Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:01, контрольная работа
Актуальность темы: Инновационная деятельность, особенно ее внедренческая сфера, является одним из важнейших системных условий развития национальной экономики. Понимая огромное значение инновационного процесса, включающего в себя этапы промышленного внедрения, развитые страны проводят активную политику по его поддержке и регулированию в целях обеспечения собственного интенсивного развития. Правительства промышленно развитых стран уделяют внимание именно инновациям, пытаются преодолеть кризисные продукции, ситуации в экономике и обеспечить наибольшую как новаций, конкурентоспособность собственной инновационной продукции
Риски, описываемые матрицей «продукт-процесс» должны сопоставляться с рисками вывода инновационного продукта на рынок. В общем виде эти риски могут быть описаны с помощью матрицы «рынок-продукт» (рис.4).
Рис. 4. Матрица "рынок-продукт"
Матрицы, представленные на рис. 3 и 4, содержат в себе зоны, соответственно, продуктово-технологической и продуктово-рыночной компетенции предприятия.
Очевидно, что наименьшие риски свойственны инновационным проектам, имеющим направленность вдоль одной из осей этих матриц. Наконец, эффективным инструментом анализа инновационных предложений, может стать модель инновационного порт-фолио предприятия (рис.5).
Рис. 5. Модель инновационного портфолио
Новые технологии для этой модели классифицируются следующим образом:
базовые (общие) технологии – широко доступны, зачастую не имеют патентной защиты и не могут явиться источником стратегического преимущества
собственные технологии – принадлежат предприятию и имеют защиту (патентную или иную) или базируются на специальных знаниях или применении специального оборудования, что делает перенятие затруднительным
развивающиеся технологии – новые возникшие технологии, которые ищут приложения на рынке, не являясь при этом базовыми или собственными.
Пристальное внимание к таким технологиям связано с тем, что их использование может создать стратегическое преимущество для предприятия.
Пример: технологии в сфере телекоммуникаций - рождающиеся технологии – технологии, пока еще далекие от коммерческого использования, вместе с тем, по мере развития, способные создать в будущем стратегическое преимущество.
Пример: технологии генной инженерии. Действия маркетинговых служб в период представления и/или начала продаж инновационного продукта на рынке, связаны с характером его воздействия на потенциального потребителя.
Инновационные продукты могут быть дифференцированы по этому признаку на три основные группы:
Плавная инновация. Не требует специального обучения потребителя и не вызывает заметное изменение его поведения. Пример: Появление авторучек с капиллярным стержнем. Продвижение таких инноваций на рынке может быть начато в момент начала продаж или в период, непосредственно перед началом продаж. Реклама такого продукта обычно фокусируется на качественных или стоимостных преимуществах.
Динамическая инновация. Изменяет обычную процедуру применения, что вызывает необходимость специального обучения потребителя и вызывает существенное изменение его поведения. Пример: Появление магнитных носителей информации для компьютеров (инновация по отношению к перфокартам. Продвижение инноваций такого типа начинается, как правило, задолго до начала его продаж и сопровождается активной обучающей рекламной компанией.
Скачкообразная инновация. Устанавливает новую потребность. Пример: Появление персональных компьютеров. Продвижение подобных инноваций может быть начато на самой ранней стадии разработки инновационного продукта. Рекламная компания ориентируется не только на качественные и стоимостные характеристики такого инновационного продукта и не ограничивается обучающим воздействием, ориентируясь на изменение покупательской потребности в целом.
Все начинается с описания проекта. Это его паспорт, его отправная точка продвижения в сторону бизнеса. Имеются самые различные подходы, но автор рекомендует следующую стратегию.
Описание проекта, как обычно принято в большинстве форм проектов.
А) Основные характеристики проекта (открытые).
Б) Характеристики проекта (закрытые).
На этом уровне имеются общие
презентации проекта и
Описание инфраструктурных элементов проекта и его кадрового обеспечения.
Инновационный отрыв и
Реальная капитализация проекта (организационное строение)
Обычно этот элемент описания проектов во многих структурах, занимающихся поддержкой инновационной деятельности, отсутствует. На этом уровне важно понимать, имеется ли у проекта научная школа. Необходимо четко понимать, какова ситуация со специалистами, обеспечивающими деятельность проекта. Для этого нужно составить описание и характеристики всего ведущего персонала и групп поддержки - менеджеров и исполнителей проекта. Важно знать уровень финансовой поддержки проекта, каким реальным капиталом проект обладает. Еще очень важно знать реальную позицию на рынке организации и лиц, поддерживающих проект.
2. Бизнес-модели деятельности по продвижению инноваций.
Эффективность механизма драйверов и экспертов
Для продвижения инноваций необходима профессиональная организация. Это конвейер по продвижению инноваций, обладающий различными ресурсами, моделями и технологиями продвижения инноваций, опытным персоналом и обширными внешними связями. Такая организация должна обладать значительно более мощной и глубокой бизнес-моделью, чем традиционные инновационные инкубаторы, выращивающие “стартапы”. Кроме внутренней организационной структуры для реального инновационного центра необходима обширная инфраструктура с внешними связями, которые обеспечивают драйверы, эксперты-инсайдеры и эксперты-“опендоры”. Для более четкого представления бизнес модели, по которой будет реализовываться экономическая, финансовая и организационная политика превращения проекта в бизнес, необходимо иметь хотя бы несколько вариантов таких бизнес-моделей. Продвижением инновационных проектов должны заниматься специальные менеджеры инноваций - драйверы инновационных проектов. Именно драйверы знают не только рынок, но и умеют туда вывести новый продукт. Сейчас в области продвижения инновационных проектов во многом работает человеческий фактор и правильно выстроенные бизнес-коммуникации. Быстрое принятие управленческих решений, владение информацией, и самое главное — обмен информацией из множества источников помимо официальных иерархических «каналов» и связей. Только информационная матрица неформального общения, наложенная поверх бюрократии, позволяет ноу-хау и ноу-ху (знаю кто) проходить через официальные структуры, даже когда формальные «каналы» и «источники» перегружены.
3. Стандартная бизнес-модель - “Раскрутка изобретения”.
Ситуация обычно разворачивается
по такому сценарию: специалист-изобретатель,
случайно или в процессе обсуждения
обращает свое снимание на одну из проблем,
связанную с перспективным
4. Бизнес-модель - “Решение под заказ”.
Современный рынок далеко не исчерпал
имеющийся багаж новых
5. Бизнес-модель - “Изобретение под заказ”.
Чтобы преодолеть такое противоречие, можно попытаться соединить эти две модели и из каждой взять их преимущества. В этом варианте такой синтетической модели потребуется определенная организационная структура, которая сможет заняться таким объединением. Нужны специалисты, которые обладают связями с производственными структурами, которые занимают прочные позиции на рынке. Эти специалисты должны обладать пониманием тенденций развития данного рыночного сегмента (сегментов) и обладать соответствующими связями, которые поддерживаются в “горячем” состоянии. Модель “изобретение под заказ” сохраняет весь энтузиазм изобретателей, работающих по модели “раскрутка изобретения”.
Что необходимо сделать, чтобы бизнес-модель - “Изобретение под заказ” заработала.
Данная задача организационного строительства инновационного бизнеса должна содержать следующие компоненты:
Мониторинг передовых
Создание устойчивых связей с разработчиками, имеющими позиции на рынке (с учетом перспективных трендов) – перспективных компаний (ПК).
Создание базы специалистов и изобретателей, позиционирующихся на перспективных сегментах рынка.
Включить в работу технологии привлечения и оценки разработок.
Включить в работу технологии привлечения инвесторов
Отработать механизм отбора технологий на условиях, нужных инвестору
Отработать механизм разработки технологий на условиях, нужных инвестору
Отработать механизм запуска найденных и разработанных технологий в бизнес процессы ПК.
Отработать механизм сопровождения новых технологий в системе бизнес процессов ПК.
Вопрос об оценке эффективности деятельности службы маркетинга ввиду отсутствия единой методики на каждом предприятии решается самостоятельно. В большинстве случаев главным критерием оценки работы службы считается фактическое поступление денежных средств на счёт предприятия в конкретный период. Такая оценка не в полной мере отражает цели и задачи, стоящие перед службой маркетинга. Предлагаемая ниже разработанная нами методика оценки эффективности работы службы маркетинга может рассматриваться как один из подходов к решению этой задачи.
Главными критериями оценки эффективности работы службы маркетинга, в соответствии с предлагаемой методикой следует считать:
Качество, своевременность и глубину проведенных работ по анализу конъюнктуры рынка и, как следствие, точность разработанных прогнозов объема реализации по основным видам продукции и группам изделий на кратко-, средне- и долгосрочные периоды.
Осуществление поиска потребителей основных видов продукции предприятия и групп изделий, выявление основных причин отказа от заключения договоров на поставку, поиск новых видов и форм расчётов с потребителями и освоение новых рыночных ниш;
Качество и своевременность выполнения работ в сфере разработки предложений по планированию и совершенствованию ассортимента, организации товародвижения, рекламы, включая выставочную деятельность и формирование имиджа предприятия, паблик рилейшнз и программ по стимулированию сбыта в соответствии с утвержденными планами работ.
Организация практического взаимодействия службы маркетинга со службой сбыта и основными структурными подразделениями предприятия
Одним из ключевых вопросов в повседневной деятельности службы маркетинга является организация горизонтального взаимодействия её сотрудников со службой сбыта в части ведения переговоров с Потребителями. Вопрос нередко носит принципиальный характер. Так, на многих предприятиях именно количество вновь привлеченных Потребителей и количество отгруженной им продукции является наиглавнейшим с точки зрения руководителя предприятия показателем эффективности их деятельности.
Информация о работе Особенности маркетинга инновационной продукции организации