохранения  и

   т.д.;

 

2.  стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

 

3.  расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

 

4.   разрешение трудовой эмиграции;

 

5.  активное  применение  в  государственном  и  негосударственном  секторах

   экономики гибких  форм занятости и др.

 

В целях увеличения занятости  населения  совершенствуется  нормативная   база

по содействию безработным  в организации предпринимательской  деятельности.

 

      В настоящее  время безработный, изъявивший  желание  начать  собственное

дело,  имеет  право  на  бесплатное  обучение  основам   предпринимательской

деятельности, получение субсидии и ссуды .Кроме   этого   из   фонда   занятости   безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по  регистрации в качестве  предпринимателя,  открытию  счета,  изготовлению  печати  и   иных действий, связанных с организацией самозанятости.

 

      Многообразие  типов безработицы делает задачу  ее сокращения чрезвычайно

сложной. Поскольку единого  способа  борьбы  с  безработицей  не  существует,

любой стране для решения  этой  проблемы  приходится  использовать  различные

Информация о работе Особенности безработицы в регионах Республики Беларусь и по отдельным социально-демографическим группам населения