Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:42, лекция
Воздушный транспорт РФ формировался на протяжении многих десятилетий в условиях директивной экономики правительства. В это время развивалась индустрия авиастроения (350 в год). Шла широкомасштабная подготовка летного состава.
Строились аэропорты и аэродромы, создавались новые сети авиалиний.
Поведенческая сегментация выделяет следующие характеристики:
Повод для совершения покупки (особые);
Искомые выгоды;
Статус пользования;
Степень готовности покупателя к восприятию товара;
Отношение к транспорту.
Эффективность сегментации
Рынок воздушных перевозок
Пассажирские перевозки.
Перевозки
деловых и неделовых
Сегментация рынка пассажирских авиаперевозок подразделяется по дальности полетов, по культурным традициям и по целям путешествия.
По целям перевозок:
бизнес-пассажиры
отдыхающие.
Бизнес пассажиры делятся на три субъекта:
1. индивидуальная
поездка бизнесмена за свой
счет – требует высокий
2. независимые
путешественники, имеющие свой
малый бизнес и воспринимающие
стоимость полета как
3. поездка
сотрудников корпораций за
Неделовые перевозки:
с частными целями поездок
путешественники в составе тур. групп
пенсионеры
Свое
путешествие оплачивают из собственных
кармана, а значит необходимы: низкие
тарифы при желаемом уровне сервиса,
удобство расписания, быстрая реакция
на запрос клиента о билете, безопасность
полета.
Грузовые перевозки.
Долгое время авиакомпании не уделяли должного внимания перевозке грузов, используя груз только в качестве дозагрузки пассажирских рейсов.
В настоящее время появились грузовые авиакомпании. Преимущества грузовых авиаперевозок состоит в быстроте и качестве. Недостаток: дороговизна.
Основные отличия грузовых перевозок от пассажирских:
1. груз
всегда летит в одну сторону
(спрос по направлениям не
2. груз различен по размерам, весу, плотности, требованиям по хранению, перевозке;
3. на
грузовом рынке конкуренция с
наземными видами транспорта
всегда высока на любых
Груз можно разделить на три сегмента: срочный, несрочный скоропортящийся, обычный.
Срочный груз.
Должен перевестись настолько срочно, что величина тарифа неважна.
Прогнозировать спрос невозможно.
Он подразделяется: оперативной срочности, рыночной срочности.
Несрочный скоропортящийся груз.
Спрогнозировать проще, так как перевозка предсказуема. Она отличается сезонностью и однонаправленностью. Для работы на этом сегменте необходимо четко функционирующая система бронирования и жесткое соблюдение сроков перевозки.
Подразделяется: физически скоропортящийся и экономически (журналы, газеты и т д).
Обычный груз.
В этих случаях очень сильна конкуренция с наземными видами транспорта. Грузовым авикомпаниям приходится держать низкие тарифы.
Преимущества перед наземным транспортом:
груз больших весовых категорий
стоимость страхования
оборачиваемость.
Стратегия охвата рынка
Авиакомпании применяют три стратегии охвата рынка:
недифференцированный
дифференцированный
концентрированный.
Недифференцированная стратегия.
Авиакомпания игнорирует различие сегментов рынка и выходит на рынок в целом с каким-то одним предложением. Она сосредотачивает свое внимание на том общем в потребностях клиентов, что их объединяет, а не на том, что их различает. Разрабатывается такой план маркетинга, который способен охватить большое количество покупателей.
Дифференцированная стратегия.
Авиакомпании
ориентируют свою деятельность на несколько
сегментов рынка и
Концентрированный маркетинг.
Привлекателен для авиакомпаний с ограниченными ресурсами. вместо поиска малой доли большого рынка авиакомпания добивается большей доли одного или нескольких малых рынков.
При выборе стратегии необходимо учитывать следующие факторы:
ресурсы авиакомпании
степень однородности товара
стратегию
конкурентов.
Позиционирование товара
Позицию товара можно определить на основе:
его специфических свойств
на основе потребностей
существования конкурентов
появлением другого класса товара
Процесс позиционирования состоит из трех этапов:
1. определение набора возможных конкурентных преимуществ, на которых можно основывать позицию;
2. выбор
правильных конкурентных
3. продвижение
избранной позиции на
Авиакомпании могут дифференцировать свой продукт или предлагать продукт похожий на продукт конкурента.
Дифференциация может проходить по:
физическим атрибутам
по уровню обслуживания
по персоналу
по месту нахождения
имиджу.
Решение
авиакомпании о своей позиции
определяет, с кем она будет
конкурировать. При разработке стратегии
позиционирования авиакомпании следует
взвесить свои конкурентные силы и слабости
и выбрать позицию, дающую ей преимущество
перед конкурентами.
Тарифная политика АК
Плата за перевозку пассажира или груза на определённое расстояние называется тарифом.На АЛ действуюм внутиригосударственные и междунаодные тарифы.Существуют 2 основных категории пассажирских тарифов регулярных перевозок:
Нормальные
*пассажирские
*грузовые
*багажные
Специальные (включают в основном льготные тарифы)
Тарифная политика-процесс формирования тарифов на авиаперевозки и системы тарифов на авиаперевозки в целом.
Разработка
тарифной политики осуществляемся под
влиянием потребителей, гос. Организаций,
участников каналов распределения, конкурентов,
издержек производства.
Факторы, влияющие на
цену товара
Фактор спроса
Величина спроса на товар определяется следующими факторами:
-потребность покупателя в данном товаре
-цена на этот товар
-цена товарозаменителя
-цена на дополнительный товар
-уровень благосостояния
-мнение потребителя относительно перспектив его благосостояния
Существует кривая спроса, которая определяет зависимость товара и спроса
Кривая показывает сколько товаров продано и по какой цене
Цена изменяется а спрос не изменяется
цена не изменяется, а спрос изменяется.
Эта ситуация существует тогда, когда меняется товар заменитель, кода изменяется доход покупателей,
Когда существуют дополнительные товары, изменение вкусов покупаьелей.
Второй
показетль, который
Q1-обьём продаж по старым ценам
Q2-обьём продаж по новым ценам
P1-старая цена товара
P2-новая цена товара
Если Эс>1 товарный спрос эластичен
Эс<1 изменение цены не влияет на спрос
Эс=1 это происходит
когда процентное изменение цены
товара сопровождается точно таким
же процентным изменением количества
проданных товаров.
Фактор – издержки производства.
Спрос определяет максимальную цену товара, минимальная цена товара определяется средними переменными издержками фирмы в расчете на единицу продукции. Издержки фирмы бывают 2х видов:
Постоянные – расходы, которые остаются неизменными при увеличении или сокращении объема производства (з/п, аренда и т.д.)
Переменные – меняются в зависимости от уровня производства.
Руководство стремится назначить такую цену на товар, которая покрывала бы переменные издержки и часть постоянных. При остановке производства убытки равны, как правило, его постоянным издержкам, и когда предприятие выходит на постоянный рынок, оно может первое время продавать свой товар по цене ниже себестоимости, но не ниже переменных затрат.
Цены конкурентов
Фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов. Знаниями о ценах и товарах конкурентов фирма может воспользоваться в качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования. Если его товар аналогичен товару основного конкурента, оно вынуждено назначить цену близкую к цене товара конкурента. Если его товар хуже по качеству, то необходимо запросить такую же цену, как и у конкурентов. Запросить большую цену, чем у конкурентов, можно, если товар лучше по качеству.
Типы конкуренции на рынке
Чистая конкуренция.
Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей схожей продукции. Отдельный покупатель или продавец не оказывает большое влияние на уровень текущих рыночных цен. Продавец не в состоянии запросить цены выше рыночных. Продавцы на этих рынках не тратят много времени и средств на ценообразование.
Монополистическая конкуренция.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить разные товары, отличающиеся между собой качеством, свойствами, внешним оформлением. Покупатели, видя разницу в предложении, готовы платить за товар по-разному (МВЛ, на которых действуют разные АК).
Олигополистическая конкуренция.
Она состоит из небольшого числа продавцов весьма чувствительных к политике ценообразования. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам очень трудно проникнуть на новый рынок (авиаперевозчики на определенном маршруте)