Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:16, курсовая работа
Не смотря на распространенность управления и складывания практики управления с древнейших времен, сегодня в истории менеджмента (в настоящей работе термины менеджмент и управление будут рассматриваться как равнозначные) существует много «белых пятен», например не установлено с предельной точностью, какова этимология термина «менеджмент».
Цель работы – изучение древней организации и становления науки управления на примере древнего Египта.
Введение 2
Глава 1. История управленческой мысли в древности 3
1.1. Эволюция управленческой мысли 3
1.2. История развития концепций менеджмента 7
1.3. Периодизация 10
Глава 2. Организационно-экономическое поведение в управлении древних цивилизаций 14
Глава 3. Управление в Древнем Египте 22
Заключение 27
Список использованной литературы 30
К четвертой управленческой революции можно отнести организацию общественной жизни, появление родовой знати, стремящейся к власти в Европейских цивилизациях Греции и Рима. С ними появились "посредники" между слоями населения, "устроители" полисного порядка, кредиторы, чиновники от полисной демократии, новые формы аристократии, новые подходы к правлению ("Править должны знающие"), нарастает потребность в управлении всеми сферами жизни, осуществляется переход от демократии к тирании. Это самый длительный период, продолжался примерно две с половиной тысячи лет. Последней в 1807 г. под ударами войск Наполеона пала Священная римская империя и с ней закончился период. Напомним некоторые события, которые оказали серьёзное влияние на развитие менеджмента:
+ в этот период появились самые крупные религиозные конфессии за всю историю человечества: лишь к шестому веку до новой эры вместе с появлением Ветхого Завета сформировался окончательноиудаизм; в это же время идеи новой религии на севере настоящего Ирана распространял Зороастра; буддизм (уже во втором веке до новой эры буддизм стал каноническим); к концу третьего века нашей эры канонизировано христанство (с этого времени стал намечаться раскол в католическом движении); при третьем халифе Османе появился Сухуф – прототип Корана, в восьмом веке создана Сунна, а к середине одиннадцатого века возник шариат. До сего времени эти религиозные конфессии (добавим к ним великие китайские религии даосизм и конфуцианство) определяют характкр организации и управления общественными процессами в большинстве стран мира;
+ Рим и Греция оставили миру
богатейшее наследство
+ из Греции и Рима пришла идея демократической организации общественных отношений;
+ в Греции и Италии началась эпоха Ренессанса, а в конкрктно-историческом смысле – гуманизм эпохи Возрождения.
Благодаря четырем революциям резко возросла производительность труда; избыток средств позволил не только построить храмы и оросительные каналы, но и содержать достаточно обширный класс людей, не занимающихся физическим трудом. Бюрократия, чиновники способствовали развитию городов. Черпая ресурсы из большого разнообразия человеческих способностей, она изобрела более эффективные средства организации экономических и политических функций. Великая организационно-экономическая сила древних бюрократов не в механически-бюрократической регламентации коллективных действий, но в богатейшем соединении интересов, способностей и квалификаций. Существовал достаточно широкий спектр бюрократов и уровней управления: фараоны, короли, жрецы, брахманы, губернаторы территорий, хранители житниц, надсмотрщики, погонщики, казначеи, магистраты, судьи, полисные "начальники", всадники и т.д. Все они в известной мере, в неразвитой форме исполняли обязанности и функции современных менеджеров.
Для организационно-
· малое количество крупных организаций;
· относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие менеджеров среднего звена;
· менеджерская работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности;
· занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву крови (рождения) или путем захвата силой;
· малое количество людей, способных принимать важные для организации решения;
·
упор на приказ и интуицию. 10
Глава
3. Управление в Древнем Египте
Одним из истоков мировой политической мысли считаются политическое управление Древнего Египта. Ранние древнеегипетские взгляды на политику и мироустройство выражались преимущественно в мифологических представлениях: о божественном происхождении властных отношений; о космосе, который в отличие от хаоса, упорядочен богами; о земных порядках, которые должны отвечать воле богов; о правде, справедливости и месте человека в мире, предопределенных богами. В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян управление, правду, справедливость и правосудие олицетворяла богиня Маат.
Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер управления Древнего Египта (фараонов, номархов, жрецов и чиновников) и официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они должны соответствовать требованиям Маат. Со временем слово “маат” приобретает общее название и воплощает понятие природно-божественной установки справедливости, которой должны соответствовать все действия судей-жрецов и любые положения тогдашнего права - обычаев, законов, административных решений, иных официально одобренных правил поведения.
Эти ранние представления дошли до нашего времени в виде надписей на внутренних11 стенах пирамид, в папирусных свитках, саркофагах, в сохранившихся и поныне надписях на стенах пирамид, в различных гимнах в честь фараонов (управлявших Египтом), в древних литературных памятниках - “Поучение Птахотепа” (XXVIII в. до н.э.), “Жизнеописание вельможи Уны” (XXVI в. до н. э), “Распоряжение в Коптосе” (XXV в. до н.э.), “Поучение Гераклеопольского царя своему сыну” XXIII до н.э.), “Поучение Аменемхета I” (XX до н.э.), “Речение Ипусера” (XVIII до н.э.), “Летопись Тутмоса III” (XV до н.э.), “Книга мертвых” (II тыс. до н.э.), “Предписание о служебных обязанностях верховного сановника” при управлении Древним Египтом (XV в. до н.э.), многочисленных мифах времен Среднего, Нового и Позднего царств (XXI-VI вв. до н.э.), а также трудах древнегреческих историков - Геродота, Плутарха, Диодора Сицилийского (V-I) в до н.э.12
Творцом мира, всего живого на земле, верховным царем и отцом других богов считался бог солнца Ра, который со временем стал отождествляться с Амоном. Ра властвовал над богами и людьми тысячелетия, а затем передал царствование своим наследникам-богам: Осирису, Изиде, Сету, Гору и др., от которых по преданию произошли земные фараоны, правившие по Геродоту одиннадцать тысячелетий.
Вначале в Древнем Египте существовало несколько десятков разрозненных государств, которые к середине IV тыс. объединились в два царства - Верхний и Нижний Египет, а через 5-6 столетий - в единую централизованную восточную деспотию во главе с самодержцем-фараоном в центре и его помощниками-номархами в регионах. Соответственно усиливается культ бога Ра и фараонов, которые с середины III тыс. до н.э. провозглашают себя его сынами - единодержавными земными богами мудрости, которые “освещают землю больше солнечного диска, дают жизнь, дыхание, пищу всем подданным”.
Авторы “поучений” и других памятников древней египетской мысли усиленно обосновывали божественность государственной власти, восхваляли египетскую деспотию, исходили из необходимости общественного неравенства людей, оправдывали насильственные действия по установлению божественного порядка Они представляли общество в виде пирамиды, вершиной которой являются боги и фараоны, а подножие - ремесленники, крестьяне, общинники и рабы. Между ними размещались жрецы, знать и чиновники. Египетские мыслители высказывали пожелания не злоупотреблять властью, преодолевать в себе корыстные устремления и побуждения, уважать старших, не грабить бедных, не обижать слабых.
В “Поучении Птахотепа” - одном из древнейших египетских политико-религиозных документов - раскрываются политические воззрении верхушки египетских правителей. Птахотеп - один из виднейших представителей египетской знати, занимавший пост министра (джати), делится своими мыслями о принципах управления обществом и страной в Древнем Египте. Он обосновывает культ фараона, как прямого потомка небесных богов. Никто не должен стремиться внушать страх, кроме бога и фараона, - поучает Птахотеп. Он убежден в необходимости общественного неравенства. Для него человек, низший по своему положению в обществе - плохой, высший - ценный, благородный. “Низшие” должны относиться к “высшим” с покорностью и смирением. По мнению Птахотепа, повиновение рабов должно быть безусловным, а наказание - жестким и быстрым. Что же касается “низших”, но свободных людей, то по отношению к ним Птахотеп призывает “высших” не быть заносчивыми, не унижать их и не вредить им. В “Поучении Птахотепа” подчеркивается естественное равенство всех свободных (“нет рожденного мудрым”) и обосновывается необходимость соответствия поведения человека принципу “ка” - своеобразному критерию добродетельного и справедливого поведения.
В
“Поучении Гераклеопольского
Приведенные положения о справедливости и законах отражают воззрения (во многом идеализированные) господствующих кругов древнеегипетского общества, заинтересованных в изображении существовавших порядков как божественных и справедливых, вечных и неизменных. Действительность, разумеется, была весьма далека от подобных идеализированных представлений. Об этом свидетельствуют широкие народные выступления против знати. В “Речении Ипусера” говорится об одном таком движении (1750 г. до н.э.), в котором приняли участие низы общества и рабы. Описывая гражданскую войну низов против верхов, Ипусер, будучи сам вельможей, сетует на происшедшие “страшные перемены”, содеянные “беззаконниками”. Ипусер с горестью упоминает, в частности, о том, что судебные палаты были разграблены и разрушены, а хранящиеся в них свитки законов выброшены на улицу и растоптаны. Такое противоположное отношение к законам со стороны знати и восставших низов весьма характерно: то, что для одних представляло справедливость и порядок, для других было олицетворением ненавистного строя.
Принципы социального устройства и правила управления обществом в Древнем Египте оказали воздействие на дальнейшее развитие политической мысли. Знаменитое учение Платона об “идеальном государстве” базируется на “пирамидальной социальной структуре общества”, похожей на египетскую14.
Идеалы
общественной жизни Древнего Египта,
требования, предъявляемые обществом
к свободному египтянину, запечатленные
четыре с половиной тысяч лет назад на
пирамиде Хеопса и сохранившиеся на ней
до наших дней, представляют интерес и
сегодня. Среди них: “Если ты стал велик,
после того, как был мал, если ты стал богат,
после того, как был беден, не скупись,
ибо все богатства достигли тебя как дар
Божий”. “Твои мысли не должны быть ни
высокомерны, ни унижены. Если ты возбужден
- успокойся: человек приветливый преодолевает
все препятствия”. “Не сей страха среди
людей, ибо господь воздаст тебе в той
же мере”.
Заключение
Законы и методы управления производством и обществом известны человечеству еще с древних времен. Обнаружены документы (одни из древнейших памятников письменности!) шумерской цивилизации, существовавшей более 5 тыс. лет назад, из которых видно, что древние менеджеры прекрасно понимали важность таких элементов административного управления, как инвентаризация, регистрация фактов, организационная отчетность и контроль. Грандиозные сооружения Древнего Египта вызывают и сейчас изумление не только масштабностью, размахом строительных работ, но и организационным талантом древних строителей: ведь руководить строительным коллективом в 100000 рабочих на протяжении десятков лет и сейчас, при современной технике и достижениях управленческой мысли, — сложнейшая задача для специалиста в области менеджмента! Египтяне широко применяли планирование и контроль выполнения производственных программ. Около 4000 лет назад был написан трактат о методах и стиле управления коллективом — "Поучение Птаххотепа", который и сейчас может служить настольной книгой современного менеджера. Великий знаток искусства управления Птаххотеп советует: "Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса". Умение слушать — важный прием искусства управления, о чем мы будем говорить позже. 15
А сооружение легендарного Иерусалимского храма, в ходе которого его создатель Хирам, предвосхищая метод делегирования полномочий, ввел децентрализацию в организации управления, разделив строителей храма на учеников, подмастерьев и мастеров! Известно, что при сооружении этого храма в начале первого тысячелетия до нашей эры применялся вахтовый метод, столь распространенный сегодня при освоении нефтяных и газовых месторождений, — каждый месяц менялся состав строителей: 80 тысяч каменщиков, 70 тысяч подсобных рабочих, труд которых контролировали 3 тысячи надсмотрщиков, отпускали домой на два месяца. Такой метод организации труда обеспечивал быстрые темпы строительства. В 1901 г. при археологических раскопках г. Сузы было найдено множество глиняных дощечек, на которых был записан кодекс законов царя Вавилона Хаммурапи, жившего около 4 тыс. лет назад. Кодекс четко устанавливал ответственность за порученную работу, определял уровень минимальной заработной платы и необходимость документальной отчетности.
Внедрение новых технологий и методов управления в древние времена шло не только путем обмена или заимствования идей, но и с помощью силы. Монголы и скифы, завоевав Вавилон, Египет, Шумерское царство, не только захватывали ценности и рабов, но и заимствовали достижения передовой научной мысли порабощенных стран: письменность, идею колеса, принципы создания ирригационных систем, плуг, гончарное искусство и т.д. Новые управленческие и технологические идеи распространялись и с помощью торговли. Велика роль знаменитого "шелкового пути" через страны Азии, путешествия финикийцев и известных первопроходцев. Марко Поло, например, вывез из Китая идею использования бумажных денег взамен золотых и серебряных монет; торговыми путями попали в Европу магнитный компас, телега, игральные карты, принципы банковской системы. Ткацкое дело Англии было скопировано с ткацких фабрик Италии в результате двухлетнего шпионажа. Любопытна история появления огнестрельного оружия в Японии: в 1543 г. португальские моряки пристали к берегам Японии и обменяли несколько ружей на еду и воду. Через тридцать лет европейцев встретил 20-тысячный вооруженный японский отряд — их ружья были точной копией португальского оригинала. Японцы переняли у китайцев не только одежду, иероглифическое письмо, виды спорта, но и философию и методы административного управления.