Особенности управленческих решений в предприятиях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 09:56, реферат

Описание

Решение — это выбор альтернативы. Вместе с тем решение — это продукт управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования предприятия.
Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть классифицированы по различным признакам.
По уровню управления различают решения, принимаемые на уровне: заведующего секцией; начальника отдела; заместителя директора; директора;

Содержание

I. Сущность и виды управленческих решений………………………………..…2
II. Требования, предъявляемые к управленческим решениям………………….3
III. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений…………………………………………………………………………….4
IV. Методы оптимизации управленческих решений……………………………6
V. Информационное обеспечение менеджмента………………………………...9
Заключение………………………………...……………………………………12
Список используемой литературы………………………………………………13

Работа состоит из  1 файл

Особенности управленческих решений в предприятиях розничной торговли.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

 

В процессе подготовки, принятия и организации вы­полнения управленческих решений  принимают участие все категории работников аппарата управления: руково­дители, специалисты и технические исполнители. Однако степень их участия в этом процессе различна. На долю руководителя  выпадают наиболее сложные творческие операции и процедуры, выполнение которых требует спе­циальных знаний и опыта. Руководитель анализирует исходную ситуацию, рассматривает варианты решения, выбирает оптимальный вариант, т. е. принимает окончатель­ное решение, контролирует исполнение решения и несет ответственность за принятое решение и выполненные действия.

Специалисты   выполняют   в   основном   логические операции и процедуры. Они разрабатывают варианты решений, участвуют в анализе этих вариантов, а также в необходимых случаях принимают участие в форми­ровании   и    реализации   организационного   плана   и контроля.

Технические исполнители выполняют в основном тех­нические операции и процедуры при оформлении реше­ний и организационного плана, а также участвуют в про­цессе организации контроля.

 

IV.             Методы оптимизации управленческих решений

Наиболее распространенными методами оптимизации управленческих решений являются: математическое моде­лирование, метод экспертных оценок, метод мозгового штурма (мозговая атака), теория игр.

Математическое моделирование применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Широкое использование ма­тематических моделей позволяет дать количественную ха­рактеристику проблемы и найти оптимальный вариант ее решения.   Построение   математической   модели   может быть представлено в виде схемы (рис. 1)

 

Объект

исследования

Перенос знаний

Математическая

модель

об объекте на модель

 

 

Верификация

модели

 

 

 

 

Изучение модели

 

Новые знания

об объекте

 

Перенос новых

Новые сведения

о модели

сведений на объект исследования

 

Рис. 1. Построение математической модели

 

Основными этапами оптимизации управленческого ре­шения с помощью математических методов являются:

1.  Постановка задачи.

2.  Выбор критерия эффективности, который должен выражаться однозначно, например определенным числом, и отражать меру соответствия результатов решения по­ставленной цели.

3.  Анализ и измерение переменных величин (факто­ров), влияющих на величину критерия эффективности.

4.  Построение математической модели.

5.  Математическое решение модели.

6.  Логическая и экспериментальная проверка модели и полученного с ее помощью решения.

7.  Разработка  рекомендаций   по   практическому  ис­пользованию полученных результатов.

Методы экспертных оценок применяются в тех слу­чаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими методами.

Экспертиза представляет собой исследование слож­ных специальных вопросов на стадии выработки управ­ленческого решения лицами, обладающими специальны­ми знаниями и опытом, с целью получения выводов, мне­ний, рекомендаций и оценок. Экспертное заключение оформляется в виде документа, в котором фиксируются ход исследования и его итоги. Во введении указывается,

кто, где, когда и в связи с чем организует и проводит экс­пертизу. Далее фиксируется объект экспертизы, указыва­ются методы, примененные для его исследования, и полу­ченные в результате исследования данные. В заключи­тельной части содержатся выводы, рекомендации и прак­тические меры, предлагаемые экспертами.

Наиболее эффективно применение метода экспертных оценок при анализе сложных процессов, имеющих в ос­новном качественные характеристики, при прогнозирова­нии тенденций развития торговой системы, при оценке альтернативных вариантов решения.

Метод мозгового штурма (мозговая атака) при­меняется в тех случаях, когда имеется минимум инфор­мации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специали­сты, имеющие отношение к данной проблеме, им пред­лагается участвовать в форсированном обсуждении ее решения. При этом строго соблюдаются следующие правила:

все высказываются по очереди;

говорят, лишь когда могут предложить новую идею;

высказывания не критикуются и не осуждаются;

все предложения фиксируются.

Обычно этот способ позволяет быстро и правильно решить возникшую проблему.

Разновидностью метода мозгового штурма является мнение жюри. Суть этого метода состоит в том, что к об­суждению проблемы привлекаются специалисты различ­ных сфер деятельности, взаимодействующие между собой. Например, к решению о выпуске нового товар* привлекаются менеджеры производственного, коммерче­ского и финансового подразделений фирмы. Применение данного метода способствует генерированию новых идей и альтернативных вариантов.

Одним из методов оптимизации управленческих реше­ний в условиях рыночной конкуренции является теория игр, суть которой состоит в моделировании воздействия принятого решения на конкурентов. Например, если с по­мощью теории игр руководство торговой фирмы приходит к выводу, что в случае повышения цен на товары конку­ренты не сделают того же, то, вероятно, целесообразно отказаться от решения повысить цены, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.

Методы оптимизации управленческих решений могут дополнять друг друга и использоваться комплексно при выработке важных управленческих решений.

Выбор методов оптимизации управленческих решений в значительной мере зависит от информационного обес­печения менеджмента.

 

 

 

 

 

 

V.Информационное обеспечение менеджмента

 

Для разработки и принятия управленческих решений, а также для организации их исполнения необходима ин­формация.

Информация — это совокупность различных сообще­ний об изменениях в системе управления и окружающей ее среды.

Управление как информационный процесс состоит в обмене информацией между субъектом управления, уп­равляемым объектом и внешней средой.

Информационное обеспечение менеджмента пред­ставляет собой совокупность сведений о состоянии и ди­намике объекта управления, необходимых для принятия и реализации управленческих решений.

Информация, используемая в процессе управления торговлей, может быть классифицирована по различным признакам.

По содержанию различают торгово-оперативную, бюджетно-статистическую, нормативную, организацион­ную, социальную и научно-техническую.

Торгово-оперативная информация характеризует вы­полнение основных хозяйственных функций торговой ор­ганизацией (закупку товаров, состояние товарных запа­сов, объем продажи товаров и т. п.).

Бюджетно-статистическая информация отражает све­дения о потреблении определенных товаров отдельными группами населения и др. Такая информация представля­ет интерес для прогнозирования и оценки деятельности отрасли на макроуровне.

Нормативная информация включает научно обосно­ванные нормы и нормативы, отражающие различные про­цессы, происходящие в торговле.

Организационная информация необходима для ор­ганизации управления товародвижением и товароснабжения, для организации торгово-технологического про­цесса, а также хозяйственного обслуживания и работы аппарата управления торговой организации. К этой ин­формации можно отнести графики завоза товаров и представления заявок, схемы размещения товаров и движения покупательских потоков, графики ремон­та торговых помещений, планы проведения совещаний и т. п.

Социальная информация образуется в процессе со­циологических исследований, а также в оперативной кад­ровой работе. Она включает данные, содержащие соци­альную характеристику трудового коллектива торговой ор­ганизации.

Научно-техническая     информация      представляет собой совокупность данных, необходимых для осуществления технического руководства. Это схемы, чертежи и   технические   характеристики   торгового   оборудова­ния, планировки торговых залов и складских площадей и т. п.

По месту образования и направлению информационных потоков принято различать входящую, исходящую и внутреннюю информацию.

Входящая информация охватывает сведения, поступающие в торговую организацию. Например, документы, сопровождающие грузы, поступающие в торговую организацию, инструкции и приказы вышестоящих звеньев управления, законодательные акты.

Исходящая информация —это информация, поступающая от торговой организации. Например, реклама, заявки на поставку товаров.

Внутренняя информация образуется в данной торговой организации и используется в основном внутри данной системы управления. Это журналы регистрации, карточки учета товаров и др.

По степени преобразования различают первичную и производную информацию.

Первичная информация используется в том виде, в котором была получена.

Производная информация — это информация, полу­ченная путем переработки первичной информации.

По времени хранения информацию подразделя­ют на хранящуюся определенный срок и хранящуюся по­стоянно.

По степени использования выделяют ин­формацию однократного и многократного использо­вания.

Основным носителем информации является доку­мент, т. е. материальный объект, содержащий информа­цию в зафиксированном виде, оформленный в установ­ленном порядке и имеющий в соответствии с действую­щим законодательством правовое значение.

Поток документов, последовательно проходящих в организации с момента их создания или получения до исполнения или отправки, называется документообо­ротом.

Документы, участвующие в документообороте, могут быть классифицированы по различным признакам.

В зависимости от авторства различают слу­жебные и личные документы.

Служебные документы составляются от имени раз­личных предприятий, организаций и органов управления. Примером служебных документов могут быть заявки и письма торговых организаций предприятиям промышлен­ности. Авторами личных документов являются отдельные граждане. Например, к такого рода документам можно от­нести заявление о приеме на работу, расписку, доверен­ность и т. п.

По сложности различают простые и сложные доку­менты.

Простые документы затрагивают, как правило, один вопрос, а сложные содержат вопросы, касающиеся раз­личных служб, должностных лиц и подразделений.

По степени типизации документы могут быть типовыми и индивидуальными.

Типовые документы обычно составляют по опреде­ленной схеме (например, договоры, уставы, протоколы и т. п.).

Индивидуальные документы составляют по произ­вольной форме, они отражают исключительные ситуации (или явления).

В зависимости от подлинности выделяют подлинные документы и копии (дубликаты, выписки и т. п.).

Все виды работ по оформлению, написанию и обра­ботке документов охватывает делопроизводство — спе­циальный раздел управления.

Документооборот в торговой организации осуществля­ется обычно по определенной схеме.

Поступающую документацию регистрируют в специ­альных журналах или на карточках. Часть почты не реги­стрируют, а направляют в соответствующие подразделе­ния организации.

Наиболее важные документы представляют для озна­комления руководителю организации или его заместите­лям, которым делегированы полномочия, необходимые для решения соответствующих вопросов.

Результаты рассмотрения руководством документов отражаются в резолюциях, которые должны содержать четкие указания о порядке исполнения документов. При этом ответственным за исполнение документа считается лицо, указанное в резолюции первым.

Документ с резолюцией руководителя направляют для исполнения в соответствующее подразделение организации для подготовки ответа или внутреннего доку­мента.

Для особо важных документов по указанию руководи­теля вводится особый учет и контроль. Такой контроль осуществляется обычно секретарем (референтом) или канцелярией в специальных картотеках (на особых кар­точках).

Оборот   исходящей    информации   осуществляется! обычно по следующей схеме. Составляют проект документа, который последовательно согласовывают, визируют,   подписывают,   регистрируют   и   отправляют. При этом важно проверить отправляемый документ с точки зрения внешнего оформления (адрес, номер, дата и т, п.), наличия указанных в документе приложений, виз, подписи руководителя, печати. А на остающихся в организации копиях отправляемых документов долж­ны быть подписи лиц, удостоверяющих подлинность под­писи.                                                                                

Информация о работе Особенности управленческих решений в предприятиях розничной торговли