Особенности управленческих решений в предприятиях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 09:56, реферат

Описание

Решение — это выбор альтернативы. Вместе с тем решение — это продукт управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования предприятия.
Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть классифицированы по различным признакам.
По уровню управления различают решения, принимаемые на уровне: заведующего секцией; начальника отдела; заместителя директора; директора;

Содержание

I. Сущность и виды управленческих решений………………………………..…2
II. Требования, предъявляемые к управленческим решениям………………….3
III. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений…………………………………………………………………………….4
IV. Методы оптимизации управленческих решений……………………………6
V. Информационное обеспечение менеджмента………………………………...9
Заключение………………………………...……………………………………12
Список используемой литературы………………………………………………13

Работа состоит из  1 файл

Особенности управленческих решений в предприятиях розничной торговли.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

I. Сущность и виды управленческих решений………………………………..…2

II. Требования, предъявляемые к управленческим решениям………………….3

III. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений…………………………………………………………………………….4

IV. Методы оптимизации управленческих решений……………………………6

V. Информационное обеспечение менеджмента………………………………...9

Заключение………………………………...……………………………………12

Список используемой литературы………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                    Сущность и виды управленческих решений

 

Решение — это выбор альтернативы. Вместе с тем решение — это продукт управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования предприятия.

Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть классифицированы по различным признакам.

По уровню   управления  различают решения, принимаемые на уровне: заведующего секцией; начальника отдела; заместителя директора; директора;

министра.

По масштабу воздействия управленческие решения подразделяют на общие и частные (локаль­ные).

Общие решения затрагивают систему в целом, например решения о приватизации предприятий тор­говли.

Частные (локальные) решения касаются отдельных! текущих вопросов работы производственной системы, например   выявления   и  устранения   причин   невыпол­нения заданий по объему товарооборота секцией мага­зина.

По содержанию выделяют научно-технические, экономические и организационные решения. Примеры: научно-техническое решение — установка нового оборудования на предприятии; экономическое — премирование  работника; организационное — создание новой секции в  магазине.

По характеру принято различать следующие ре­шения.

Оперативно-распорядительные решения принимаются на уровне секции, отдела. Они затрагивают различные стороны работы секции, отдела.

Хозяйственно-руководящие решения принимаются на уровне директора предприятия или министра. Они охва­тывают различные стороны деятельности предприятия или отрасли.

Нормативные решения принимают центральные орга­ны управления (Верховный Совет Российской Федерации или СМ республики).

По форме подготовки и принятия разли­чают единоличные, коллегиальные и коллективные ре­шения.

Единоличные решения принимает руководитель пред­приятия, подразделения.

Коллегиальные решения обычно подготавливает и принимает группа специалистов, что позволяет использовать совокупные знания и опыт, а также учитывать различ­ные мнения при обосновании решений.

Коллективные решения принимает весь коллектив (чаще всего на собрании), они затрагивают наиболее общие проблемы развития коллектива (например, реше­ние о распределении прибыли, остающейся в распоряже­нии предприятия).

По частоте повторяемости ситуации могут быть выделены стандартные и творческие ре­шения.

Стандартные решения принимают в повторяющихся ситуациях, когда изменяются лишь количественные пара­метры (например, решение о приемке партии товаров). Необходимость принятия стандартных решений возникает часто, поэтому целесообразно разрабатывать типовые приемы их подготовки и реализации. Причем значитель­ная часть разработки таких решений может быть форма­лизована, а следовательно, механизирована и автомати­зирована.

Творческие решения возникают в неординарных си­туациях и требуют творческого подхода (например, ре­шение о расширении ассортимента товаров и выборе новых поставщиков). Принятию творческих решений пред­шествуют анализ ситуации, привлечение материалов спе­циальных исследований, выполнение сложных расчетов и т. п. При принятии таких решений проявляются специ­альные знания, опыт и даже интуиция менеджера.

В зависимости от степени полноты и до­стоверности информации различаются детерми­нированные и вероятностные решения.

Детерминированные решения принимают при нали­чии полной и достоверной информации. Они обычно легко формализуются и могут быть приняты с помощью экономико-математических методов и ЭВМ.

Вероятностные решения приходится принимать в ус­ловиях недостаточной и неполной информации. Такие ре­шения часто приходится принимать в торговле, что обу­словлено колебаниями спроса, предложения и цен. Для обоснования таких решений широко применяются методы экспертных оценок, мозговой штурм, мнение жюри, тео­рия игр и др.

Классификация управленческих решений носит во многом условный характер. Однако набор требований, предъявляемых к качеству управленческих решений, обычно постоянен.

 

II.                 Требования, предъявляемые к управленческим решениям

 

Существует ряд общих требований, которым должны соответствовать решения, принимаемые в процессе уп­равления. К таким требованиям можно отнести следу­ющие:

минимальное число корректировок;

сбалансированность прав и обязанностей менеджера, принимающего решение (ответственность должна быть равна его полномочиям);

единство распорядительства, т. е. решение (или рас­поряжение) должно исходить от непосредственного руко­водителя, На практике это означает, что вышестоящий ру­ководитель не должен отдавать распоряжения «через голову» нижестоящего руководителя;

строгая ответственность, т.е. управленческие решения не должны противоречить друг другу;

обоснованность — это означает, что управленческое решение должна быть принято на основе достоверной ин­формации о состоянии объекта с учетом тенденций его развития;

конкретность;

полномочность — управленческое решение должно быть полномочным, т.е. должно быть принято органом или лицом, имеющим право принять его;

своевременность — управленческое решение должно быть своевременным, ибо задержка решения резко сни­жает эффективность управления.

Таковы основные требования, предъявляемые к ка­честву управленческих решений. Эти-требования следу­ет в полной мере учитывать в процессе подготовки, при­нятия и организации выполнения управленческих ре­шений.

 

III.              Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений

 

Процесс решения включает три основные фазы: под­готовку, принятие и организацию выполнения. Каждая из этих фаз подразделяется на определенные этапы.

Фаза подготовки управленческого решения под­разделяется на следующие этапы: уяснение проблемs, анализ исходной ситуации, постановка задачи, разработка вариантов решения.

На этапе уяснения проблемы нео6ходимо четко пред­ставить желаемую ситуацию и трудности, которые связа­ны с ее достижением. При этом важно ясно определить, что можно сделать для решения проблемы внутри систе­мы и что и в какой степени зависит от окружающей среды.

Следующий этап предполагает анализ исходной си­туации. На этом этапе анализируют потенциал органи­зации и состояние окружающей среды на момент при­нятия решения с точки зрения возможности достижения поставленной цели или получения желаемого резуль­тата.

Постановка задачи— это этап, в ходе которого конеч­ную цель подразделяют на этапы ее достижения, а на каждом этапе намечают конкретные задачи, увязанные с конечной целью. При этом особенно важно, чтобы задачи имели количественную определенность и определенную последовательность решения.

Разработка вариантов решения — заключительный этап фазы подготовки управленческого решения. Основ­ное содержание этого этапа заключается в предложении различных вариантов решения поставленных задач. К раз­работке вариантов решения привлекают специалистов. Количество предлагаемых вариантов может быть различ­ным, но каждый вариант должен содержать четкую фор­мулировку задачи, основные этапы ее решения по време­ни и данные о необходимых ресурсах {материальных, тру­довых, финансовых), а также возможные последствия осу­ществления данного варианта.

Фаза принятия решения включает анализ предлага­емых вариантов и выбор оптимального варианта.

Анализ предлагаемых вариантов решения осуществля­ется обычно руководителем совместно со специалистами и предполагает: во-первых, выбор критериев для сравнения вариантов и расчет эффекта от реализации каждого варианта и, во-вторых, сопоставление принятых критери­альных  показателей   с  аналогичными   показателями   по каждому варианту.

Выбор оптимального варианта осуществляется обычно руководителем по результатам анализа предложенных ва­риантов. Оптимальный вариант —это наилучший вариант в данных условиях по заданному критерию. Однако на характике любой из вариантов может иметь не одну, а несколько целей, каждой из которых соответствуют свои  критерии оптимальности.

Обязательным условием выбора варианта решения является комплексный учет его возможных положительных и отрицательных последствий.

Выбор оптимального варианта решения утверждает руководитель. Решение формулируется и документально оформляется, фиксируется (т. е. подписывается) руково­дителем, после чего задания доводятся до непосредственных исполнителей, т. е. осуществляется организация исполнения.

Заключительная фаза принятия управленческого ре­шения _ организация выполнения. Эта фаза включает доведение заданий до исполнителей, формирование и исполнение организационного плана и организацию контроля.

Доведение заданий до исполнителей предполагает, что смысл принятого решения должен быть разъяснен всем исполнителям и перед каждым из них должны быть поставлены конкретные задачи и определены их права, обязанности и функции в исполнении решения.

Этап формирования организационного плана предус­матривает четкое определение объема работ по каждой задаче и определение приоритетов, ресурсов и сроков выполнения заданий каждым исполнителем.

Организация контроля за исполнением решения — за­ключительный этап исполнения решения, который включает текущий и заключительный контроль. Текущий контроль осуществляется на протяжении всей работы по исполне­нию решения, а заключительный проводится по результа­там исполнения и позволяет, с одной стороны, соизме­рять цели и результаты, а с другой — осуществлять возна­граждения по результатам исполнения.

Процесс подготовки, принятия и организации выпол­нения управленческих решений подразделяется на ряд операций и процедур.

Операция — это законченное действие.

Процедура - набор операций, направленных на ре­шение каких-либо управленческих задач.

Процедура подготовки, принятия и организации вы­полнения управленческого решения может быть представ­лена так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последовательность и характер операции

Исполнитель

Постановка задачи

Уяснение задач

Сбор   и   обработка   необходимой информации, изучение и оценка ситуации

Выработка вариантов решения

Анализ,    обсуждение    и    оценка вариантов решения

Выбор   окончательного    варианта решения

Формулировка решения

Документальное            оформление решения

фиксация       решения       (подпись документа)

Доведение           заданий           до исполнителей

формирование      и      реализация организационного плана

Организация контроля

Вышестоящий руководитель (орган управления),   трудовой   коллек­тив

Нижестоящий руководитель (руко­водитель)

Руководитель (в необходимых слу­чаях   с   привлечением   специа­листов)

Специалисты Руководитель и специалисты

Руководитель

Руководитель (с участием специа­листов)

Технические исполнители

Руководитель или лицо, им упол­номоченное

Руководитель или лицо, им упол­номоченное

Все работники аппарата управле­ния организации

Руководитель   или   уполномочен­ные им лица

Информация о работе Особенности управленческих решений в предприятиях розничной торговли