Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование российского менеджмента, этапов становления и особенностей его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить зарождение менеджмента в России и описать его развитие в СССР;
- дать характеристику основным направлениям развития теории и практики российского менеджмента;
- выявить особенности российского менеджмента;
- определить методологические принципы формирования российского менеджмента;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОСИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР…………………………………………………………………..…….5
1.2 Основные направления развития теории и практики российского менеджмента………………………………………..........22
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Особенности российского менеджмента…………………………………..31
2.2 Методологические принципы формирования российского менеджмента………………………………………………………………….….34
2.3 Проблемы менеджмента в России………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….42СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Подход
с позиций человеческого
Особенности российского менеджмента:
- приоритеты в проблематике, акцепты внимания и усилий;
-
инфраструктура менеджмента,
-
комплекс факторов, затрудняющих
и благоприятствующих
-
культурная среда, особенности
общественного сознания, которые
невозможно изменить.
Существует
два подхода в понимании
Первый
подход – полное отрицание возможности
и необходимости менеджмента
в России из-за особенностей исторического
и национально-культурного
Второй подход – не следует преувеличивать российскую специфику, нужно брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой, так как процессы научно-технического прогресса одинаковы во всех странах.
Российский менеджмент – творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры.4
Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение. Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Его становление зависит, во-первых, от уровня развития товарного производства. Менеджмент как форма управления имманентно присуща товарному производству. Наличие в Российской Федерации переходной к рынку экономики означает в то же время и процесс формирования менеджмента. Во-вторых, от уровня технического и технологического развития общества. Так, революция в системе управления, произошедшая в 19 - начале 20 века, была вызвана переходом от ремесленного к машинному производству. Изменилась система управления и при переходе к конвейерному производству. Меняется она и с переходом к новейшим автоматизированным и информационным технологиям.
2.2.1
Концепция копирования
2.2.2
Концепция адаптации западной
теории менеджмента.
2.2.3
Концепция создания российской
теории менеджмента. Исходит
Закон соответствия менеджмента и менталитета.
В настоящие время общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты – важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру управления. Однако констатации этого факта еще недостаточно. Между менеджментом и менталитетом существует более глубокая сущностная взаимосвязь. Существует ряд определений менталитета: менталитет – “совокупность исторически сложившихся психологических особенностей поведения нации”, – “своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся “коду” в любых обстоятельствах...”, – “... определенное социально-психологическое состояние субъекта – нации, народности, народа, его граждан, – запечатлевшее в себе (не “в памяти народа”, а в его подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета”. В этих определениях речь идет не только о психологической, но и о социально-психологической природе менталитета. Буртенко А.П. и Колесниченко Ю.В., основываясь на исследованиях Л.С. Выготского, отмечают генетические, исторические, природно-климатические источники этого явления, выделяя главным образом менталитет как “код”, детерминирующий социальное поведение отдельного человека и нации. Проявление биопсихологической программы поведения людей сказывается на различных сферах человеческой деятельности: быту, общении, производстве. Значительное влияние она оказывает на управление. Так, анализируя формы и методы управления в разных странах, не возможно не учитывать немецкую пунктуальность, английский консерватизм, американский прагматизм, японский патернализм, российскую расхлябанность. Человек не может быть свободным от общества, от самого себя, своей ментальности. При этом он всегда находится в определенной иерархической системе: или подчиняет и руководит, или подчиняется. Даже в одиночестве он руководит своими действиями, поступками, исходящими подсознательно из его ментальности. Следовательно, управление есть форма выражения ментальности. Таким образом, управление – форма проявления внутренней, глубинной социально-психологической программы, заложенной в человеке. В этом качестве менталитет – всеобщая основа поведенческого менеджмента, его элемент, его существенная сторона. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету.
Итак,
“менталитет-менеджмент”, их соотношение,
соответствие и противоречие выступает
как содержание и форма, как сущность
и явление. Они находятся в
неразрывной объективно обусловленной,
постоянно повторяющейся
2.3
Особенности характерные
черты российского
управления на
современном этапе
Перпективы
Переход
от административно-командной
2.3.1
Приватизация государственной
Различные темпы перестройки основных групп субъектов хозяйствования: государства, трудовых коллективов (персонала, руководителей, менеджеров) – осложнили переходные процессы и их анализ. Вместе с тем проведенные исследования позволяют выделить следующие направления преобразований социально-экономического характера.
2.3.2
Кардинальный отход от
Для
поведения руководителей в
2.3.3
Изменение поведения и целей
трудового коллектива в
Это, прежде всего, предложения, поступающие "снизу" и касающиеся более рационального использования ресурсов, производства более выгодных и потребляемых рынком товаров.
Акционерами из числа рабочих осознается дилемма, возникающая при требовании выплат дивидендов, повышение зарплаты, с одной стороны, и дополнительный налог в форме выплат неработающим акционерам, с другой.
Подобное смешение происходит в силу до конца не прошедшего разделения интересов менеджмента и рабочих. Там где разделение произошло, контроль становится менеджерским, а работники превращаются в элемент издержек в деятельности предприятия.
С
другой стороны, можно отметить увеличение
числа переподготовленных работников,
неконфликтное решение вопросов
увольнения, сокращение производственного
и административно-
Активная роль рабочих-акционеров проявилась и облегчила смену менеджерской команды на предприятии.
2.3.4
Изменение в целях выживания
предприятия методов
Российские менеджеры в начале переходного периода ориентировались на управление с позиций рационального использования всех внутренних ресурсов и опирались на работников – собственников этого предприятия (владельцев крупных пакетов акций). В настоящее время акценты изменились и управление добровольно идет на увеличение доли акций, принадлежащих внешним владельцам. Иными словами, сдвиг произошел от "закрытого" управления в сторону "открытого". При этом доля "внешних" владельцев акции часто расширяется в целях привлечения инвесторов для реконструкции производства, его перепрофилирования и диверсификации. Прослеживаются и тенденции добровольного уменьшения "цены" за переход под "внешнее" управление. Речь идет об уступке менеджерами части своей власти "внешним" управлениям взамен на гарантированное владение определенной долей акций.
2.3.5 Изменение характеристики корпуса менеджеров российской экономики.
Формирование
этой категории управленцев
С другой стороны, руководители крупных предприятий, управленческий опыт которых сложился в административно-командной экономике, но вынужденные осуществлять управление в рыночных условиях, на своем опыте. "Ошибки" в таком обучении приобретают большую цену для предприятия. Более того, иная качественная определенность управления в рыночной экономике во многом определила небольшой удельный вес успешных руководителей. Это руководители уже старшего поколения (50-65 лет), на смену им приходят более молодые (30-40 лет), имеющие опыт руководящей работы на данном предприятии. К ним относятся работники, ушедшие со своих должностей и пробовавшие строить свой самостоятельный бизнес. Эту категорию работников объединяет опыт самостоятельного управления бизнесом в условиях рынка. Иными словами, на должности первых руководителей крупных предприятий приходят работники данного предприятия. Они приносят с собой опыт рыночного менеджмента, свои капиталы, накопленные в частном бизнесе и наработанные связи с банками.
Информация о работе Особенности современного Российского менеджмента