Особенности японского менеджмента. Исторические основы управления организациями в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание

Менеджмент – это совокупность действий и процедур, направленных на обеспечение целенаправленного, эффективного и рационального коллективного труда. Менеджмент является основным фактором предпринимательской деятельности, организующим все остальные элементы бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Особенности развития экономики Японии....................................................4

2. Становление японского менеджмента............................................................8

3. Особенности японского управления..............................................................11

3.1. Система пожизненного найма.....................................................................11

3.2. Принцип старшинства..................................................................................13

3.3. Культивирование корпоративного духа фирмы........................................14

3.4. Кружки качества...........................................................................................16

3.5. Отношения в рабочей группе......................................................................17

3.6. Принятие решений........................................................................................20

4. Роль японской философии и искусства на менеджмент…………………...25

Заключение...........................................................................................................27

Список литературы……………………………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.55 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра менеджмента и ВЭД предприятия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему: Особенности японского менеджмента.

Исторические  основы управления организациями в  Японии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Золотова Е.А.

Студентка: ФЭУ-221

Руководитель: Часовских В.П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Особенности развития экономики Японии....................................................4

2. Становление японского менеджмента............................................................8

3. Особенности  японского управления..............................................................11

3.1. Система  пожизненного найма.....................................................................11

3.2. Принцип  старшинства..................................................................................13

3.3. Культивирование корпоративного духа фирмы........................................14

3.4. Кружки качества...........................................................................................16

3.5. Отношения в рабочей группе......................................................................17

3.6. Принятие решений........................................................................................20

4. Роль японской философии и искусства на менеджмент…………………...25

Заключение...........................................................................................................27

Список  литературы……………………………………………………………...29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Менеджмент  – это совокупность действий и  процедур, направленных на обеспечение  целенаправленного, эффективного и  рационального коллективного труда. Менеджмент является основным фактором предпринимательской деятельности, организующим все остальные элементы бизнеса.[1]

     Менеджмент  в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру. Он непосредственно связан с общественно - экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.

     Чем отличается японский метод управления от  методов, используемых в большинстве  стран Европы и Америки? Прежде всего, своей направленностью: основным  предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

     Цель  курсовой работы – рассмотреть особенности японского менеджмента, исторические основы управления организациями в Японии.

     Задачи: рассмотреть принципы японского  управления, поведение в организации, систему контроля, управление трудовыми ресурсами.

  1. Особенности развития экономики Японии
 

     Как известно, до середины 19 в. Япония являлась аграрной страной со слаборазвитой промышленностью. После вступления на капиталистический путь развития большая часть отраслей промышленности финансировалась государством. Затем, к концу 19 в., большинство государственных предприятий было приватизировано,  а в настоящее время в Японии существует лишь 4 государственных предприятия (почта - телеграф, монетный двор, лесопроизводство, типография по изданию сборников законов и официальной статистики), остальные - в частном секторе.[2] Несмотря на нехватку всех видов сырья, быстро развивается тяжелая и легкая.

     Японский  послевоенный индустриальный рост, по данным Дзэнтай  (профсоюза почтовых работников Японии), можно подразделить на следующие этапы развития:

  1. 1945 - 1953 гг. период восстановления экономики, преодоления последствий войны и военной разрухи. Его отличала жесткая государственная политика, включая прямое администрирование в области производства и распределения, при активном участии американских властей. В 1950 - 1953 гг. наблюдается промышленный подъем, вызванный резким ростом специфического спроса на продукцию различных отраслей в связи с Корейской войной.
  2. 1953 - 1973гг. период высоких темпов промышленного роста, опиравшегося на высокую норму накопления, активное расширение и обновление производственного аппарата, становление и стремительное развитие массового производства, поддержку государством передовых отраслей. В этот период Япония превращается во  вторую по значимости индустриальную державу западного мира и становится одним из крупнейших экспортеров.
  3. 1973 - 1985 гг. период, который называют временем шоков и адаптаций. Японская экономика пережила в эти годы два нефтяных кризиса и повышение курса йены после «Соглашения Плаза». Основные особенности периода - активный курс на сокращение всех видов удельных издержек, особенно сырья, энергии и материалов, поворот в сторону ускоренного развития высокотехничных отраслей на базе микроэлектроники и информатики; решающая роль экспорта как фактора развития.
  4. 1985 - 1992 гг. период, который называют временем «Бабл» - временем «пенистой экономики». Под давлением индустриальных держав, таких как США и члены ЕЭС, японское правительство намеревалось переориентировать экономическую структуру и рост на внутренний спрос, и сокращение экспорта как фактора роста. Эта политика привела к спекуляции земельными участками и акциями и в результате - к росту цен.
  5. 1991 г. - по настоящее время. C концом «Бабл» наступил период депрессии.[3]

     Несколько иного подхода к классификации  и характеристики экономики страны придерживается Японский центр производительности для социально - экономического развития (ЯЦПСЭР). Его специалисты выделяют 3 момента, пережитых экономикой Японии.[4]

     По  мнению ЯЦПСЭР, современная Япония переживает крупнейший экономический спад со времени окончания второй мировой войны. Его непосредственной причиной является так называемая «экономика мыльного пузыря» конца 80-х гг. В настоящее время происходит длительный восстановительный процесс. Однако, если говорить о сути проблемы, то возникла ситуация, когда назрела необходимость структурных преобразований, адекватных изменениям внутренних и международных условий, обеспечивающих развитие послевоенной Японии.

     Первый поворотный момент (1955 г.). Символом этого момента стала фраза из книги («Белой книге по экономике» (1956г.)) о том, что «послевоенный период уже закончился». Полностью разрушенная в результате поражения в войне японская промышленность была  быстро восстановлена благодаря тому, что Япония стала плацдармом материальных поставок для начавшейся в Корее в 1950г. войны. Уже в 1955 г. промышленное производство превысило максимальный довоенный уровень 1944 г., и в этом же году, благодаря благоприятной ситуации с экспортом в сельском хозяйстве, Япония достигла равновесия в платежном балансе. Смысл первого поворотного момента 1955 г. заключается в том, что к этому моменту было завершено послевоенное восстановление экономики. Вслед за этим Япония вступила в эпоху высоких темпов экономического роста.

     Второй  поворотный момент (1973г.). Несмотря на временный  экономический спад в середине 60-х, высокие темпы экономического роста все же сохранялись. Этот стремительный экономический рост был обеспечен активной технической модернизацией. Ситуация холодной войны, а также разница в экономическом уровне со странами Европы и Америки облегчали внедрение новых технологий. Кроме того, японские предприятия искали по всему миру технологии, находящиеся на уровне лабораторных испытаний (а нередко и технологии, от внедрения которых западные страны отказались), и после отработки ошибок в ходе испытаний, в конечном счете, успешно запускали их в производство. Этот период стал периодом формирования основ промышленной структуры в Японии. Япония импортировала сырье, а все остальное, вплоть до создания готовой продукции, происходило в стране, и таким образом к данному периоду была сформирована основа так называемой «промышленной структуры полного цикла». В результате этого японская экономика успешно наращивала экспорт. В 1967 г. его объем превысил $ 10 млрд. и, начиная со второй половины 60-х гг., Япония стала иметь активный платежный баланс. Безусловно, существует точка зрения, что это положительное сальдо возникло в результате защиты внутреннего рынка с помощью таможенных барьеров и применения различных протекционистских мер в отношении экспорта.

     В октябре 1973 г. мир был потрясен в результате «нефтяного шока». Япония, почти на 100 % зависевшая от импорта нефти, который составлял более 70 % ее энергоисточников, оказалась в сложнейшей ситуации, т.к. до этого момента имела экономическую структуру, ориентированную на энергоемкие производства и опиравшуюся на дешевую электроэнергию. Промышленность и общество Японии должны были приспособиться к «новому экономическому порядку». «Нефтяной шок» нанес удар по японской экономике и привел к снижению как показателей производства, так и производительности, реальное число безработных превысило 1 млн. чел. На японских предприятиях активно применялся принцип «кайдзэн» (принцип постоянного усовершенствования) и принцип «точно в срок». В результате возросло участие рабочих на местах в усовершенствовании технологических процессов и в управлении производством. Иными словами, произошел концептуальный переход от обеспечения качества на последнем этапе производственной линии к обеспечению качества на каждой стадии процесса производств.

     Третий поворотный момент (1992г.). Он, без сомнения, начался с  повышения курса йены, которое произошло в результате соглашения 5 ведущих стран о проведении совместных валютных интервенций, заключенного в Нью - Йорке осенью 1985 г.. Правительство Японии, озабоченное экономическим спадом, вызванным стремительным ростом курса йены, произвело значительное снижение официальных учетных ставок. Наступила эпоха беспрецедентно низких процентных ставок. С другой стороны, предприятия, используя высокий курс йены, выпускали за границей займы и конвертируемые облигации, получая практически беспроцентные капиталы.

     Избыточные  капиталы предприятий инвестировались  на рынке капитала в землю и недвижимость, причем этот процесс не ограничивался территорией Японии, а распространялся и за рубеж. Прямые зарубежные инвестиции Японии с 1986 по 1990 г. составили больше, чем все предыдущие 20 лет. Часть прямых инвестиций ушла в развивающиеся страны, главным образом страны АСЕАН. Это приводит к аккумулированию положительного сальдо Японии в торговле со странами Азии.

  С 1987 по конец 1989 г. стоимость акций и земли подскочила более чем в 2 раза, но  начиная с кона 1989 г. акции начали стремительно падать в цене и к середине 1992 г. их стоимость практически опустилась до уровня 1987 г.. В Японии произошла серьезная дефляция активов, значительная часть кредитов, взятых под залог стоимости роста акций превратилась в безнадежные долги.[5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Становление японского менеджмента
 

     За  последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.   

     Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период исторического развития в Японии сложились определенные методы труда и поведения, соответствующие специфическим чертам национального характера.

     Основным  богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы. Японская система  хозяйствования опирается на исторически  сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции.

     Традиция  групповой сплоченности связана  с занятием японцев рисосеянием, требующим огромных затрат труда и обильного полива посевов, что было не под силу одной семье. Для создания искусственных водоемов людям приходилось объединяться в группы, артели.[6]

     Отличительными  чертами японского характера  являются экономия и бережливость. Лозунги об экономии можно встретить на каждом японском предприятии. Требования экономии и бережливости непосредственно связаны с выпуском высококачественной продукции.

     Сущностью японского менеджмента является управлением людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), а группу людей. Кроме того, в Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.                                        

     Известно, что поведение человека определяется его потребностями. При этом японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму социальных потребностей, хотя в последнее время японский менеджмент впитал в себя отдельные мотивационные концепции американского менеджмента, ориентированного на психологию индивида. Это нашло свое выражение в том, что стала признаваться необходимость личного потребления. Японцы стали в большом количестве приобретать товары личного потребления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности японского менеджмента. Исторические основы управления организациями в Японии