Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование российского менеджмента, этапов становления и особенностей его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить зарождение менеджмента в России и описать его развитие в СССР;
- дать характеристику основным направлениям развития теории и практики российского менеджмента;
- выявить особенности российского менеджмента;
- определить методологические принципы формирования российского менеджмента;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОСИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР…………………………………………………………………..…….5
1.2 Основные направления развития теории и практики российского менеджмента………………………………………..........22
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Особенности российского менеджмента…………………………………..31
2.2 Методологические принципы формирования российского менеджмента………………………………………………………………….….34
2.3 Проблемы менеджмента в России………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….42СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОСИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Зарождение
менеджмента в России и его
развитие в СССР……………………………………
1.2 Основные направления
развития теории и практики российского
менеджмента………………………………………....
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Особенности
российского менеджмента…………………
2.2 Методологические
принципы формирования
2.3 Проблемы менеджмента в России………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
- всегда интересно и нужно;
-
позволяет восполнить
-
дает возможность
-
позволяет извлечь
Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной мной темы.
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование российского менеджмента, этапов становления и особенностей его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
определить зарождение
- дать характеристику основным направлениям развития теории и практики российского менеджмента;
-
выявить особенности
-
определить методологические
-
охарактеризовать проблемы
Предметом моей работы является российский менеджмент, этапы становления и особенности развития.
Объектом исследования является этапы становления и особенности развития российского менеджмента.
В настоящей работе применялись общие методы исследования: системный подход в теоретическом описании российского менеджмента, комплексное исследование этапов становления и особенностей его развития, применение таблицы и рисунка для наглядного представления.
Теоретической и методологической базой написания курсовой работы послужили труды отечественных экономистов, таких как: В.Р. Веснин, В.В. Глухов, О.С. Виханский, А.И. Кравченко.
Структура
работы
ГЛАВА
I ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ
И ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ РОСИЙСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
1.1
Зарождение менеджмента
в России и его развитие
в СССР
Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже XIX – XX веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия XX века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. Попытки реализовать принципы НОТ1 предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.
1.1.1 Дореволюционный период
В начале XX века в России аграрное население преобладало над индустриальным. В 1911 г. Россия произвела готовой продукции в 10 раз меньше, чем Америка, хотя население ее почти в 2 раза превышало население США. На Западе интенсивность и производительность труда были гораздо выше, чем в России. А это означало, что уровень организации производства у нас был существенно ниже: в промышленности преобладали крупные фабрики, свидетельствовавшие о завышенной доле ручного неквалифицированного труда.
Отличительными
чертами служили наличие
Импорт в Россию иностранной техники, капиталов и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области НОТ и менеджмента. Первые упоминания о тейлоризме, как удалось выяснить И.А. Голосенко, появились в 1908–1909гг. в узкоспециализированных журналах «Металлист» и «Записки Русского технического общества». Пик интереса к творчеству Ф.Тейлора падает на 1912–1914 гг. В ряде петербургских и московских организаций, в частности, «Политехническом обществе», «Русском инженерном обществе», «Обществе технологов», «Клубе общественных деятелей Петербурга», проходят публичные диспуты о западных новинках НОТ. Переводятся основные работы Ф.Тейлора, Ф.Джилбретта, Г.Гантта, Ф.Пиркгорста.
В
столичной и провинциальной печати
наблюдается настоящий бум
Венцом легитимизации идей Тейлора в России следует считать 1913 г., когда появился первый в мире тейлористский журнал «Фабрично-заводское дело», где систематизировалась самая разнообразная информация о создателе «научного менеджмента». Мало где в мире самому Тейлору и его системе уделялось столь широкое внимание на всех уровнях общества – начиная со студенческих аудиторий и кончая профсоюзами, научными обществами, министерскими кабинетами и залами заседания Государственной Думы. В обсуждении приняли участие известные русские ученые, публицисты, политики: В.И.Ленин, И.Озеров, П.Маслов, А.Богданов, В.Воронцов, Р.Поляков, В.Хвостов, А.Болтунов, И.Поплавский, А.Глушко, Г.Алексинский, Н.Сарровский, В.Железнов.
Дискуссия вокруг тейлоризма развернулась еще острее после Октябрьской революции. Она приобрела государственный размах и политическую окраску. Возможно, что широкий общественный интерес к Тейлору возник в России даже раньше и приобрел гораздо более глубокий характер, чем у него на родине (известность идеи Тейлора получили здесь только после слушания дела о нем в Сенатской Комиссии США в 1911 г.). То же самое произошло и с социологическим учением О. Конта, на которое россияне обратили внимание раньше, чем во Франции, а его влияние оказалось в России даже более значительным, чем на его родине.
До революции мнения о системе Тейлора разделились на два противоположных лагеря – ее сторонников и противников. После революции, а именно в 20-е годы общественное мнение по-прежнему выражали два лагеря — тейлористы и антитейлористы.
Критиков тейлоризма (В.Воронцов, П.Маслов, И.Поплавский, Г.Алексинский) можно назвать приверженцами популистской ориентации. Они полагали, что в России при низком уровне организации производства и жизни населения, произволе предпринимателей и отсутствии законодательных гарантий внедрение системы Тейлора принесет больше вреда, чем пользы. Вернее, она принесет выгоды только бизнесменам.
Рестрикционизм, по мнению русских ученых, представлял нормальный способ защиты организма от переобременения трудом, а не хитрость отдельных работников. Поэтому замена артельной работы индивидуально-сдельной лишь расширит возможности для злоупотребления здоровьем рабочих. Российские предприниматели, как полагали антитейлористы, позаимствуют у Тейлора то, что выгодно им, а не рабочим – «форсированный труд». Наиболее ярко выражает подобные устремления статья В.И.Ленина «Система Тейлора – порабощение человека машиной», написанная до революции.
Отношение Ленина к Тейлору – беспрецедентный в истории случай. До 1917 г. он оценивал его систему крайне негативно, о чем свидетельствует заголовок упомянутой статьи. Но вот произошла Октябрьская революция, большевики взяли власть. Главная их цель – доказать преимущества социализма над капитализмом во всех областях и прежде всего в производительности труда. В 1918 г. Ленин на заседании Совнаркома во всеуслышание заявляет, что построить социализм без высокой культуры и производительности труда невозможно, а эти факторы, в свою очередь, невозможны без внедрения тейлоризма. Ленин призывает молодежь изучать, преподавать и распространять тейлоризм по всей России. Именно Ленин в 1921 г., вопреки ожесточенной критике недругов А. Гастева, прозванного «русским Тейлором», поддержал его начинания и выделил миллионы рублей золотом на создание Центрального Института Труда – те миллионы, которые советники Ленина предлагали употребить на решение других, более насущных проблем. Нигде в мире глава государства не ставил судьбу страны в зависимость от системы управления.
Сторонники технократической ориентации («тейлористы»), в их числе Р.Поляков, Н.Сарровский, В.Железнов и И.Озеров, видели в этой системе символ научно-технического прогресса: тейлоризм победит старую систему управления и бескультурье, как в свое время паровая машина победила ремесленный традиционализм. Система Тейлора – проявление общемировых тенденций производства, и рост безработицы связан именно с ними, а не с тейлоризмом. Сторонники Тейлора указывали, что в его системе нет ничего, что способствовало бы ускоренному изнашиванию организма работника. Напротив, без НОТ такой процесс протекал бы как раз быстрее. Одновременно они предостерегали против механического переноса чужих идей: надо искать новые пути, учитывая исторический опыт нации и трудовую этику народа.
Приверженцы тейлоризма ссылались на то, что в России задолго до Тейлора в области НОТ проводились похожие эксперименты. Так, в Московском высшем техническом училище еще в 1860 – 1870гг. разрабатывались и внедрялись рациональные методы обучения профессиям, связанных с металлообработкой. В 1873 г. за эти достижения МВТУ на Всемирной выставке в Вене получило медаль Преуспевания. По свидетельствам в печати тех лет, США первыми начали применять русскую методику.
Проблемами
организации труда и
Информация о работе Особенности современного Российского менеджмента