Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 22:26, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей безработицы и политики занятости в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
- выявить причины безработицы
- исследовать рынок труда
– оценить современное состояние безработицы в Республике Беларусь
Введение
1 Безработица как социально-экономическое явление (экономическая сущность безработицы, виды, методы измерения, показатели).
2 Анализ масштабов, динамики и причин безработицы на уровне республики и регионов в Республике Беларусь.
2.1 Основные показатели состояния безработицы на национальном уровне.
2.2 Особенности безработицы в областях и административных районах.
2.3 Особенности проявления безработицы среди отдельных социально-демографических групп населения.
3 Рекомендации по снижению безработицы в регионах Беларуси и среди отдельных социально-демографических групп населения.
Заключение
Список использованных источников
методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
. улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту
функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они
собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают
ее безработным;
. устранения факторов,
снижающих мобильность
Для этого необходимо, прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного
пункта в другой
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы
профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы
должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам
соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой
профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы
профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах,
так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также
для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой
задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке
труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то
занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки
предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять
дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
. стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов
производства и, соответственно, - занятости на них;
. поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью
повышения
Создание
условий для сокращения предлож
меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при
том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти
места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных
вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление
возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим
пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов
управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти
на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым
служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в
этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных.
Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с
тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах,
так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание
условий для роста
состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли
прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по
найму.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего
безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за
падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их
еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия
опыта).
Для
помощи молодежи могут
1. экономическое
стимулирование молодежной
2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
3. создание
центров обучения молодых
шансы на занятость наиболее велики.
Список
программ сокращения
важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или
существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается
лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
Что
же должно предпринимать
стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости,
вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и
включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост
безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования
перехода предприятий на
неделю и т.п. Такие
чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к
фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно
может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно
нанятых рабочих.
3. Снижение
фактического предложения
установленного законом
обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения
квалификации.
4. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций.
В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое
переоборудование предприятий
Но увеличение капитальных
мест.
5. Значительно сократить количество незанятых можно за счет
структурных изменений в
обладает большим потенциалом
для увеличения занятости,
стабилизация сегодня будет
труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица - явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в Беларуси.
Регистрируемая безработица сократилась к началу 2012 года до 0,7% к численности экономически активного населения. Cоотношение между числом принятых и уволенных работников составил 95,8%. Число безработных в возрасте от 16 до 29 лет снизилось за прошедший год с 14,6 тыс. до 11,3 тыс. человек, а в структуре безработицы удельный вес молодёжи снизился с 37,8% до 37,1%. В связи с демографическим приростом трудовых ресурсов проблема молодёжной безработицы не теряет своей остроты.
Между тем в структуре безработных представительницы слабого пола доминируют. На 1 декабря 2011 года они составляли 51,3% от общей численности безработных (это на 0,8% меньше, чем на аналогичную дату 2011 года). По данным республиканского социологического мониторинга, проводимого Институтом социологии НАН Беларуси (2010г.), представители разных социальных групп попадают в безработные по различным причинам: 4/5 выпускников не находят работу по окончании учебного заведения; 1/2 рабочих увольняются по собственному желанию; 2/5 служащих-специалистов увольняют по сокращению штатов; 1/4 лиц без специальности формируется из длительно неработающих.
Последствия безработицы:
· Снижение доходов
· Проблемы с психическим здоровьем
· Потеря квалификации
· Экономические последствия (потеря ВВП)
В заключение хочется отметить, что проблема безработицы не возникает в один миг и не решается в одну секунду. Она носит многогранный характер, и мы не можем разрешить часть проблемы, не затрагивая всех её остальных частей и не учитывая специфики той страны, на территории которой мы рассматриваем данную безработицу. В этом и заключается сложность борьбы с безработицей. Беларуси потребуется не один год для разрешения этой проблемы, но если упорно стремиться к цели, то когда-нибудь она обязательно будет достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. №828-XII «О занятости населения Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями.
2. Постановление Совета
Министров Республики Беларусь
от 30 октября 2008 г. №1640 «О Государственной
программе содействия
3. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах», Минстат Республики Беларусь - Минск, 2005. -345с.
7. Курс экономики: Учебник. - 3-е изд., доп. / Под. ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 716с.
9. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник
10. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И.
11. Макроэкономика: Учебн6ное
пособие /Под ред. Н.И.
12. Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Л.В,
14. Как становятся безработными: причины и динамика / А. Нанавян, //
15. «Белорусский экономический журнал», 2010. - №1
17. Проблемы безработицы / А. Мелкумян // Экономист. - 2005. - №8, - с.61-63
18. Рынок труда: вчера, сегодня, завтра // Минск официальный: Еженед. инф. вестник. - 2010, - №18 фев./25фев, - с,63-66
21. Проблемы управления: Научно-практ. журнал. - 2005. - №1, - с.61-64
23. «Экономическая газета», 25.08.2009, №64
25. Официальный сайт
министерства экономики
26. Официальный сайт национального статистического комитета Республики Беларусь: belstat.gov.by
27. Официальный сайт
президента Республики
Приложение А